Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование общих приёмов решения задач в начальной школе
(1 класс)

Степанова Анастасия Юрьевна

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим важнейшей задачей учителя является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Поэтому мое выступление  посвящено формированию познавательных учебных действий учащихся  на уроках математики. На уроках математики формируются следующие познавательные УУД: осознание, что такое свойства предмета; моделирование; использование знаково-символической записи математического понятия; овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; использование индуктивного умозаключения; выведение следствий из определения понятия; умение приводить контр примеры.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение  учащимися общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.
Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Примерами  подготовки учащихся к усвоению общего приема решения задач служат  задания, которые я  предоставляю детям на персональных компьютерах. Такой вид заданий повышает интерес детей к выполняемой деятельности, а так же помогает совершенствовать компьютерную грамотность (пользоваться «мышкой», работать с клавиатурой, сохранять текст).  В начале года на уроках математики  я  начинаю подготовку  к введению задач. Здесь использую следующую серию  заданий: 
1. Составь задачи по картинкам. Реши их. (см. приложение 1)
Задания такого вида  помогут учащимся увидеть логическую связь между объектами в задачи, что в дальнейшем поможет в составлении моделей (учащиеся видят начальное и конечное состояние объекта).  Эти задания  я ввожу   детям на индивидуальный компьютер, что позволяет быстро осуществить как взаимопроверку между учащимися, так и проверку учителем.
Далее можно предложить задания вида:
2. Подбери выражение. ( см. приложение 2)                                   
3. Число «убежало». Помоги его найти.( см.приложение 3)
Задания такого вида помогают формировать универсальные логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов).
После того как вышеизложенные задания успешно усвоены, считаю возможным переходить к введению задач и решению их с помощью моделей.
Один из подходов к моделированию при решении задач предложен Ж. Верньё. Для анализа текста задачи он предлагает две категории: состояния объекта и трансформации. В схемах, предложенных Ж. Верньё, для анализа и решения задач данные обозначаются в виде геометрических фигур:объекты — квадраты;отношения между состояниями объектов — линии, стрелки, на которых указывают направленность отношений; отношения между величинами состояния объекта — круги.
Работа начинается с составления памятки учащимся  для решения задач.
Памятка:
I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический)
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
III. Установление отношений между данными и вопросом.
IV. Составление плана решения.
V. Осуществление плана решения.
VI. Проверка и оценка решения задачи.
Необходимо каждый раз перед решением задач эту памятку повторять (учащиеся рассказывают друг другу, несколько учеников рассказывают вслух, самопроверка)
Затем  учитель на доске показывает решение задачи с составлением модели. Далее подобная задача решается совместно, потом один из детей решает задачу у доски и только на этом этапе идет выработка памятки. Учитель задает вопросы на понимания хода решения задач: -Что делали сначала? –Как этот этап можно назвать? И т.д
В 1 классе учащиеся учатся решать задачи с помощью моделей такого вида (см. приложение 4)
С каждым учебным годом задачи усложняются, соответственно и модели для решения задач будут сложнее, появляются символы известных и неизвестных компонентов.
Для того, чтобы выявить  уровень сформированности общего приёма решения задач я использую следующую диагностику авторов А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой.
Цель диагностики: выявление сформированности общего приема решения задач.
Оцениваемые универсальные учебные действия: прием решения задач, логические действия.
Возраст: 6,5 – 10 лет
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа
Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условий. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.
Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.
Уровни сформированности общего приема задач:

  1. При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

  2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия  и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

  3. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

Набор задач для диагностики (см. приложение 5)
Результаты диагностики показали, что у  23%    учащихся 1 Б класса  формируются познавательные учебные действия на первом уровне, у 42% учащихся формируются познавательные учебные действия на втором уровне, у 35% учащихся формируются познавательные учебные действия на третьем уровне.
Используемая литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  2. 500 задач по математике. 1 класс / М. И. Кузнецова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  3. 500 примеров по математике. 1 класс / М. И. Кузнецова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»