Работа в группах на уроках математики в начальных классах
Коноплева Елена Михайловна
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Каждый ученик обладает индивидуальными особенностями. В каждом классе есть ученики с разным уровнем развития и уровнем подготовленности. Значит, школе надо создать такие условия, которые помогут каждому ребенку научиться учиться и полностью реализовать себя. Так одной из основных форм учебной работы является групповая работа учащихся, в которой после совместного решения учебной задачи, группа учащихся приходит к определенному результату. Способов деления класса на группы довольно много. Это может быть случайный выбор, выбор по желанию учеников, по желанию учителя, выбор по расположению места в классе и др. Почему среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым является групповая технология?во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу коммуникабельность, желание помочь другим.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:
во-первых, реализуется принцип деятельности;
во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.
Можно выделить следующие преимущества группового обучения перед традиционным:
-приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;
-улучшение академической успеваемости;
-воспитание самоуважения;
-укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;
-отсутствие соревнования в учебной деятельности;
-убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.
В методической литературе выделяют следующие виды работы в парах:
1. Статическая пара. (пара постоянного состава) Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель <=> ученик. Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль. При этом повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на I уровне усвоения знаний (понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.
Примером работы в статической паре может быть задание составление «Живых задач». Чтобы составлять живые задачи в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить два варианта заданий: 1 вариант: Составьте «живую задачу» на сложение, используя числа 8 и 3, 2 вариант: Составьте «живую задачу» на вычитание, используя числа 8 и 11. Учитель раздает детям задания. Работа идет в следующем порядке: каждый составляет и решает свою задачу в тетради; готовится объяснить ее решение своему партнеру; объясняет соседу решение своей задачи; слушает объяснение партнера и оценивает его.
2. Динамическая пара (пара сменного состава). Общее задание делиться между членами микро-группы (4 человека, объединяются учащиеся двух соседних парт. При работе в такой паре общее задание делится между членами микро-группы. В этом варианте работы каждый работает то с одним, то с другим соседом. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. Затем идет обсуждение решений и проверка. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микро-группах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке. Стоит отметить, что не каждая тема подходит для применения групповой работы на уроках. Следует тщательно продумать этапы работы на уроках, вид деятельности обучающихся в каждой группе.
Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов.
«Математическая эстафета». Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на группы. Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписаны на доске и заготавлены на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
«Математическое лото». Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и, если все ответы верны, должна получиться картинка. Такие задания учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.
Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материал
Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ также использую групповую технологию. В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальные указания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий.
3. Вариационная пара. (пара сменного состава). «обработка разнообразных материалов» ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»). Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем (готов к работе в паре!). По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. Ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь- я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.
Для работы в паре есть правила. Их можно вывесить на доску или каждый раз напоминать их. Правила работы в паре:
- Говорим шепотом.
- Работаем вместе.
- Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
- В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
- Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
- Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Чего не следует делать при организации групповой работы :
-Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
-Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
-Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
-В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
-Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
-В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы эффективно, тк она: учит сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать и убеждать других, отвечать за себя, т. е. способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления, а значит, позволяет формировать различного вида компетенции. Благодаря применению групповой работы у учеников высокая учебная и познавательная мотивация, снижен уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Дети получают навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы, умеют выслушивать мнение членов команды, принимать коллективное решение, умеют критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, умеют определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.