Правописание слов с буквами е, ё, ю, я
Крылова Ольга Геннадьевна
Русский язык. 1 класс УМК « Школа России». (Учебник «Русский язык» В. П. Канакина. В. Г. Горецкий, стр. 60-61)Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования понятий о йотированных гласных, фонетических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о йотированных гласных.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову. воспитывать коммуникативные качества обучающихся; прививать навыки правильного речевого общения.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: развитее монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Предметные: умение находить йотированные гласные, умение определять их место в слове, анализировать слышится в гласной 2 звука, осуществлять звукобуквенный анализ, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные понятия: йотированные гласные, звукобуквенный анализ, транскрипция.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник.
Технологическая карта
Этапы урока | Содержание. Деятельность учителя | Примечание |
I. Организация начала урока 1. Приветствие 2. Проверка готовности к уроку. 3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу. |
- Здравствуйте, ребята. - Приготовились, собрались, проверьте порядок на парте. - Сядьте те, кто готов работать на уроке, стараться, внимательно слушать. |
|
II.Актуализация умений, знаний. 1. Фронтальный устный опрос |
- Что пред вами доске? (Буквы) - Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем, звуки слышим) |
|
III. Открытие темы урока. Целеполагание. Работа в парах. |
-Разделите буквы на две группы? (выходит к доске ученик делит на гласные и согласные) - Чем отличаются гласные от согласных? (когда произносим гласные, воздух не встречает никаких преград, согласные встречает преграды, губы, зубы, язык). - Какие характеристики согласных звуков вы знаете? (могут быть твёрдые или мягкие, звонкие или глухие) - Какие характеристики гласных звуков вы знаете? (могут быть ударные и безударные) -Назовите гласные звуки? (называют гласные звуки на доске.) - В чём особенность этих букв? (они обозначают два звука) - Как вы думаете, о каких буквах мы будем говорить сегодня на уроке? (е, ё, ю, я) - Да верно. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока? - Тема нашего сегодняшнего урока «Йотированные гласные» или «Гласные, которые могут давать два звука». - Буквы Е,Ё,Ю,Я, называются йотированными гласными. Как вы думаете почему? (волшебные буквы, потому что обозначают в некоторых случаях 2 звук, первый из которых й) -Попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова-помощники» (познакомимся, узнаем, будем учиться.) На парте у каждого лежит конверт со словами-помощниками и со словами – подсказками, вам нужно собрать карточки и узнать задачи нашего урока (дети в паре собирают карточки). (их место в слове; с йотированными гласными находить слова, в которых йотированные гласные, дают 2 звука и 1 звук, составлять звуковую схему слова) Дети читают карточки с задачами:
|
|
IV. Применение открытых умений и знаний в новых ситуациях. Выполнение упражнений. |
- Открыли тетради и записываем число. 1.Выпишите из предложенных слов слова, где йотированные гласные дают 2 звука (Юбка, люстра, моя, яблоко, мята, ёлка, мел, лента, енот). – слова записаны на оборотной стоне доски печатными буквами. -В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука? (в начале слова и после гласно) Записываем в тетрадь слова письменными буквами самостоятельно. С красной строки записываем первое слово. (Юбка, моя, яблоко, ёлка, енот) – проговаривают дети слова, объясняют, почему именно эти слова записываю; простым карандашом подчёркиваем двумя чертами йотированные гласные, которые обозначают два звука. 2. Выполним упражнение 8 стр. 60. -Прочитайте задание под 2 красной точкой. Что нужно сделать? (Выписать слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.) -Когда йотированные гласные не распадаются на два звука, а только указывают на мягкость? (после мягкого согласного) - Читаем и записываем подходящие слова. С красной стоки записываем слово….? (записываем слова на второй строке в тетради). -Какие слова нужно записать? (мяч, тётя, деревня) – выходят к доске дети записывают и подчеркивают простым карандашом йотированный гласный одной чертой. -На какие две группы мы распределили все слова? (йотированные гласные, которые обозначают один звук и два звука) -Когда обозначают йотированные гласные два звука? (в начале слова и после гласного) -Когда йотированные гласные обозначают один звук? (после мягкого согласного) -Назовите место йотированных гласных в слове? (начало, середина, конец слова) |
|
Физкультминутка | - Вы, наверное, устали? - Ну тогда все дружно встали! Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, помогаем И работать продолжаем. |
|
V.Обобщение и систематизация открытых умений и знаний. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
- Отгадайте загадку. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» – Что получится? (семья) Читает загадку Ваня - Запишем это слово в тетрадь письменными буквами. Кто хочет записать это слово на доске? -Что означает это слово? (группа живущих вместе родственников) - Давайте запишем звуковую схему слова [с’ и м й’ а] -Посчитаем сколько букв и звуков в этом слове (5 б., 5 зв.) - Почему получилось равное количество букв и звуков? (мягкий знак не даёт звука). - Что произошло с буквой «я»? (распалась на два звука) - Когда ещё йотированные гласные обозначают 2 звука? (после ь) - Сейчас у нас будет самостоятельная работа. На парте, лежат листочки со словами. Вам нужно будет посчитать сколько букв и звуков в каждом слове. Яша, ёжик, полью, ель, моё. -Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга. - Сверьтесь с эталоном на доске, правильно ли вы сделали. Если всё верно и вам задание далось легко, раскрасьте смайлик весёлый, если возникли затруднения, но вы справились, раскрасьте нейтральный смайлик, если вы не справились с заданием, то раскрасьте грустный смайлик. |
Проектор |
Физкультминутка | Встали все. У кого весёлые смайлики – попрыгали, у кого нейтральные – похлопали, у кого грустные – потопали. | |
VI. Закрепление изученного материала | -Назовите место йотированных гласных в слове? (начало, середина и конец слова) - В каких случаях обозначает 2 звука? Приведите свои примеры. (в начале слова, после гласных и ь знака) -В каких случаях 1 звук? Приведите свои примеры. (после мягкого согласного) Игра с распределением слов с йотированными гласными по группам. Дети распределяют слова на электронной доске. |
|
VII. Итог урока. |
- Вспомним задачи нашего урока. Познакомимся с йотированными гласными. -Познакомились? Назовите их? Узнаем их место в слове. -Узнали? Где в слове встречаются эти буквы? Будем учиться находить слова, в которых йотированные гласные дают 2 звука и 1 звук. -Когда эти гласные обозначают 2 звука? Когда 1 звук? |
|
Рефлексия. | - Теперь я могу … - Мне было трудно … - Мне было интересно … - Я попробую … - Спасибо ребята за работу, урок окончен. |