Умножение числа 7. Деление на 7
Котыхова Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Целевые установки урока:
Предметные: закрепить умения выполнять действия умножения числа 7 и деления на 7 с числами в пределах 100; решать примеры на деление с использованием табличных случаев с числами от 1 до 7; совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач; составлять выражения и решать простые задачи и задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; сравнивать величины, выраженные разными единицами измерения.
Метапредметные:
- регулятивные: выполнять проверку ответа при решении задачи, контролировать ход выполнения арифметических действий при нахождении значения числового выражения;
- познавательные: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать память, работать с условием задачи представленном в виде текста, таблицы.
- понимать необходимость координации совместных действий при решении учебных и творческих задач.
Личностные: формирование адекватной самооценки, умение организовывать свое рабочее место, совершенствовать навыки самоконтроля.
Оборудование:
Учебник «Математика» 3 класс. (авторы: Г.Ф. Дорофеев, Т.Н. Миракова),
рабочая тетрадь ((авторы: Г.Ф. Дорофеев, Т.Н. Миракова),
карточки с индивидуальным заданием,
презентация с заданиями к уроку «Умножение числа 7. Деление на 7.».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников. |
||||||||||||||||
1. Организационный момент. Мотивация. |
|||||||||||||||||
- Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Я очень рада вас видеть. Сядьте ровно, спинки выпрямите, а я посмотрю, кто из вас лучше всей сидит. Молодцы! Нам с вами предстоит выполнить интересную работу. - Думаю, что сегодня на уроке вы будете внимательными и активными. Я приготовила для вас сегодня интересные задания. Хотите узнать? |
Ученики готовят рабочее место. Проверяют посадку перед работой. Настраиваются на урок. |
||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Устный счет. |
|||||||||||||||||
4-5 учеников получают карточку с заданием для индивидуальной работы. См. Приложение1. Остальные ученики самостоятельно выполняют задание написанное на доске. Слайд 1-6 1. Игра «Кто быстрее?» 9*4 56:8*35 4*4+56 7*8 28-36:2 4*3+6*8 8*6 91-(6+85) 15+42:6 - Как правильно определить порядок действий при решении примеров? Сначала выполняем действия…, а затем - …. 2. «Найди пару». 6*2, 3*6, 3*8, 12:2, 24:4, 2*9,4*3, 6*4 - Выпишите парами выражения, имеющие одинаковый результат. 3. «Вставь пропущенное число». 28 : * < 36 : * * : 7 > 42 : * * : 6 > * : 7 18 : * < 24 : * - Сколько вариантов решения имеет это задание? - Какие знания нам помогут быстро выполнить эти задания? |
Фронтальная работа. Учащиеся устно выполняют вычисления и записывают ответы в тетради. Взаимопроверка с опорой на образец Ученики с индивидуальным заданием выполняют задание на карточке. |
||||||||||||||||
3. Самоопределение к деятельности. |
|||||||||||||||||
Задание записано на доске. 1. Назовите 2 числа, результат произведений которых равен: 42, 21, 14, 35, 28 Полученные произведения учитель записывает на доске, подчеркивая множитель 7. 2. Продолжите запись. Назовите компоненты первого выражения. Какие математические правила помогут нам правильно записать равенства? Сформулируйте их. 1. а*b=d 7*5= b*a=.... ….. d:а= ….. d:в= ….. В полученных равенствах учитель подчеркивает число 7. 3. 7, 9, 15,18, 21, 35, 42, 54, 60 - Из чисел записанных на доске выберите те, которые делятся на 7. - Дети, посмотрите внимательно на доску. Подумайте и скажите какое число будет хозяйкой сегодня на нашем уроке? Сформулируйте тему и задачи урока. |
Учащиеся выполняют задание фронтально. Один из учеников выполняет 2 задание у доски. Комментируя. 1 Первый множитель. Второй множитель. Произведение. 2. От перестановки мест множителей результат произведения не изменяется. 3. Если произведение разделить на первый множитель - а — в результате мы получим второй множитель — в. 4. Если произведение разделить на второй множитель - в— в результате мы получим первый множитель — а. |
||||||||||||||||
4. Работа над задачами |
|||||||||||||||||
