Изучение геометрического материала на уроках математики в начальной школе
Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Основными задачами изучения геометрического материала в начальной школе являются:
- формирование у учащихся четкий представлений и понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямые, кривые и ломаные линии, отрезок, многоугольники, углы, окружность, круг, центр и радиус круга;
- формирование практических измерений и построения геометрических фигур с помощью чертежных и измерительных инструментов и без них;
- развитие пространственного воображения.
- создание комфортной познавательной среды для обучающихся;
- развитие пространственного мышления;
- развитие образного мышления;
- создание условий для развития вербально – логического мышления.
На уроках математики можно использовать различные задания:
- Графический диктант по клеточкам (например: получение квадрата - поставить точку, от нее отступить вправо 5 клеток, затем - 5 клеток вниз, потом – 5 клеток влево, далее – 5 клеток вверх).
- Представленные геометрические фигуры запомнить, разложить или зарисовать по памяти (например: синий квадрат, красный круг, коричневый прямоугольник).
- Продолжить геометрический ряд (например: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал).
- Дорисовать геометрическую фигуру (например: начерчены два основания и одна боковая сторона у прямоугольника, нужно дочертить вторую сторону фигуры).
- Составить с помощью счетных палочек или бумажных полосок геометрические фигуры (различные многоугольники).
- Разгадывание загадок о геометрических фигурах (например: у какой геометрической фигуры все стороны равны – квадрат, у какой фигуры три угла – треугольник).
- Физминутка: сделать столько хлопков в ладоши, сколько в треугольнике углов (3), сделать столько наклонов, сколько сторон у квадрата (4).
- Представленные геометрические фигуры разделить на группы:
- по цвету;
- по количеству углов, сторон;
- по названиям (например: многоугольники и круги).
9. На рисунке найти предметы, которые напоминают геометрические фигуры, различные линии (например: солнце – круг, лучи – прямые линии; облако – замкнутая кривая линия).
10. Назвать из каких геометрических фигур состоит рисунок животного, птицы. Сосчитать количество (например: лягушка – треугольник, овал, 2 круга, всего 4 фигуры; утенок – 4 треугольника, круг, овал, всего 6 фигур).
11. Найти лишнюю фигуру, объяснить свой выбор (например: квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, пятиугольник; лишняя фигура – овал, т. к. он не многоугольник).
12. Закрасить фигуры различными цветами (например: треугольники – красным, квадраты – синим, овалы – коричневым).
13. Достроить фигуру (например: треугольник до квадрата).
14. Получить из одной фигуры несколько (например: из прямоугольника – два квадрата, два треугольника).
15. Собрать пазлы с изображением геометрических фигур (например: из нескольких частей собрать одну фигуру).
16. В классе найти предметы, напоминающие геометрические фигуры, линии (например: дверь, парта, доска – прямоугольник, окно – квадрат, указка – прямая линия).