Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики

Барышева Жанна Евгеньевна
   Математика – строгая наука, в основе которой лежат операции логического мышления.Учителя нередко считают, что они развивают творческие способности учащихся на уроке, и даже готовы «огласить весь список», причем довольно внушительный.
Под творческим заданием по математике понимаются такие как составить задачу, сделать рисунок к задаче, сыграть в головоломку , решить задачу со спичками, придумать обратную задачу, составить задачу по картинке, схеме; поставить вопрос к задаче, составить задачу на основе объекта из реального окружения, составить пример с данными числами, составить из данных геометрических фигур новую фигуру или узор, составить магический квадрат, восстановить недостающие числа в равенстве, изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя способами, придумать вопрос к задаче, из чисел составить выражение…Однако  далеко не все из перечисленных заданий можно действительно назвать творческими, несмотря на то, что они начинаются словом «придумать». Творчество – это создание нового, ранее не существовавшего, результат не может быть предсказуемым, а решение алгоритмизированным! «Сидело 12 синиц, половина улетела» – не только прямая и обратная задачи будут стандартными, но и рисунок к данному условию тоже очевиден, но творческого характера не имеет!
Порой на уроке возникает и такая ситуация, когда действительно творческое задание превращается в стереотип, и в лучшем случае задание «придумать задачу» представляет собой задачу по аналогии, а в худшем – данное задание оказывается невыполнимым.
Проблема заключается прежде всего в том, что кроме призыва к творчеству необходимы и соответствующие инструменты – приемы активизации творческих способностей.
Хотя установка на оригинальное выполнение задания, запрет на повторение и привлечение внимания к необычному должны быть естественным фоном современного обучения, причем каждодневным (кстати, сразу следует отметить, что творческий подход к работе требуется и от самого учителя, причем его надо открыто демонстрировать в качестве примера).
 Первое, с чего можно начать, – это интеграция математики с другими предметами и использование их творческого потенциала на математическом содержании.
Цифра, число, арифметический знак, геометрическая фигура, величина и даже тип задачи могут стать «героями» сказки или загадки, песенки или пословицы!
Можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации, коллажа или вышивки!
Танец под названием «Килограмм» будет очень существенно отличаться от танца под названием "Минута»! Или математический театр, когда учащимся предлагается, например, придумать и показать спор между четными и нечетными числами или сочинить историю про знакомство дроби с отрезком! А ещё можно попробовать провести физкультминутку на тему «Площадь и периметр»!
Все эти задания объединяет То,что каждая работа становится индивидуальной, неожиданной, отличительной и дает возможность для реализации творческих способностей .
Можно сделать  так, чтобы нестандартные задания были не просто украшением урока , а способствовали повышению качества знаний по предмету. Прием создания  ассоциаций для запоминания словарных слов всем хорошо известен. Но ведь можно придумать «запоминалочки» и для трудных случаев из таблицы умножения или новых терминов.
 Творческие задания могут быть связаны с придумыванием новых названий. Например, как по-другому можно назвать ломаные (обратные задачи, прямоугольный треугольник, диаметр и др.)
Ценность представляют не только сами идеи, но и их анализ с выбором наиболее удачной, интересной, необычной. Дополнительным немаловажным стимулом может оказаться ведение общеклассной творческой тетради, в которой будут фиксироваться наиболее яркие варианты.
 Другой прием активизации воображения предполагает введение ограничения. Вместо задания придумать задачу по рисунку, на котором изображено дерево с листочками, предложить придумать задачу, но не про листочки, то оригинальных ответов будет несравненно больше. По ходу урока правила можно усложнять, например, «про предметы на дереве больше не придумываем», «про веточки больше не сочиняем», «цену предметов больше не называем» и т.д. Очень желательно, чтобы учащиеся придумывали не только условия задач, но и решали их.
