Тип урока: ОНЗ.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: способы сложения и вычитания чисел.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с сестричками-единичками. Путешествуя по стране Математике, сестрички-единички увидели на своем пути такой плакат.
Учитель открывает на доске плакат:
Действие сложения Достойно уважения. Но требует внимания К себе и вычитание. |
- Названия, каких математических действий указаны на тексте? (Сложение и вычитание.)
- Какие способы сложения и вычитания вы знаете? (С помощью таблицы сложения, числового отрезка, знание состава числа.)
- Сегодня на уроке вы продолжите изучение способов сложения и вычитания чисел. Вы готовы составить компанию сестричкам-единичкам в их путешествии по стране Математике? (Готовы.)
- А как будет построена работа на уроке? (Так как мы узнаем новое, то мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть способ.)
- Теперь точно вы готовы, в путь!
- Но, сначала нам необходимо проложить маршрут. А для этого мы должны составить план урока.
Ученики составляют план урока.
1. Повторение
2. Открытие нового знания
3. Закрепление
4. Применение новых знаний (сам. работа)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать состав чисел в пределах 20, алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд «по частям»;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Состав чисел в пределах 20.
- Чтобы не скучать, сестрички-единички во время путешествия составляли пары по различным признакам. Вот что у них получилось в первый раз.
1 вариант 2 вариант 11 – 6 13 – 5 16 – 9 12 – 8 14 – 7 15 – 6 |
Учитель открывает на доске выражения к заданию № 1
- Что общего во всех выражениях? (Все выражения на действие вычитания с переходом через десяток.)
- Найдите значение выражений.
2 ученика работают у доски, остальные на местах на листочках
- У кого также? У кого по-другому?
Самооценка учеников, выполнявших задания на доске.
2) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы вспомнили состав чисел, вычитание с переходом через десяток.)
- Как вы думаете, какое задание вы сейчас получите?(Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
- Сестрички-единички решили поиграть с вами в прятки. Чтобы пройти дальше, нам надо найти значение еще нескольких выражений. Найдите результаты вычитания. Запишите только ответы. (20 секунд!!!)
Учитель открывает на доске выражения
55 – 5 = 99 – 9 = 33 – 3 = 66 – 6 = 77 – 7 = 64 – 7 = |
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто выполнил задание полностью?
Учитель фиксирует на доске варианты ответов.
- Какого выражение у вас вызвало затруднение? (Мы не смогли найти разность 64 и 7)
- Почему это выражение вызвало затруднение?
- Какую поставим цель на уроке? (Научиться находить значение похожих выражений)
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Кто нашел значение этого выражения? Объясни, как ты это сделал. (Ребенок записывает решение.)
- ЕСЛИ ДЕТИ НЕ МОГУТ ОБЪЯСНИТЬ, КАК ОНИ НАШЛИ ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, то учитель предлагает
- Давайте попробуем открыть способ, с помощью которого мы могли быстро вычитать числа с переходом через десяток.
- Сформулируйте тему урока. (Вычитание чисел с переходом через десяток.)
Учитель открывает тему урока.
4. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Объясни, как ты нашел значение этого выражения.
64 – 7 = 64 – (4 + 3) = (64 – 4) – 3 = 60 – 3 = 57 |
4 3 |
- Давайте проверим, верный ли способ решения вы нашли.
Учитель на доске показывает образец решения.
- Сделайте вывод. (Мы все правильно открыли.)
- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться в использовании нового способа.)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1)№ 5, стр. 16.
Один ученик работает с комментированием у доски, остальные учащиеся в тетради.
Работа над вторым примером организуется аналогично, 3 – решают самостоятельно.
После этого дети сверяют свои решения с образцом на экране.
2) Решение задачи №6. (смотри свою запись)
- Прочитайте задачу, прочитай …. Задачу вслух.
- Что известно в этой задаче?
- Что неизвестно? Что надо узнать?
- Запишем задачу кратко. Какие слова выберем для краткой записи?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем ли мы узнать… Почему? Каким действием? Почему?
- Зная ….. и …… можем мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему?
- Запишите решение и ответ.
- Проверим.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения вычитать числа с переходом через разряд.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Задания на листочках
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Учитель открывает на доске образец для самопроверки. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем вычитать числа с переходом через десяток.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг умения решать уравнения на сложение и вычитание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Где вы сможете использовать открытый способ? (При решении задач, уравнений, …)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: вычитание чисел с переходом через разряд;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
Учитель читает стихотворение:
Действие сложения Достойно уважения. Но требует внимания К себе и вычитание. |
- Какому действию сегодня на уроке вы уделили большое внимание? (Вычитанию.)
- Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.
- У кого получилось открыть новый способ самому?
- Чему мы учились на уроке?
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.