Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по работе над текстовыми задачами

Загранцева Марина Викторовна
         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет главную цель образования современных младших школьников как «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономии, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». Достижение данной цели требует качественно нового подхода к организации образовательной деятельности, взаимодействию её участников, выбору видов деятельности, форм учебного общения. Новые  стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие  универсальных учебных действий, являющихся основой достижения метапредметных результатов образования. 
Анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение – именно в начальной школе закладывается основа развития логических УУД.
 Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи.  Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений. Для формирования истинного умения решать задачи  учащиеся  прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию.
       Умение решать текстовые задачи – показатель уровня математического развития обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала. При решении текстовых математических задач у обучающихся формируются:
- личностные УУД,
- метапредметные УУД,
- предметные УУД,
   В традиционной школе активно формируется у учащихся умение решать задачи определённых типов.
При этом подходе дети сначала учатся решать простые задачи, а затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач.
Методика обучения решению простых задач каждого вида сориентирована на три ступени: подготовительную, ознакомительную, закрепление. Работа с каждым новым видом  составных задач ведётся так же.
  Решение составных задач сводится к разбиению их на ряд простых задач и последовательному  решению. Поэтому необходимым  условием для решения составной задачи является твёрдое умение детей решать простые задачи, входящие в составные.
Процесс решения каждой составной задачи осуществляется поэтапно:
  1. Ознакомление с содержанием задачи.
  2. Поиск решения задачи.
  3. Составления плана решения.
  4. Запись решения и ответа.
  5. Проверка решения задачи.
Решение задач повышенной трудности помогает выработать у детей привычку вдумчиво относиться к содержанию задачи и разносторонне осмысливать связи между данными и искомыми, их рекомендуется предлагать только в том случае, если детям известно решение обычных задач, к которому сводится решение предлагаемой задачи повышенной трудности.
Есть и другой подход к обучению решения задач: научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять  эти связи в виде схематических и символических моделей. Это метод развивающего обучения. Различие поставленных целей  обуславливает разные  методические подходы  к обучению решения задач.
При другом подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической.
В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста). Естественно, учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности. Поэтому  знакомству младших школьников с текстовой задачей должна предшествовать специальная работа по формированию математических понятий и отношений, которые они будут использовать при решении текстовых задач. До знакомства с задачей учащимся необходимо приобрести определённый опыт в соотнесении предметных, текстовых, схематических и символических моделей, которые они смогут использовать для интерпретации текстовой модели.
Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность следующих навыков:
  • навыка чтения;
  • представления о назначении  действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», «разностного сравнения»:
  • основных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения;
  • умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;
  • умения чертить, складывать и вычитать отрезки;
  • умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.
На современном этапе обучения одним из показателей математического развития является формирование такого  личностного УУД, как навык самооценки и самоконтроля, поэтому будет уместным добавить и пятый этап решения задач – рефлексия.
Этапы решения задач:
  1. Восприятие задачи (анализ текста).
  2. План поиска решения.
  3. Выполнение плана.
  4. Проверка.
  5. Рефлексия.
Формирование у учащихся умения решать текстовые задачи – один из важнейших вопрос курса математики в начальной школе. Использование моделирования, вариативного подхода к решению задач, самоконтроля учащихся, дифференцированного обучения при решении задач, позволяет  разнообразить формы работы на уроке, активизировать работу учащихся, улучшать качество обучения. Удачно проходит на каждом уроке коллективная и индивидуальная работа, а также работа в парах, группах.  Учащиеся овладевают умениями слушать других,  учатся предлагать свои решения и стараются доказать их объективность и правильность.
При решении задач происходит формирование таких универсальных учебных действий: 
Познавательные УУД
  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
  • использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
  • понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
  •  выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
  • пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
  • выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Коммуникативные УУД
  • использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
    строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
  • участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
  • взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
  • принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Регулятивные УУД
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; 
  • составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
  •  соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
  • сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Личностные УУД
  • элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
  • стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
  • элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
  1. Г.Т.Дьячкова «Математика Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград:Учитель, 2007
  2. Л.В.Шелехова «Сюжетные задачи по математике в начальной школе» - М., Чистые пруды, 2006
  3. М.А.Бантова, Г.В,Бельтюкова «Методика преподавания математике в начальных классах», - М., Просвещение, 1984
  4. Н.Б.Истомина «Методика обучения математике в начальных классах», - М., ACADEMA, 2001
  5. Н.Б.Истомина «Методические рекомендации к учебнику «Математика» - ассоциация ХХ век, 2010
  6. С.А.Зайцева, И.И.Целищева «Решение составных задач на уроках математике»  - М., Чистые пруды,2006
  7. С.В.Царёва «Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» - Начальная школа, №4. 2004г.
  8. Т.В.Смолеусова «Этапы, методы и способы решения задачи» - Начальная  школа, №12. 2003г.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»