 Задания с ограничениями можно давать не только по рисунку. Например, прочитать равенства, не используя слово "равно"», или сосчитать до от 40 до 80, не называя число «40», или рассказать алгоритм деления, не употребляя слово «остаток» и т.д. При этом рекомендуется отслеживать, чтобы слова-заменители тоже не повторялись .
 Творчески исправлять ошибки можно и в математике. Предложить учащимся равенство (неравенство, уравнение, перевод величин, схему, чертеж и др.), выполненные с ошибкой, и дать задание придумать как можно больше различных вариантов сделать его верным.
 Прием «Творческая ошибка» не является универсальным, его нельзя использовать при решении задач. Однако при работе с задачами будет эффективным другой прием – «Объясни», который заключается в выдвижении различных предположений, объясняющих числовые данные, использованные в задаче.
 Например, «Почему на первой остановке вышло меньше людей, чем на второй?», «Почему купили разное количество мелких и глубоких тарелок?», «Почему вторая труба заполнит бассейн быстрее?», «Почему часы спешат на 10 минут?», «Почему платье стоит дороже, чем костюм?»,
Исходя из необходимости построения обучения на основе компетентностного подхода, можно широко использовать прием «Где в жизни пригодится?» Активизация как творческого, так и логического мышления происходит в процессе поиска ответа на вопрос, когда необходимо найти область применения информации, полученной в результате решения задачи. Например: «Для чего нужно знать длину своего шага?», «Где может понадобиться знание о том, сколько весят котенок и щенок?», «Зачем считать количество страниц в книге?», «Может ли в реальной жизни быть ситуация, когда гусеница и улитка будут ползти навстречу друг другу?», «Каким образом хозяйка сможет принести домой все свои покупки из магазина?» и т.п.
Одним из эффективных приемов сочинения сюжетов задач может быть использование морфологического анализа. Сначала совместно с учащимися следует определить «оси» - составные части сюжета задачи. Например, место действия, время действия, участников задачи, действия участников задачи и т.д. Затем по группам происходит заполнение «осей»: придумывание оригинальных интересных ответов.
Например:Где? Под водой, в пещере, в дупле, в Антарктиде, в метро…
Когда? В первобытное время, при царе Горохе,  глубокой ночью, вчера, через год…
Кто? Музыканты, плаксы, феи,  динозавры…
Что делали? Танцевали,  строили, сжигали, кричали …
 Ответы всех групп озвучиваются или размещаются на доске, после чего учащимся предлагается придумать оригинальную задачу (а если одной из осей могут являться типы задач, которые предложит учитель, то возможна отработка и закрепление изученного материала).
Что касается математики, то можно выделить следующие основные виды заданий:
- «Опиши» (число, знак, геометрическую фигуру): какой у него цвет? Вкус? Запах? Каким у него может быть характер, его друзья и враги?
- «Качества чисел» (какие числа (знаки, геометрические фигуры) бы ты назвал смешными? Добрыми? Умными? Быстрыми? Страшными? Красивыми? и почему)
- «Придумай новый» (число, знак, геометрическую фигуру), изобрази его и объясни, что оно обозначает; также можно придумывать названия к различным видам чисел (например, числам, в которых все цифры одинаковые, или числам, которые внутри содержат нули, или числам, которые заканчиваются цифрой 7 и т.д.)
- «Представь себе» («Ты – это число (знак, геометрическая фигура). Почему ты так считаешь? Что бы ты стал делать, если бы смог в него превратиться?»)
- «Коллекция чисел» (собрать и записать как можно больше чисел, которые относятся к твоей семье, нашему классу, школе, городу; результат оформить в виде плаката или презентации).
 Можно сделать вывод, что из любого пустяка можно сделать  творческое задание, если приобрести привычку смотреть вокруг иначе.
   Математика – строгая наука, в основе которой лежат операции логического мышления.Учителя нередко считают, что они развивают творческие способности учащихся на уроке, и даже готовы «огласить весь список», причем довольно внушительный.
