Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования навыка устного счёта
у умственно отсталых школьников младших классов

Попова Алена Владимировна

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена проблема формирования навыка устного счёта у умственно отсталых школьников младших классов. В ходе изложения статьи автором обоснована специфика формирования навыка устного счёта у умственно отсталых школьников младших классов в специальной (коррекционной) школе.

Ключевые слова: навыки устного счета, умственная отсталость, младший школьный возраст.

Полноценный вычислительный навык имеет следующие характеристики: правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность. Особую важность формирование навыка устного счёта представляет для обучения умственно отсталых школьников младших классов. Для эффективной организации работы специалистов c нарушением интеллекта нужно правильное понимание феномена данного нарушения и знание причин ее возникновения.

Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания» [3, c. 29].

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга» [4].

Термином «умственная отсталость» в отечественной дефектологии принято считать стойкое нарушение познавательной деятельности человека, которое возникает вследствие органического повреждения центральной нервной системы.

С.Д. Забрамная отмечает, что «степень поражения головного мозга может быть разной по сложности, локализации, времени воздействия на него того или иного болезнетворного фактора. Это является свидетельством того, что этиология данного патологического состояния может быть чрезвычайно разнообразной, что в свою очередь, вызывает разнообразные индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития такого субъекта» [2, с. 35].

По мнению В.Ф. Мачихиной термин «умственная отсталость» указывает не только на количественную, а на качественную характеристику нарушения, что предполагает определенное позитивное развитие ребенка, вследствие организации целенаправленного коррекционно-развивающего воздействия на нее, который учитывает ее потенциальные возможности и опирается на сохраненные или менее повреждены ее функции или функциональные системы [5].

Определяя умственную отсталость, далеко недостаточно ограничиться общим указанием нарушения, следует обязательно установить и его структуру. Это приобретает важное значение для проведения с ребенком коррекционной работы. Прежде всего, безусловно следует учитывать первичные нарушения в структуре дефекта. Однако педагогические усилия необходимо направлять на вторичные и дальнейшие осложнения, поскольку именно они подвергаются коррекционном влияния.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию особенностей формирования навыка устного счёта у умственно отсталых школьников младших классов охарактеризуем специфику математических знаний и представлений.

М.М. Михайлюк подчеркивает, что за период обучения в специальной коррекционной школе школьники с умственной отсталостью должны получить следующие математические знания и практические умения:  представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях; представление об основных величинах, единицах измерения величин и их соотношениях; знание метрической системы мер, мер времени и умение практически пользоваться ими; навыки простейших измерений, умение пользоваться инструментами; умение производить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями; умение решать простые и составные (в 3-4 действия) арифметические задачи; представление о плоскостях и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов [6].

Работу по формированию навыка устного счёта у умственно отсталых школьников младших классов нужно начинать с обучающимися первого класса: сформировать представления о числе, счете, дать понятия о некоторых первоначальных свойствах натурального ряда чисел, образы геометрических понятий, соответствующих действительному образу геометрического объекта.

Л.Б. Баряевой и А.П. Зариным доказано, что устный счёт способствует развитию интеллекта детей и взрослых. Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в специальной (коррекционной школы). Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей устного счета на уроке [1].

Длительность этапа урока, на котором осуществляется формирование навыка формирования младших школьников с умственной отсталостью не должна превышать 10-12 минут. Это объясняется тем, что устный счет требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил, а тем более данный процесс сложен детям, имеющим нарушение интеллекта. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но трудны для обучающихся с нарушением интеллекта [5].

Процесс формирования навыков устного счета у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеет свои задачи: воспроизводство и корректировка определённых общеучебных навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения педагога; контроль педагога за состоянием знаний учащихся; мониторинг психологического состояния класса; психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала [2].

Учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы определяет цели и задачи устного счета с учетом темы урока и психофизических особенностей учащихся класса.

При планировании учитель должен учитывать, что основными целями данного этапа урока является: достижение поставленных целей урока; развитие вычислительных навыков; развитие устной речи учащихся, приучение их к умению вести дискуссии; расширение знаний учащихся об окружающем мире; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки; формирование навыков культурного поведения [4].

В процессе формирования навыков устного счета у младших школьников с умственной отсталостью учитель начальных классов специально (коррекционно) школы должен придерживаться следующих требований: упражнения для формирования навыков устного счета у младших школьников с умственной отсталостью выбираются не случайно, а целенаправленно; задания подбираются разнообразные; тексты упражнений, чертежей и записей подготавливаются заранее; к устному счету должны привлекаются все ученики; при формировании навыков устного счета продумываются критерии оценки [6].

Основные выводы. Таким образом, можно утверждать, что плохое усвоение математических знаний школьниками с умственной отсталостью обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников. Целесообразно в специальной (коррекционной) школы устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания. Для эффективного использования устных упражнений нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.

 

Список литературы:

  1. Баряева, Л.Б. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева, А.П. Зарин. – СПб.: Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 96 с.
  2. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / С.Д. Забрамная – М.: Просвещение, 2018. – 94 с.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. –М.: Педагогика Пресс, 2018. – 536 с.
  4. Залялетдинова, Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы / Ф.Р. Залялетдинова. – М.: ВАКО, 2017. – 128 с.
  5. Мачихина В.Ф. Внеклассная педагогическая работа по вспомогательной школе / В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 2018. – 104 с.
  6. Михайлюк, М.М. Пути перестройки обучения математике в младших классах вспомогательной школы / М.М. Михайлюк. // Дефектология. – 2016. – № 4 – C. 22–25

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Абкеримова Э.А., Ляшенко А.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА УСТНОГО СЧЁТА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 10(138). URL: https://sibac.info/journal/student/138/205493 (дата обращения: 25.03.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»