Тема: Складываем и вычитаем большие числа. Определение уровня своих умений по теме. |
Тип: Урок рефлексии. |
Цель урока: составить карту самооценки умений учащихся оперирования большими числами при решении задач и выражений на основе ориентиров действия, предложенных учителем. |
Планируемые результаты: |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- Воспроизведение, закрепление, применение алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел.
- Отработка вычислительного навыка при счете больших чисел в столбик при решении задач и выражений.
|
- Управление своей деятельностью: постановка цели, умение работать с опорой на ориентиры действия, предложенные учителем.
- Контроль и коррекция: осуществление оценки и самооценки деятельности, анализ трудностей, план пути преодоления.
- Приобретение навыков взаимопроверки.
- Работа с алгоритмом, с листом оценивания, картой самооценки.
|
Смыслообразование:
- Мотивация к достижению более высоких результатов обучения.
- Определение своих границ знания и незнания материала.
Самоопределение:
- Внутренняя уверенность при выполнении операций с большими числами.
- Самоуважение по результатам работы.
|
Ресурсы урока: Учебник, карточки (лист рефлексии и карта самооценки), таблица алгоритма сложения многозначных чисел, компьютер, электронная доска. |
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности:
- Открываем учебник на с. 36-37.
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, что вы будете делать сегодня на уроке?
- Это всё верно. Но ещё сегодня на уроке каждый из вас будет корректировщиком. Вы будете нетолько считать в столбик и решать задачи, но еще будете проверять свою работу, работу соседа, сверяя с образцом. Будете заполнять лист рефлексии, где будете вычленять свои ошибки, а в конце урока на основании листа рефлексии заполнять карту самооценки, где каждый из вас сможет сделать вывод, что получается, и что каждому из вас ещё нужно сделать, чтобы при вычислении в столбик больших чисел ошибок было меньше.
- Возьмите и рассмотрите лист рефлексии и карту самооценки. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать в этих таблицах?
- Какая цель урока? |
-Складываем и вычитаем большие числа.
- Складывать и вычитать в столбик большие числа, решать задачи с большими числами, сравнивать большие числа.
- В листе рефлексии проставить свои ошибки и их количество. В листе самооценки оценить свои умения считать большие числа в столбик и решать задачи с большими числами.
- Цель - заполнить лист рефлексии и лист самооценки. Сделать выводы и записать, какую коррекцию умений при работе с большими числами нужно ещё сделать. |
Актуализация необходимых знаний:
- Давайте вспомним, какой алгоритм сложения чисел в столбик вы знаете.
- Теперь вспомним алгоритм вычитания в столбик.
- Как вы думаете, алгоритм сложения и вычитания больших чисел сильно будет отличаться от того, что вы знаете?
(На доске вывешивается таблица с алгоритмами письменного сложения и письменного вычитания до миллиона).
- Вспомните, как сложить два числа с переходом через десяток?
- Как вычесть числа с переходом через разряд?
- Как отнять однозначное число от круглого десятка?
- Как определить количество цифр в ответе? |
- Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складываем по порядку единицы, десятки, сотни. Если с переходом через десяток, то записываем 1 десяток или 1 сотню над соответствующим разрядом.
- Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Вычитаем по порядку единицы, десятки, сотни. Если не можем отнять от меньшего числа большее, то занимаем десяток или сотню в соответствующем разряде.
- Нет, добавится количество разрядов.
- Складываем единицы, десяток запоминаем и добавляем к десяткам.
- Занимаем десяток и от двузначного числа отнимаем число и записываем под единицами однозначное число, а в разряде десятков помним, что десятков на один меньше.
- Занимаем десяток и от 10 отнимаем количество единиц. Помним, что десятков стало на один меньше.
- Посмотреть числа в старшем разряде и понять, с переходом через разряд будет результат или нет. Если результат с переходом через разряд, то количество цифр в ответе увеличится на одну. |
Организация познавательной деятельности:
(На экране включается план урока).
- Работаете то количество времени, которое написано. После окончания времени доделывать все выражения не нужно, каждый делает в своём темпе то количество, сколько успеет.
(Каждый пункт плана на отдельном слайде выводится на экран. Время засекает учитель, он же сообщает о прекращении работы над заданием. На каждом следующем слайде после задания открывается образец для сравнения.)
План урока:
- Выполняем №1, с. 36. На работу 5 минут.
Сверяем свою работу с образцом. Находим ошибки.
Считаем количество ошибок и вносим в лист рефлексии.
- Выполняем №2, с. 36. На работу 5 минут. Обмениваемся тетрадями.
Сверяем работу соседа с образцом. Находим ошибки.
Считаем количество ошибок и вносим в лист рефлексии.
- Выполняем №3, с. 36. На работу 3 минуты.
Сверяем свою работу с образцом. Находим ошибки.
Считаем количество ошибок и вносим в лист рефлексии.
- Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Выполняем №4, с. 36. На работу 2 минуты. Считать в столбик не нужно, записываем только количество цифр в ответе. Обмениваемся тетрадями.
Сверяем работу соседа с образцом. Находим ошибки.
Считаем количество ошибок и вносим в лист рефлексии.
- Выполняем №6, с. 36. На работу 4 минуты.
Сверяем свою работу с образцом. Находим ошибки.
Считаем количество ошибок и вносим в лист рефлексии.
(Первые три ученика, решившие задачу, получают карточки с названием одного из музеев – Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, чтобы на уроке окружающего мира сделать сообщение.)
- Домашнее задание:
№5, с. 36, №8, с. 37 |
(Учащиеся после окончания времени берут ручку с зелёной пастой, ей исправляют свои ошибки или ошибки соседа, и ей же заносят количество ошибок в лист рефлексии.)
Учащиеся выполняют задание, сверяют с образцом, и начинают работать с листом рефлексии.
Учащиеся выполняют задание, сверяют с образцом, и начинают работать с листом рефлексии своего соседа.
Учащиеся выполняют задание, сверяют с образцом, и начинают работать с листом рефлексии.
Учащиеся выполняют движения.
Учащиеся выполняют задание, сверяют с образцом, и начинают работать с листом рефлексии своего соседа.
Учащиеся выполняют задание, сверяют с образцом, и начинают работать с листом рефлексии.
Три ученика получают карточки.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
Рефлексия деятельности:
- Положите перед собой лист рефлексии и карту самооценки.
- Давайте прочитаем критерии оценивания, по которым вы сможете оценить свои умения по каждому заданию.
- Посчитав ошибки в листе рефлексии проставьте +в нужной графе.
- Запишите свои выводы внизу карты самооценки: что вы на этом уроке стали делать лучше и что вам ещё нужно сделать для улучшения своих умений при работе с многозначными числами.
- Кто хочет прочитать свои выводы?
- Сдайте мне карточки, я на основании карточек поставлю вам оценки.
-Урок окончен. Спасибо за урок. |
Учащиеся читают.
Учащиеся работают с карточками.
Учащиеся записывают выводы.
Учащиеся по желанию читают выводы.
Учащиеся сдают лист рефлексии и карту самооценки. |
|
|
|
|