Под творческим заданием по математике понимаются такие как составить задачу, сделать рисунок к задаче, сыграть в головоломку , решить задачу со спичками, придумать обратную задачу, составить задачу по картинке, схеме; поставить вопрос к задаче, составить задачу на основе объекта из реального окружения, составить пример с данными числами, составить из данных геометрических фигур новую фигуру или узор, составить магический квадрат, восстановить недостающие числа в равенстве, изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя способами, придумать вопрос к задаче, из чисел составить выражение…Однако  далеко не все из перечисленных заданий можно действительно назвать творческими, несмотря на то, что они начинаются словом «придумать». Творчество – это создание нового, ранее не существовавшего, результат не может быть предсказуемым, а решение алгоритмизированным! «Сидело 12 синиц, половина улетела» – не только прямая и обратная задачи будут стандартными, но и рисунок к данному условию тоже очевиден, но творческого характера не имеет!
Порой на уроке возникает и такая ситуация, когда действительно творческое задание превращается в стереотип, и в лучшем случае задание «придумать задачу» представляет собой задачу по аналогии, а в худшем – данное задание оказывается невыполнимым.
Проблема заключается прежде всего в том, что кроме призыва к творчеству необходимы и соответствующие инструменты – приемы активизации творческих способностей.
Хотя установка на оригинальное выполнение задания, запрет на повторение и привлечение внимания к необычному должны быть естественным фоном современного обучения, причем каждодневным (кстати, сразу следует отметить, что творческий подход к работе требуется и от самого учителя, причем его надо открыто демонстрировать в качестве примера).
 Первое, с чего можно начать, – это интеграция математики с другими предметами и использование их творческого потенциала на математическом содержании.
Цифра, число, арифметический знак, геометрическая фигура, величина и даже тип задачи могут стать «героями» сказки или загадки, песенки или пословицы!
Можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации, коллажа или вышивки!
Танец под названием «Килограмм» будет очень существенно отличаться от танца под названием "Минута»! Или математический театр, когда учащимся предлагается, например, придумать и показать спор между четными и нечетными числами или сочинить историю про знакомство дроби с отрезком! А ещё можно попробовать провести физкультминутку на тему «Площадь и периметр»!
Все эти задания объединяет То,что каждая работа становится индивидуальной, неожиданной, отличительной и дает возможность для реализации творческих способностей .
Можно сделать  так, чтобы нестандартные задания были не просто украшением урока , а способствовали повышению качества знаний по предмету. Прием создания  ассоциаций для запоминания словарных слов всем хорошо известен. Но ведь можно придумать «запоминалочки» и для трудных случаев из таблицы умножения или новых терминов.
 Творческие задания могут быть связаны с придумыванием новых названий. Например, как по-другому можно назвать ломаные (обратные задачи, прямоугольный треугольник, диаметр и др.)
Ценность представляют не только сами идеи, но и их анализ с выбором наиболее удачной, интересной, необычной. Дополнительным немаловажным стимулом может оказаться ведение общеклассной творческой тетради, в которой будут фиксироваться наиболее яркие варианты.
 Другой прием активизации воображения предполагает введение ограничения. Вместо задания придумать задачу по рисунку, на котором изображено дерево с листочками, предложить придумать задачу, но не про листочки, то оригинальных ответов будет несравненно больше. По ходу урока правила можно усложнять, например, «про предметы на дереве больше не придумываем», «про веточки больше не сочиняем», «цену предметов больше не называем» и т.д. Очень желательно, чтобы учащиеся придумывали не только условия задач, но и решали их.
 Задания с ограничениями можно давать не только по рисунку. Например, прочитать равенства, не используя слово "равно"», или сосчитать до от 40 до 80, не называя число «40», или рассказать алгоритм деления, не употребляя слово «остаток» и т.д. При этом рекомендуется отслеживать, чтобы слова-заменители тоже не повторялись .
 Творчески исправлять ошибки можно и в математике. Предложить учащимся равенство (неравенство, уравнение, перевод величин, схему, чертеж и др.), выполненные с ошибкой, и дать задание придумать как можно больше различных вариантов сделать его верным.
