Игровые технологии на уроке математики в начальной школе
Куликова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа № 38
Приморского района Санкт-Петербурга
Игровые технологии являются важной формой обучения, которая помогает учителю сделать увлекательной работу учащихся по изучению математики в начальных классах. Очень важно вставлять в урок игровые моменты, чтобы мотивировать учеников на изучение предмета.учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа № 38
Приморского района Санкт-Петербурга
Математика способствует развитию памяти, воображения, мышления, формирует настойчивость, терпение, усидчивость. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Ребёнок будет усваивать только то, что ему интересно. У современных детей переизбыток разнообразной информацией. Поэтому актуальность игры в настоящее время повышается. Одной из форм обучения является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке. В ходе игры ребята учатся принимать роль, её выполнять, соблюдать условия, высказывать своё мнение. Игра снимает напряжение с младшего школьника, помогает ему раскрыться на уроке.
Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений и понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
С этой целью на уроках математики используется разнообразный занимательный материал: дидактические и сюжетно - ролевые игры, задачи в стихах, старинные задачи, задачи – шутки, логические задачи, ребусы, магические квадраты.
Условия игры на уроке должны быть следующие:
1.Учитывать возрастные особенности детей.
2.Игра должна отличаться от обычного задания из учебника.
3.Правила игры должны быть понятны школьнику.
4.Игра должна быть связана с целью урока.
5.В конце игры должен быть подведен итог, выявлены победители.
Приведу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
1. Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа, задач в стихах.
2. Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Игра "Верю - не верю", "Согласен или не согласен с высказыванием".
3. Можно провести игру-соревнование «Знатоки», «Что? Где? Когда?».
4. Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.
5. При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Исправь ошибки» или « Самый быстрый », «Цепочка».
Эти игры простые, но они позволяют внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более собранными и быстрыми.
Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В своей работе я уделяю особое внимание логическим задачам. Конечно, подобные задачи вызывают у учеников трудности, но развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Эту работу я начинаю вести с первого класса, постепенно усложняя материал от класса к классу. Например, 1 класс:
1.К Мише на день рожденье пришли друзья – мальчики и девочки. Девочки съели по 5 печений, а мальчики – по 7. Всего они съели 24 печения. Сколько мальчиков и девочек пришли в гости к Мише?
2. В первый день спортсмен пробежал 10 км. В каждый последующий день он пробегал на 2 км больше, чем в предыдущий. Какое расстояние он пробежал в пятый день? Напиши числовое выражение для пятого дня?
4 класс:
1.Если самое большое трехзначное число уменьшить на самое большое двузначное число, полученный результат разделить на 4, а затем вычесть 25, то получится возраст мудреца-звездочета. Сколько лет звездочету?
2. Длина прямоугольного бассейна в 5 раз больше его ширины, причем ширина на 20 м меньше. Найдите площадь дна бассейна.
В первом классе работа начинается с подробного объяснения учителем принципа решения таких задач. Со временем среди учеников появляются дети, которые могут самостоятельно решить предложенную задачу. Их можно подключать к роли помощников учителю, которые смогут объяснить решение другим ребятам, испытывающим сложности.
В 4 классе на уроках математики можно использовать задачи, подобранные учениками дома и предоставлять им возможность самим провести эту работу на занятии. В классе можно создать целую картотеку логических задач, обмениваться ими между одноклассниками. Во внеклассной работе проводить викторины и математические конкурсы.
Систематическая работа по решению логических задач даёт высокие результаты. Ребята лучше усваивают материал по школьной программе, а также растет процент выполнения заданий в математической олимпиаде "Кенгуру".
Использование на уроках игровых технологий является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике.
Применение игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.