Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование заданий с задачами на уроках математики
как средство развития учебного действия самоконтроля
у обучающихся второго класса

Агеева Екатерина Дмитриевна,
учитель начальных классов ГБОУ
школы № 219 Санкт-Петербурга

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Математика, как одна из абстрактных наук, занимает первое место среди академических предметов, которые представляют собой особую трудность в учении. Уроки математики предоставляют возможности и необходимые условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий, но, несмотря на это наблюдается недостаточная степень их сформированности в начальной школе.
Обобщив результаты и статистику аналитической справки о результатах мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся, мы вывели следующие данные:
Уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы представлен в таблице. Во втором классе регулятивные универсальные учебные действия, по сравнению с другими классами, по шкале имеют самый низкий уровень.
Процент учеников, имеющих низкий уровень сформированности разных видов универсальных учебных действий  вы можете видеть на слайде.
Таким образом, у учащихся второго класса отмечается низкий уровень развития регулятивных универсальных учебных действий как по сравнению с другими классами, так и по сравнению с другими видами универсальных учебных действий.
Формирование учебного действия самоконтроля является одним из условий повышения эффективности обучения, силы и осознанности усвоения учащимися знаний, развития их познавательных способностей. Эффективность и качество приобретения знаний по математике определяется не только силой приобретения, но и развитием учащихся. Важную роль в этом играет решение задач.
Можно сделать вывод, что проблема развития учебного действия самоконтроля при помощи заданий с задачами у обучающихся второго класса является актуальной.
Для изучения материалов по данной проблеме нами был изучен теоретический материал. Мы рассмотрели развитие учебного действия самоконтроля у обучающихся начальной школы в процессе обучения, а точнее понятие «регулятивные универсальные учебные действия», особенности учебного действия самоконтроля. Мы узнали, что успех процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий, в том числе и развития учебного действия самоконтроля, у детей начальной школы зависит от степени развития внимания и других познавательных процессов. Самоконтроль – это важное учебное действие по руководству процессом собственного обучения, сущность которого заключается в умении соотносить полученный результат с поставленной целью. Это анализ ваших действий для определения правильности их выполнения, это соответствие образцу или желаемому результату. Проанализировав методическую литературу, мы узнали, что существуют методы, приемы и способы формирования самоконтроля, которые внедряются в учебный процесс и благодаря их систематическому использованию на уроках математики можно формировать у учащихся учебное действие самоконтроля, которое, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни и деятельности.
Мы изучили материал по формированию умения решать задачи на уроке математики в начальной школе, раскрыли понятие «задача», рассмотрели классификацию задач, а также работу над задачей на уроках математики в начальной школе. Мы можем с уверенностью сказать, что систематическое использование на уроках математики текстовых задач разных видов и на разные темы, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Поэтому, нами были рассмотрены возможности использования заданий с задачами для развития учебного действия самоконтроля на уроках математики у обучающихся второго класса. Важно было узнать, что этап проверки решенной задачи обеспечивает правильность решения и способствует более глубокому пониманию математического содержания задачи и осознанию взаимосвязей между величинами. Таким образом, данный этап создаёт условия для развития учебного действия самоконтроля. Мы рассмотрели различные приёмы и виды заданий, которые можно использовать для достижения поставленной цели.
По данной теме нами были подобраны диагностики по двум направлениям: определение уровня развития учебного действия самоконтроля и выявление уровня сформированности у обучающихся умения решать текстовые задачи.
Для определения уровня развития учебного самоконтроля младших школьников нами были выбраны три диагностические методики, которые позволяют комплексно оценить сформированность учебного действия самоконтроля у второклассников. Данные диагностики подходят для проведения на группе учеников и для индивидуальной диагностики.
1) Для оценки состояния выполненной работы выбрана методика Б. Бурдона «Корректурная проба (вариант с цифрами)». Методика используется для определения степени концентрации и устойчивости внимания.
2) Для определения развития произвольного внимания выбрана методика «Расстановка чисел».
3) Для выявления уровня умения принять учебную задачу, самостоятельность, сосредоточенность, включаемость в работу и умение выполнять самопроверку была выбрана методика «Рисование по точкам» А.А. Вегнера.
Для выявления уровня сформированности у обучающихся умения решать текстовые задачи нами разработана анкета для родителей обучающихся.
Для решения проблемы решено разработать методическое пособие «Развитие самоконтроля при решении задач», представляющее собой сборник конспектов и фрагментов уроков по математике, в которых будут использованы задания с задачами. В конспектах и фрагментах уроков будут использованы различные виды заданий и приёмы, ранее рассмотренные в теоретическом материале, способствующие развитию учебного действия самоконтроля у обучающихся 2 класса. Таким образом, можно сказать, что пособие будет направлено на решение ранее выявленной нами проблемы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»