 Прием «Творческая ошибка» не является универсальным, его нельзя использовать при решении задач. Однако при работе с задачами будет эффективным другой прием – «Объясни», который заключается в выдвижении различных предположений, объясняющих числовые данные, использованные в задаче.
 Например, «Почему на первой остановке вышло меньше людей, чем на второй?», «Почему купили разное количество мелких и глубоких тарелок?», «Почему вторая труба заполнит бассейн быстрее?», «Почему часы спешат на 10 минут?», «Почему платье стоит дороже, чем костюм?»,
Исходя из необходимости построения обучения на основе компетентностного подхода, можно широко использовать прием «Где в жизни пригодится?» Активизация как творческого, так и логического мышления происходит в процессе поиска ответа на вопрос, когда необходимо найти область применения информации, полученной в результате решения задачи. Например: «Для чего нужно знать длину своего шага?», «Где может понадобиться знание о том, сколько весят котенок и щенок?», «Зачем считать количество страниц в книге?», «Может ли в реальной жизни быть ситуация, когда гусеница и улитка будут ползти навстречу друг другу?», «Каким образом хозяйка сможет принести домой все свои покупки из магазина?» и т.п.
Одним из эффективных приемов сочинения сюжетов задач может быть использование морфологического анализа. Сначала совместно с учащимися следует определить «оси» - составные части сюжета задачи. Например, место действия, время действия, участников задачи, действия участников задачи и т.д. Затем по группам происходит заполнение «осей»: придумывание оригинальных интересных ответов.
Например:Где? Под водой, в пещере, в дупле, в Антарктиде, в метро…
Когда? В первобытное время, при царе Горохе,  глубокой ночью, вчера, через год…
Кто? Музыканты, плаксы, феи,  динозавры…
Что делали? Танцевали,  строили, сжигали, кричали …
 Ответы всех групп озвучиваются или размещаются на доске, после чего учащимся предлагается придумать оригинальную задачу (а если одной из осей могут являться типы задач, которые предложит учитель, то возможна отработка и закрепление изученного материала).
Что касается математики, то можно выделить следующие основные виды заданий:
- «Опиши» (число, знак, геометрическую фигуру): какой у него цвет? Вкус? Запах? Каким у него может быть характер, его друзья и враги?
- «Качества чисел» (какие числа (знаки, геометрические фигуры) бы ты назвал смешными? Добрыми? Умными? Быстрыми? Страшными? Красивыми? и почему)
- «Придумай новый» (число, знак, геометрическую фигуру), изобрази его и объясни, что оно обозначает; также можно придумывать названия к различным видам чисел (например, числам, в которых все цифры одинаковые, или числам, которые внутри содержат нули, или числам, которые заканчиваются цифрой 7 и т.д.)
- «Представь себе» («Ты – это число (знак, геометрическая фигура). Почему ты так считаешь? Что бы ты стал делать, если бы смог в него превратиться?»)
- «Коллекция чисел» (собрать и записать как можно больше чисел, которые относятся к твоей семье, нашему классу, школе, городу; результат оформить в виде плаката или презентации).
 Можно сделать вывод, что из любого пустяка можно сделать  творческое задание, если приобрести привычку смотреть вокруг иначе.
   Математика – строгая наука, в основе которой лежат операции логического мышления.Учителя нередко считают, что они развивают творческие способности учащихся на уроке, и даже готовы «огласить весь список», причем довольно внушительный.
Под творческим заданием по математике понимаются такие как составить задачу, сделать рисунок к задаче, сыграть в головоломку , решить задачу со спичками, придумать обратную задачу, составить задачу по картинке, схеме; поставить вопрос к задаче, составить задачу на основе объекта из реального окружения, составить пример с данными числами, составить из данных геометрических фигур новую фигуру или узор, составить магический квадрат, восстановить недостающие числа в равенстве, изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя способами, придумать вопрос к задаче, из чисел составить выражение…Однако  далеко не все из перечисленных заданий можно действительно назвать творческими, несмотря на то, что они начинаются словом «придумать». Творчество – это создание нового, ранее не существовавшего, результат не может быть предсказуемым, а решение алгоритмизированным! «Сидело 12 синиц, половина улетела» – не только прямая и обратная задачи будут стандартными, но и рисунок к данному условию тоже очевиден, но творческого характера не имеет!
