Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Правописание слов с буквами е, ё, ю, я

Крылова Ольга Геннадьевна
Русский язык. 1 класс УМК « Школа России». (Учебник «Русский язык» В. П. Канакина. В. Г. Горецкий, стр. 60-61)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования понятий о йотированных гласных, фонетических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о йотированных гласных.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову. воспитывать коммуникативные качества обучающихся; прививать навыки правильного речевого общения.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: развитее монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Предметные: умение находить йотированные гласные, умение определять их место в слове, анализировать слышится в гласной 2 звука, осуществлять звукобуквенный анализ, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные понятия: йотированные гласные, звукобуквенный анализ, транскрипция.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник. 
Технологическая карта
Этапы урока Содержание. Деятельность учителя Примечание
I. Организация начала урока
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
 
 
- Здравствуйте, ребята.
- Приготовились, собрались, проверьте порядок  на парте.
 
- Сядьте те, кто готов работать на уроке, стараться, внимательно слушать.
 
II.Актуализация умений, знаний.
1. Фронтальный устный опрос
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
- Что пред вами доске? (Буквы)
- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем, звуки слышим)

 
 
 
III. Открытие темы урока. Целеполагание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в парах.

 
 -Разделите буквы на две группы? (выходит к доске ученик делит на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных? (когда произносим гласные, воздух не встречает никаких преград, согласные встречает преграды, губы, зубы, язык).
- Какие характеристики согласных звуков вы знаете? (могут быть твёрдые или мягкие, звонкие или глухие)
 - Какие характеристики гласных звуков вы знаете? (могут быть ударные и безударные)
 
-Назовите гласные звуки? (называют гласные звуки на доске.)
- В чём особенность этих букв? (они обозначают два звука)
- Как вы думаете, о каких буквах мы будем говорить сегодня на уроке? (е, ё, ю, я)
- Да верно.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Йотированные гласные» или «Гласные, которые могут давать два звука».
- Буквы Е,Ё,Ю,Я, называются йотированными гласными. Как вы думаете почему? (волшебные буквы, потому что обозначают в некоторых случаях 2 звук, первый из которых й)
 
-Попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова-помощники» (познакомимся, узнаем, будем учиться.)
 
На парте у каждого лежит конверт со словами-помощниками и со словами – подсказками, вам нужно собрать карточки и узнать задачи нашего урока (дети в паре собирают карточки).
(их место в слове; с йотированными гласными находить слова, в которых йотированные гласные,  дают 2 звука и 1 звук, составлять звуковую схему слова)
Дети читают  карточки с задачами:
  • Познакомимся с йотированными гласными.
  • Узнаем их место в слове.
  • Будем учиться находить слова, в которых йотированные гласные дают 2 звука и 1 звук.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
IV. Применение открытых умений и знаний в новых ситуациях.
Выполнение упражнений.
 

 
- Открыли тетради и записываем число.
 
 
 
1.Выпишите из предложенных слов слова, где йотированные гласные дают 2 звука
(Юбка, люстра, моя, яблоко, мята, ёлка, мел, лента, енот). – слова записаны на оборотной стоне доски печатными буквами.
-В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука? (в начале слова и после гласно)
 
Записываем в тетрадь слова письменными буквами самостоятельно. С красной строки записываем первое слово.
(Юбка, моя, яблоко, ёлка, енот) – проговаривают дети слова, объясняют, почему именно эти слова записываю; простым карандашом подчёркиваем двумя чертами йотированные гласные, которые обозначают два звука.
 
2. Выполним упражнение 8 стр. 60.
-Прочитайте задание под 2 красной точкой. Что нужно сделать? (Выписать слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.)
 
-Когда йотированные гласные не распадаются на два звука, а только указывают на мягкость? (после мягкого согласного)
- Читаем и записываем подходящие слова. С красной стоки записываем слово….?
 (записываем слова на второй строке в тетради).
-Какие слова нужно записать? (мяч, тётя, деревня) – выходят к доске дети записывают и подчеркивают простым карандашом йотированный гласный одной чертой.
 
-На какие две группы мы распределили все слова? (йотированные гласные, которые обозначают один звук и два звука)
-Когда обозначают йотированные гласные два звука? (в начале слова и после гласного)
-Когда йотированные гласные обозначают один звук? (после мягкого согласного)
-Назовите место йотированных гласных в слове? (начало, середина, конец слова)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Физкультминутка - Вы, наверное, устали?
- Ну тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, помогаем
И работать продолжаем.
 
V.Обобщение и систематизация открытых умений и знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа с взаимопроверкой

 
- Отгадайте загадку.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» –
Что получится? (семья)
 
Читает загадку Ваня
 
- Запишем это слово в тетрадь письменными буквами. Кто хочет записать это слово на доске?
-Что означает это слово? (группа живущих вместе родственников)
- Давайте запишем звуковую схему слова [с’ и м й’ а]
-Посчитаем сколько букв и звуков в этом слове (5 б., 5 зв.)
- Почему получилось равное количество букв и звуков? (мягкий знак не даёт звука).
- Что произошло с буквой «я»? (распалась на два звука)
- Когда ещё йотированные гласные обозначают 2 звука? (после ь)
 
- Сейчас у нас будет самостоятельная работа. На парте, лежат листочки со словами. Вам нужно будет посчитать сколько букв и звуков в каждом слове.
Яша, ёжик, полью, ель, моё.
 
-Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.
- Сверьтесь с эталоном на доске, правильно ли вы сделали. Если всё верно и вам задание далось легко, раскрасьте смайлик весёлый, если возникли затруднения, но вы справились, раскрасьте нейтральный смайлик, если вы не справились с заданием, то раскрасьте грустный смайлик.
Проектор
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Физкультминутка Встали все. У кого весёлые смайлики – попрыгали, у кого нейтральные – похлопали, у кого грустные – потопали.  
VI. Закрепление изученного материала -Назовите место йотированных гласных в слове? (начало, середина и конец слова)
- В каких случаях обозначает 2 звука? Приведите свои примеры.  (в начале слова, после гласных и ь знака)
-В каких случаях 1 звук? Приведите свои примеры. (после мягкого согласного)
 
Игра с распределением слов с йотированными гласными по группам. Дети распределяют слова на электронной доске.
 
 
 
 
 

 
VII. Итог урока.
 
 
 
 
 
 
 

 
- Вспомним задачи нашего урока.
Познакомимся с йотированными гласными.
-Познакомились? Назовите их?
Узнаем их место в слове.
-Узнали? Где в слове встречаются эти буквы?
Будем учиться находить слова, в которых йотированные гласные дают 2 звука и 1 звук.
-Когда эти гласные обозначают 2 звука? Когда 1 звук?
 
Рефлексия. - Теперь я могу …
- Мне было трудно …
- Мне было интересно …
- Я попробую …
 
- Спасибо ребята за работу, урок окончен.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»