Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приемы формирования устных вычислительных
навыков на уроках математики

 Шаренкова Анна Михайловна,
учитель начальных классов
СПб ГБУЗ «ДПС «Комарово»

Все учителя в процессе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих трудности при усвоении учебного материала. Если не выявить причины  этих трудностей, то невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Одна из важных задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов письменных и устных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других школьных дисциплин.
Формирование вычислительных навыков – одна из сложных и важных задач в курсе математики, решение которой осуществляется путём применения в процессе обучения различных упражнений и заданий.
Вычислительный навык — это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести эти навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Формирование вычислительных умений и навыков — процесс сложный, а его эффективность зависит от уровня подготовки, индивидуальных особенностей ребенка и организации вычислительной деятельности.
Если проанализироват программу по математике в начальной школе, то увидим, что важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:
  • умение выполнять арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;
  • применять законы умножения и сложения к упрощению выражений;
  • определять порядок действий при вычислении значения выражения.
Значительное количество учеников не владеют этими вычислительными навыками, допускают ошибки в вычислениях. Причинами такой невысокой вычислительной культуры учащихся могут являтся:
1. Низкий уровень мыслительной деятельности;
2. Отсутствие нужной подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
3. Неразвитое внимание и память учащихся;
4. Отсутствие качественного контроля за детьми при выполнении домашних заданий со стороны родителей;
5. Низкий уровень подготовки учащихся по математике за курс начальной школы;
6. Отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в процессе обучения.
На уроках математики можно использовать предлагаемые приемы, которые направленны на преодоление причин возникновения ошибок:
1) Занимателные игры и задачи;
2) Тесты «Проверь себя»;
3) Исследовательские работы, проекты;
4) Математические диктанты;
5) Творческие конкурсы и задания.
Некоторые приемы можно использовать при работе со всем классом, некоторые, направленные на развитие памяти, внимания и мышления, можно подбирать для группы учеников по результатам мониторинга. Главное, что работана каждом уроке должна проводиться со всем классом, а не с учителем и группой успешных учеников. Важно создавать ситуацию «успеха», где каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя кроется не в том, чтобы доказать и выявить незнания или слабого знания ученика, а во в поддержании веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Нужно помочь ребенку поверить в свои нераскрытые возможности и силы силы, мотивировать его на обучение и старание.
Одной из главных задач преподавания предмета математики в начальной и средней школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная культура развивается у учащихся на всех этапах изучения курса математики.
Так как устный счёт илиустные упражнения -это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Корректировка и воспроизводство определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю необходимо придерживается следующих требований:
• Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно, а не случайно .
• Тексты упражнений, записей и чертежей, если необходимо, должны быть приготовлены заранее.
• Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
• При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрения)
• К устному счету должны привлекаться все ученики.
Как показывает практика, без прочных навыков и умений в области вычислений изучение математики становится сложным, так как ошибки в расчетах сбивают с направления, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами.
Большая часть от урока уходит на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Низкий уровень вычислительных навыков усложняет усвоение ряда разделов курса математики. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. Ошибки, допускаемые учащимися в процессе вычислений в младших классах, не устраняются в ряде случаев и к концу девятого класса.
Качество вычислительных умений определяется знанием алгоритмов вычислений. Следовательно степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа.
Эффективность и результативность педагогического опыта обеспечивает повышение качества образовательного процесса и его результатов , обновление существующей образовательной ситуации, положительную динамику сформированности вычислительных умений и навыков у учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»