Порой на уроке возникает и такая ситуация, когда действительно творческое задание превращается в стереотип, и в лучшем случае задание «придумать задачу» представляет собой задачу по аналогии, а в худшем – данное задание оказывается невыполнимым.
Проблема заключается прежде всего в том, что кроме призыва к творчеству необходимы и соответствующие инструменты – приемы активизации творческих способностей.
Хотя установка на оригинальное выполнение задания, запрет на повторение и привлечение внимания к необычному должны быть естественным фоном современного обучения, причем каждодневным (кстати, сразу следует отметить, что творческий подход к работе требуется и от самого учителя, причем его надо открыто демонстрировать в качестве примера).
 Первое, с чего можно начать, – это интеграция математики с другими предметами и использование их творческого потенциала на математическом содержании.
Цифра, число, арифметический знак, геометрическая фигура, величина и даже тип задачи могут стать «героями» сказки или загадки, песенки или пословицы!
Можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации, коллажа или вышивки!
Танец под названием «Килограмм» будет очень существенно отличаться от танца под названием "Минута»! Или математический театр, когда учащимся предлагается, например, придумать и показать спор между четными и нечетными числами или сочинить историю про знакомство дроби с отрезком! А ещё можно попробовать провести физкультминутку на тему «Площадь и периметр»!
Все эти задания объединяет То,что каждая работа становится индивидуальной, неожиданной, отличительной и дает возможность для реализации творческих способностей .
Можно сделать  так, чтобы нестандартные задания были не просто украшением урока , а способствовали повышению качества знаний по предмету. Прием создания  ассоциаций для запоминания словарных слов всем хорошо известен. Но ведь можно придумать «запоминалочки» и для трудных случаев из таблицы умножения или новых терминов.
 Творческие задания могут быть связаны с придумыванием новых названий. Например, как по-другому можно назвать ломаные (обратные задачи, прямоугольный треугольник, диаметр и др.)
Ценность представляют не только сами идеи, но и их анализ с выбором наиболее удачной, интересной, необычной. Дополнительным немаловажным стимулом может оказаться ведение общеклассной творческой тетради, в которой будут фиксироваться наиболее яркие варианты.
 Другой прием активизации воображения предполагает введение ограничения. Вместо задания придумать задачу по рисунку, на котором изображено дерево с листочками, предложить придумать задачу, но не про листочки, то оригинальных ответов будет несравненно больше. По ходу урока правила можно усложнять, например, «про предметы на дереве больше не придумываем», «про веточки больше не сочиняем», «цену предметов больше не называем» и т.д. Очень желательно, чтобы учащиеся придумывали не только условия задач, но и решали их.
 Задания с ограничениями можно давать не только по рисунку. Например, прочитать равенства, не используя слово "равно"», или сосчитать до от 40 до 80, не называя число «40», или рассказать алгоритм деления, не употребляя слово «остаток» и т.д. При этом рекомендуется отслеживать, чтобы слова-заменители тоже не повторялись .
 Творчески исправлять ошибки можно и в математике. Предложить учащимся равенство (неравенство, уравнение, перевод величин, схему, чертеж и др.), выполненные с ошибкой, и дать задание придумать как можно больше различных вариантов сделать его верным.
 Прием «Творческая ошибка» не является универсальным, его нельзя использовать при решении задач. Однако при работе с задачами будет эффективным другой прием – «Объясни», который заключается в выдвижении различных предположений, объясняющих числовые данные, использованные в задаче.
