Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе

Куликова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа № 38
Приморского района Санкт-Петербурга
     Игровые технологии являются важной формой обучения, которая помогает учителю сделать увлекательной работу учащихся по изучению математики в начальных классах. Очень важно вставлять в урок игровые моменты, чтобы мотивировать учеников на изучение предмета.
      Математика  способствует развитию памяти,  воображения, мышления, формирует настойчивость, терпение, усидчивость. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Ребёнок будет усваивать только то, что ему интересно. У современных детей переизбыток разнообразной информацией. Поэтому  актуальность игры в настоящее время повышается. Одной из форм обучения является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке. В ходе игры ребята учатся принимать роль, её выполнять, соблюдать условия, высказывать своё мнение. Игра снимает напряжение с младшего школьника, помогает ему раскрыться на уроке.
      Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений и понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
С этой целью на уроках математики используется разнообразный занимательный материал: дидактические и сюжетно - ролевые игры, задачи в стихах, старинные задачи, задачи – шутки, логические задачи, ребусы, магические квадраты.
Условия игры на уроке должны быть следующие:
1.Учитывать возрастные особенности детей.
2.Игра должна отличаться от обычного задания из учебника.
3.Правила игры должны быть понятны школьнику.
4.Игра должна быть связана с целью урока.
5.В конце игры должен быть подведен итог, выявлены победители.
      Приведу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
1. Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме  математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа, задач в стихах.
2. Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Игра "Верю - не верю", "Согласен или не согласен с высказыванием".
3. Можно провести игру-соревнование «Знатоки», «Что? Где? Когда?».
4. Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.
5. При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Исправь ошибки» или « Самый быстрый », «Цепочка».
     Эти игры простые, но они позволяют внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более собранными и быстрыми.
      Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию   учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
     В своей работе я уделяю особое внимание логическим задачам. Конечно, подобные задачи вызывают у учеников  трудности, но развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.  Эту работу я начинаю вести с первого класса, постепенно усложняя материал от класса к классу. Например, 1 класс:
 1.К Мише на день рожденье пришли друзья – мальчики и девочки. Девочки съели по 5 печений, а мальчики – по 7. Всего они съели 24 печения. Сколько мальчиков и девочек пришли в гости к Мише?
2. В первый день спортсмен пробежал 10 км. В каждый последующий день он пробегал на 2 км больше, чем в предыдущий. Какое расстояние он пробежал в пятый день? Напиши числовое выражение для пятого дня?
4 класс:
1.Если самое большое трехзначное число уменьшить на самое большое двузначное число, полученный результат разделить на 4, а затем вычесть 25, то получится возраст мудреца-звездочета.  Сколько лет звездочету?
2. Длина прямоугольного бассейна в 5 раз больше его ширины, причем ширина на 20 м меньше. Найдите площадь дна бассейна.
       В первом классе работа начинается с подробного объяснения учителем принципа решения таких задач. Со временем среди учеников появляются дети, которые могут самостоятельно решить предложенную задачу. Их можно подключать к роли помощников учителю, которые смогут объяснить решение другим ребятам, испытывающим сложности.         
     В 4 классе на уроках математики  можно использовать задачи, подобранные учениками  дома и предоставлять им возможность самим провести эту работу на занятии. В классе можно создать целую картотеку логических задач, обмениваться ими между одноклассниками. Во внеклассной работе проводить  викторины и математические конкурсы.
    Систематическая работа по решению логических задач даёт высокие результаты. Ребята лучше усваивают материал по школьной программе, а также растет  процент выполнения заданий  в математической олимпиаде "Кенгуру".
    Использование на уроках игровых технологий является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике.
      Применение  игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»