Приемы формирования устных вычислительных
навыков на уроках математики
Шаренкова Анна Михайловна,
учитель начальных классов
СПб ГБУЗ «ДПС «Комарово»
СПб ГБУЗ «ДПС «Комарово»
Все учителя в процессе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих трудности при усвоении учебного материала. Если не выявить причины этих трудностей, то невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Одна из важных задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов письменных и устных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других школьных дисциплин.
Формирование вычислительных навыков – одна из сложных и важных задач в курсе математики, решение которой осуществляется путём применения в процессе обучения различных упражнений и заданий.
Вычислительный навык — это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести эти навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Формирование вычислительных умений и навыков — процесс сложный, а его эффективность зависит от уровня подготовки, индивидуальных особенностей ребенка и организации вычислительной деятельности.
Если проанализироват программу по математике в начальной школе, то увидим, что важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:
- умение выполнять арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;
- применять законы умножения и сложения к упрощению выражений;
- определять порядок действий при вычислении значения выражения.
Значительное количество учеников не владеют этими вычислительными навыками, допускают ошибки в вычислениях. Причинами такой невысокой вычислительной культуры учащихся могут являтся:
1. Низкий уровень мыслительной деятельности;
2. Отсутствие нужной подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
3. Неразвитое внимание и память учащихся;
4. Отсутствие качественного контроля за детьми при выполнении домашних заданий со стороны родителей;
5. Низкий уровень подготовки учащихся по математике за курс начальной школы;
6. Отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в процессе обучения.
На уроках математики можно использовать предлагаемые приемы, которые направленны на преодоление причин возникновения ошибок:
1) Занимателные игры и задачи;
2) Тесты «Проверь себя»;
3) Исследовательские работы, проекты;
4) Математические диктанты;
5) Творческие конкурсы и задания.
Некоторые приемы можно использовать при работе со всем классом, некоторые, направленные на развитие памяти, внимания и мышления, можно подбирать для группы учеников по результатам мониторинга. Главное, что работана каждом уроке должна проводиться со всем классом, а не с учителем и группой успешных учеников. Важно создавать ситуацию «успеха», где каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя кроется не в том, чтобы доказать и выявить незнания или слабого знания ученика, а во в поддержании веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Нужно помочь ребенку поверить в свои нераскрытые возможности и силы силы, мотивировать его на обучение и старание.
Одной из главных задач преподавания предмета математики в начальной и средней школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная культура развивается у учащихся на всех этапах изучения курса математики.
Так как устный счёт илиустные упражнения -это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Корректировка и воспроизводство определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю необходимо придерживается следующих требований:
• Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно, а не случайно .
• Тексты упражнений, записей и чертежей, если необходимо, должны быть приготовлены заранее.
• Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
• При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрения)
• К устному счету должны привлекаться все ученики.
Как показывает практика, без прочных навыков и умений в области вычислений изучение математики становится сложным, так как ошибки в расчетах сбивают с направления, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами.
Большая часть от урока уходит на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Низкий уровень вычислительных навыков усложняет усвоение ряда разделов курса математики. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. Ошибки, допускаемые учащимися в процессе вычислений в младших классах, не устраняются в ряде случаев и к концу девятого класса.
Качество вычислительных умений определяется знанием алгоритмов вычислений. Следовательно степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа.
Эффективность и результативность педагогического опыта обеспечивает повышение качества образовательного процесса и его результатов , обновление существующей образовательной ситуации, положительную динамику сформированности вычислительных умений и навыков у учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
1. Низкий уровень мыслительной деятельности;
2. Отсутствие нужной подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
3. Неразвитое внимание и память учащихся;
4. Отсутствие качественного контроля за детьми при выполнении домашних заданий со стороны родителей;
5. Низкий уровень подготовки учащихся по математике за курс начальной школы;
6. Отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в процессе обучения.
На уроках математики можно использовать предлагаемые приемы, которые направленны на преодоление причин возникновения ошибок:
1) Занимателные игры и задачи;
2) Тесты «Проверь себя»;
3) Исследовательские работы, проекты;
4) Математические диктанты;
5) Творческие конкурсы и задания.
Некоторые приемы можно использовать при работе со всем классом, некоторые, направленные на развитие памяти, внимания и мышления, можно подбирать для группы учеников по результатам мониторинга. Главное, что работана каждом уроке должна проводиться со всем классом, а не с учителем и группой успешных учеников. Важно создавать ситуацию «успеха», где каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя кроется не в том, чтобы доказать и выявить незнания или слабого знания ученика, а во в поддержании веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Нужно помочь ребенку поверить в свои нераскрытые возможности и силы силы, мотивировать его на обучение и старание.
Одной из главных задач преподавания предмета математики в начальной и средней школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная культура развивается у учащихся на всех этапах изучения курса математики.
Так как устный счёт илиустные упражнения -это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Корректировка и воспроизводство определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю необходимо придерживается следующих требований:
• Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно, а не случайно .
• Тексты упражнений, записей и чертежей, если необходимо, должны быть приготовлены заранее.
• Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
• При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрения)
• К устному счету должны привлекаться все ученики.
Как показывает практика, без прочных навыков и умений в области вычислений изучение математики становится сложным, так как ошибки в расчетах сбивают с направления, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами.
Большая часть от урока уходит на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Низкий уровень вычислительных навыков усложняет усвоение ряда разделов курса математики. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. Ошибки, допускаемые учащимися в процессе вычислений в младших классах, не устраняются в ряде случаев и к концу девятого класса.
Качество вычислительных умений определяется знанием алгоритмов вычислений. Следовательно степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа.
Эффективность и результативность педагогического опыта обеспечивает повышение качества образовательного процесса и его результатов , обновление существующей образовательной ситуации, положительную динамику сформированности вычислительных умений и навыков у учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.