 Например, «Почему на первой остановке вышло меньше людей, чем на второй?», «Почему купили разное количество мелких и глубоких тарелок?», «Почему вторая труба заполнит бассейн быстрее?», «Почему часы спешат на 10 минут?», «Почему платье стоит дороже, чем костюм?»,
Исходя из необходимости построения обучения на основе компетентностного подхода, можно широко использовать прием «Где в жизни пригодится?» Активизация как творческого, так и логического мышления происходит в процессе поиска ответа на вопрос, когда необходимо найти область применения информации, полученной в результате решения задачи. Например: «Для чего нужно знать длину своего шага?», «Где может понадобиться знание о том, сколько весят котенок и щенок?», «Зачем считать количество страниц в книге?», «Может ли в реальной жизни быть ситуация, когда гусеница и улитка будут ползти навстречу друг другу?», «Каким образом хозяйка сможет принести домой все свои покупки из магазина?» и т.п.
Одним из эффективных приемов сочинения сюжетов задач может быть использование морфологического анализа. Сначала совместно с учащимися следует определить «оси» - составные части сюжета задачи. Например, место действия, время действия, участников задачи, действия участников задачи и т.д. Затем по группам происходит заполнение «осей»: придумывание оригинальных интересных ответов.
Например:Где? Под водой, в пещере, в дупле, в Антарктиде, в метро…
Когда? В первобытное время, при царе Горохе,  глубокой ночью, вчера, через год…
Кто? Музыканты, плаксы, феи,  динозавры…
Что делали? Танцевали,  строили, сжигали, кричали …
 Ответы всех групп озвучиваются или размещаются на доске, после чего учащимся предлагается придумать оригинальную задачу (а если одной из осей могут являться типы задач, которые предложит учитель, то возможна отработка и закрепление изученного материала).
Что касается математики, то можно выделить следующие основные виды заданий:
- «Опиши» (число, знак, геометрическую фигуру): какой у него цвет? Вкус? Запах? Каким у него может быть характер, его друзья и враги?
- «Качества чисел» (какие числа (знаки, геометрические фигуры) бы ты назвал смешными? Добрыми? Умными? Быстрыми? Страшными? Красивыми? и почему)
- «Придумай новый» (число, знак, геометрическую фигуру), изобрази его и объясни, что оно обозначает; также можно придумывать названия к различным видам чисел (например, числам, в которых все цифры одинаковые, или числам, которые внутри содержат нули, или числам, которые заканчиваются цифрой 7 и т.д.)
- «Представь себе» («Ты – это число (знак, геометрическая фигура). Почему ты так считаешь? Что бы ты стал делать, если бы смог в него превратиться?»)
- «Коллекция чисел» (собрать и записать как можно больше чисел, которые относятся к твоей семье, нашему классу, школе, городу; результат оформить в виде плаката или презентации).
 Можно сделать вывод, что из любого пустяка можно сделать  творческое задание, если приобрести привычку смотреть вокруг иначе.
   Математика – строгая наука, в основе которой лежат операции логического мышления.Учителя нередко считают, что они развивают творческие способности учащихся на уроке, и даже готовы «огласить весь список», причем довольно внушительный.
Под творческим заданием по математике понимаются такие как составить задачу, сделать рисунок к задаче, сыграть в головоломку , решить задачу со спичками, придумать обратную задачу, составить задачу по картинке, схеме; поставить вопрос к задаче, составить задачу на основе объекта из реального окружения, составить пример с данными числами, составить из данных геометрических фигур новую фигуру или узор, составить магический квадрат, восстановить недостающие числа в равенстве, изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя способами, придумать вопрос к задаче, из чисел составить выражение…Однако  далеко не все из перечисленных заданий можно действительно назвать творческими, несмотря на то, что они начинаются словом «придумать». Творчество – это создание нового, ранее не существовавшего, результат не может быть предсказуемым, а решение алгоритмизированным! «Сидело 12 синиц, половина улетела» – не только прямая и обратная задачи будут стандартными, но и рисунок к данному условию тоже очевиден, но творческого характера не имеет!