1. Решение простых задач. Повторение табличных случаев с числом 7. Слайд 7-16 Учитель читает задачу и комментирует. - Что нужно узнать в задаче? Каким действием мы будем решать задачу? Задача на приведения к единицы. - К какому типу относится эта задача? - Что известно? Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи? Задача на кратное сравнение. - К какому типу относится эта задача? Какие «слова-подсказки» нам помогут правильно выбрать действие для решения задачи? 1. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько килограммов кислорода в год выделяет вяз? 2. Длина шага страуса при беге достигает 6 м. Сколько шагов он сделает, преодолев расстояние в 42 м? 3. На одной странице альбома 7 наклеек. Сколько наклеек на 9 страницах? 4.Лошади в неделю дают 56 кг овса .Сколько овса ей нужно на 3 дня? 5.Привезли в ларёк 21 ящик апельсинов и 7 ящиков с лимонами. Во сколько раз привезли ящиков с лимонами меньше, чем с апельсинами? 6. На Украине одна ручка стоит 7 гривен. Сколько ручек можно купить на 56 гривен? 7. В Германии на 49 евро можно купить 7 чашек. Сколько стоит одна чашка? 8. В 15 веке перевозка одной посылки из Москвы в Новгород стоила 3 рубля. Сколько рублей нужно было заплатить за 7 посылок в Новгород? 2. № 4 Стр 7 Решение задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». Задание выполняется устно под руководством учителя. Слайд 3. - Рассмотрите внимательно таблицу. Это краткая запись условия задачи. С какими величинами мы будем работать в этой задаче.?(«Цена», «количество», «стоимость») Что такое цена? Что такое стоимость? Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы: 1. Сколько заплатили за картофель? Как найти стоимость? 2. Сколько килограммов моркови купили? Как найти количество? 3. Сколько стоит 1 кг капусты? Как вычислить цену? 4. Сколько заплатили за картофель и морковь вместе? Можно ли сразу ответить на этот вопрос задачи? Что неизвестно? Как будем решать задачу? 5. Сколько заплатили за морковь и капусту вместе? 6. На сколько больше заплатили за капусту, чем за морковь? Это задача на разностное сравнение. Каким арифметическим действием мы будем решать задачу? |
Учащиеся решают задачи. Определяют тип задачи и выбирают действие для решения задачи. Составляют выражение для решения задач и записывают ответ. Полученные результаты сравнивают с образцом решения на доске. Самопроверка.
Задание выполняется устно. Фронтальная работа.
|
||||||||||||||||
5. Физкультминутка. Встали ровненько ребята, Пошагали как солдаты. Влево, вправо наклонись, На носочках потянись. Раз рывок, два рывок. Отдохнул ли ты, дружок? Помаши кистями дружно и садись — считать нам нужно.
|
|||||||||||||||||
6. Работы по учебнику. Самостоятельная работа. |
|
||||||||||||||||
№ 5 стр 7 Решение примеров. Откройте учебник на стр 7. Найдите задание № 5 |
Учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам. 1,3 столбик — 1 вариант. 2,4 столбик -2 вариант. Полученные ответы сравнивают и устанавливают закономерность. |
||||||||||||||||
№ 6 стр 7. Равенства с величинами. Карточка с заданием. На обратной стороне карточки ответные ключи для другого варианта. - Посмотрите внимательно на задание. В одних ли единицах измерения записаны величины? Можем ли мы их сразу сравнить? Что нужно сделать? Для того, чтобы сравнить 2 величины нужно выразить их …. (в одинаковых единицами измерения). Слайд 19 Сравни: 10 см * 1м 26 дм * 1м 2м 8дм * 30 дм 3м 2 дм * 32 дм 19 см * 2 дм 1м * 100см 6м 7дм * 7м 6 дм 8 дм 7см * 8м 5м 4 дм * 46 дм 5 дм * 20 см 1м * 99 см 19 см * 20 дм 1ч *100мин 1ч * 100 мин 5 дм * 20 см 50 см * 5 дм
|
Учащиеся повторяют как с помощью разных единиц измерения можно выразить величину равную 1 метру, 1 дм. Вставляют пропущенные числа в равенства с величинами так, чтобы равенства были верными. Взаимопроверка с использованием ответного ключа. Ученики оценивают выполненную работу друг у друга. |
||||||||||||||||
7. Рефлексия. Слайд 20 Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки - самооценки. Чем вам запомнился сегодняшний урок? Чем он вам был полезен? Выполнили ли мы на уроке поставленные перед собой задачи? |
Самооценка. Учащиеся в тетради рисуют лесенку самооценки и на ней значками (звёздочка, восклицательный знак, знак вопроса) отмечают выполнение каких заданий получилось лучше всего, что вызвало трудности. Делают выводы о своей учебной деятельности на уроке. |
||||||||||||||||
8. Домашнее задание. |
Выполнить задания в рабочей тетради стр 10-11 |