Порой на уроке возникает и такая ситуация, когда действительно творческое задание превращается в стереотип, и в лучшем случае задание «придумать задачу» представляет собой задачу по аналогии, а в худшем – данное задание оказывается невыполнимым.
Проблема заключается прежде всего в том, что кроме призыва к творчеству необходимы и соответствующие инструменты – приемы активизации творческих способностей.
Хотя установка на оригинальное выполнение задания, запрет на повторение и привлечение внимания к необычному должны быть естественным фоном современного обучения, причем каждодневным (кстати, сразу следует отметить, что творческий подход к работе требуется и от самого учителя, причем его надо открыто демонстрировать в качестве примера).
 Первое, с чего можно начать, – это интеграция математики с другими предметами и использование их творческого потенциала на математическом содержании.
Цифра, число, арифметический знак, геометрическая фигура, величина и даже тип задачи могут стать «героями» сказки или загадки, песенки или пословицы!
Можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации, коллажа или вышивки!
Танец под названием «Килограмм» будет очень существенно отличаться от танца под названием "Минута»! Или математический театр, когда учащимся предлагается, например, придумать и показать спор между четными и нечетными числами или сочинить историю про знакомство дроби с отрезком! А ещё можно попробовать провести физкультминутку на тему «Площадь и периметр»!
Все эти задания объединяет То,что каждая работа становится индивидуальной, неожиданной, отличительной и дает возможность для реализации творческих способностей .
Можно сделать  так, чтобы нестандартные задания были не просто украшением урока , а способствовали повышению качества знаний по предмету. Прием создания  ассоциаций для запоминания словарных слов всем хорошо известен. Но ведь можно придумать «запоминалочки» и для трудных случаев из таблицы умножения или новых терминов.
 Творческие задания могут быть связаны с придумыванием новых названий. Например, как по-другому можно назвать ломаные (обратные задачи, прямоугольный треугольник, диаметр и др.)
Ценность представляют не только сами идеи, но и их анализ с выбором наиболее удачной, интересной, необычной. Дополнительным немаловажным стимулом может оказаться ведение общеклассной творческой тетради, в которой будут фиксироваться наиболее яркие варианты.
 Другой прием активизации воображения предполагает введение ограничения. Вместо задания придумать задачу по рисунку, на котором изображено дерево с листочками, предложить придумать задачу, но не про листочки, то оригинальных ответов будет несравненно больше. По ходу урока правила можно усложнять, например, «про предметы на дереве больше не придумываем», «про веточки больше не сочиняем», «цену предметов больше не называем» и т.д. Очень желательно, чтобы учащиеся придумывали не только условия задач, но и решали их.
 Задания с ограничениями можно давать не только по рисунку. Например, прочитать равенства, не используя слово "равно"», или сосчитать до от 40 до 80, не называя число «40», или рассказать алгоритм деления, не употребляя слово «остаток» и т.д. При этом рекомендуется отслеживать, чтобы слова-заменители тоже не повторялись .
 Творчески исправлять ошибки можно и в математике. Предложить учащимся равенство (неравенство, уравнение, перевод величин, схему, чертеж и др.), выполненные с ошибкой, и дать задание придумать как можно больше различных вариантов сделать его верным.
 Прием «Творческая ошибка» не является универсальным, его нельзя использовать при решении задач. Однако при работе с задачами будет эффективным другой прием – «Объясни», который заключается в выдвижении различных предположений, объясняющих числовые данные, использованные в задаче.
 Например, «Почему на первой остановке вышло меньше людей, чем на второй?», «Почему купили разное количество мелких и глубоких тарелок?», «Почему вторая труба заполнит бассейн быстрее?», «Почему часы спешат на 10 минут?», «Почему платье стоит дороже, чем костюм?»,
Исходя из необходимости построения обучения на основе компетентностного подхода, можно широко использовать прием «Где в жизни пригодится?» Активизация как творческого, так и логического мышления происходит в процессе поиска ответа на вопрос, когда необходимо найти область применения информации, полученной в результате решения задачи. Например: «Для чего нужно знать длину своего шага?», «Где может понадобиться знание о том, сколько весят котенок и щенок?», «Зачем считать количество страниц в книге?», «Может ли в реальной жизни быть ситуация, когда гусеница и улитка будут ползти навстречу друг другу?», «Каким образом хозяйка сможет принести домой все свои покупки из магазина?» и т.п.
Одним из эффективных приемов сочинения сюжетов задач может быть использование морфологического анализа. Сначала совместно с учащимися следует определить «оси» - составные части сюжета задачи. Например, место действия, время действия, участников задачи, действия участников задачи и т.д. Затем по группам происходит заполнение «осей»: придумывание оригинальных интересных ответов.
Например:Где? Под водой, в пещере, в дупле, в Антарктиде, в метро…
Когда? В первобытное время, при царе Горохе,  глубокой ночью, вчера, через год…
Кто? Музыканты, плаксы, феи,  динозавры…
Что делали? Танцевали,  строили, сжигали, кричали …
 Ответы всех групп озвучиваются или размещаются на доске, после чего учащимся предлагается придумать оригинальную задачу (а если одной из осей могут являться типы задач, которые предложит учитель, то возможна отработка и закрепление изученного материала).
Что касается математики, то можно выделить следующие основные виды заданий:
- «Опиши» (число, знак, геометрическую фигуру): какой у него цвет? Вкус? Запах? Каким у него может быть характер, его друзья и враги?
- «Качества чисел» (какие числа (знаки, геометрические фигуры) бы ты назвал смешными? Добрыми? Умными? Быстрыми? Страшными? Красивыми? и почему)
- «Придумай новый» (число, знак, геометрическую фигуру), изобрази его и объясни, что оно обозначает; также можно придумывать названия к различным видам чисел (например, числам, в которых все цифры одинаковые, или числам, которые внутри содержат нули, или числам, которые заканчиваются цифрой 7 и т.д.)
- «Представь себе» («Ты – это число (знак, геометрическая фигура). Почему ты так считаешь? Что бы ты стал делать, если бы смог в него превратиться?»)
- «Коллекция чисел» (собрать и записать как можно больше чисел, которые относятся к твоей семье, нашему классу, школе, городу; результат оформить в виде плаката или презентации).
 Можно сделать вывод, что из любого пустяка можно сделать  творческое задание, если приобрести привычку смотреть вокруг иначе.
   Математика – строгая наука, в основе которой лежат операции логического мышления.Учителя нередко считают, что они развивают творческие способности учащихся на уроке, и даже готовы «огласить весь список», причем довольно внушительный.
Под творческим заданием по математике понимаются такие как составить задачу, сделать рисунок к задаче, сыграть в головоломку , решить задачу со спичками, придумать обратную задачу, составить задачу по картинке, схеме; поставить вопрос к задаче, составить задачу на основе объекта из реального окружения, составить пример с данными числами, составить из данных геометрических фигур новую фигуру или узор, составить магический квадрат, восстановить недостающие числа в равенстве, изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя способами, придумать вопрос к задаче, из чисел составить выражение…Однако  далеко не все из перечисленных заданий можно действительно назвать творческими, несмотря на то, что они начинаются словом «придумать». Творчество – это создание нового, ранее не существовавшего, результат не может быть предсказуемым, а решение алгоритмизированным! «Сидело 12 синиц, половина улетела» – не только прямая и обратная задачи будут стандартными, но и рисунок к данному условию тоже очевиден, но творческого характера не имеет!
Порой на уроке возникает и такая ситуация, когда действительно творческое задание превращается в стереотип, и в лучшем случае задание «придумать задачу» представляет собой задачу по аналогии, а в худшем – данное задание оказывается невыполнимым.
Проблема заключается прежде всего в том, что кроме призыва к творчеству необходимы и соответствующие ин

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»