Названия и последовательность чисел от 11 до 20
Грекова Екатерина Владимировна,
учитель
учитель
Тема: Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | Тип: урок открытия новых знаний | ||
Цель: Формирование понятия о десятке, как счетной единице. | |||
Задачи: | Образовательные: -познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте. -ввести термины «однозначные числа», «двузначные числа»; -повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач; - совершенствовать навыки самостоятельной работы с тетрадью. Развивающие: - развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь учащихся; - активизировать воображение, память; - развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности. Воспитательные: - воспитание любознательности, заинтересованности в процессе учения. - учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; - воспитание положительных качеств личности учеников: активности, аккуратности, умения преодолевать трудности. |
||
Планируемые результаты | |||
Предметные: Учащиеся получат возможность научиться: - образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; - сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. -получат возможность закрепить умение решать задачи изученных видов, контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
Метапредметные: - Регулятивные: учащиеся получат возможность научиться: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать и контролировать свою деятельность; -прогнозировать результаты вычислений и оценивать их правильность; - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: учащиеся получат возможность овладеть умениями: -ориентироваться в учебнике; -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; - группировать предметы и субъекты на основе существенных признаков; - Коммуникативные: учащиеся получат возможность овладеть умениями: - объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника - формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль. |
Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - умение оценивать себя; - осознание «количественности» мира. |
|
Ресурсы урока: учебник под редакцией М. И. Моро и С.И. Степанова, наглядные пособия (счетные палочки, счетный материал «геометрические фигуры», «линейка чисел 0-20»; магнитные карточки «десятки», «единицы». «меньше», «составные части задачи»), магнитная доска, тетради, печатный материал. |
|||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | ||
Организационный момент | |||
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем! |
проговаривают вместе с учителем, выполняют движения | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- начнем наш урок по традиции с устного счета, разомнемся. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число. - Какое сегодня число? - В каком месте листа запишем дату? (посередине, отступив 4 клетки от последней записи). Учитель оказывает помощь тем, кому это необходимо. - будьте внимательны, я задаю вопрос, вы записываете ответ. (при необходимости вопрос повторяется второй раз) 1.запишите все числа, которые меньше 6. - отступите от даты 2 клетки вниз, в левой стороне листа запишите ответ в строчку 2. отступите вниз 1 клетку, запишите ответ на следующий вопрос: - запишите все числа, которые больше 3, но меньше 10. 3. отступите вниз 1 клетку и запишите ответы на следующие вопросы один за другим слева-направо: -первое слагаемое 5, сумма 10. Чему равно второе слагаемое? -уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равна разность? -уменьшите на 6 число 8;10;6;9;7. 4.Решите задачу и запишите в этой же строке ответ: -В рабочем кабинете стоят 2 кресла и 7 стульев. На сколько больше стульев, чем кресел стоит в кабинете? -проверьте свои ответы, на доске записано: 0 1 2 3 4 5 4 5 6 7 8 9 5 3 2 4 0 3 1 5 У кого все верно? Молодцы! Поставьте себе на полях красный улыбающийся смайлик. У кого одна- две ошибки? Вы тоже неплохо справились, но нужно быть внимательнее. |
Называют текущую дату, открывают тетради, записывают. Определяют место для записи. Выполняют инструкции учителя, записывают ответы в тетрадь. Проверяют свои ответы, сравнивают с записью на доске. Оценивают свою работу. |
||
Физминутка | |||
Воспитатель проводит физминутку | выполняют вместе с воспитателем. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
- послушайте внимательно стихотворение Владимира Орлова. Всё, что вижу во дворе я, Всё, что вижу на пути, Я умею, я умею Сосчитать до десяти. Еду с мамой в зоосад И считаю всех подряд. Пробегает дикобраз- Это раз. Чистит пёрышки сова- Это два. Третьей стала росомаха, А четвёртой- черепаха. Серый волк улёгся спать- Это пять. Попугай в листве густой, Он шестой. Вот лосёнок рядом с лосем, Это будет семь и восемь. Девять - это бегемот. Рот как бабушкин комод. В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый. Дальше мне не сосчитать- Надо снова начинать! - До какого числа научился считать мальчик? Почему он не смог дальше сосчитать? -Поднимите руку, кто знает, какие числа идут после 10. -Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Кто догадался? (числа после 10). - У вас на столах счетные палочки Возьмите 10 палочек в руку Юлия Аркадьевна поможет связать их в пучок резинкой. Сколько палочек связано в пучок? Десять связанных палочек можно назвать иначе…Десяток -Вы знакомы с таким словом – ДЕСЯТОК, где вы его можете встретить? (десяток яиц, десяток пуговиц) Существует также и старинное русское слово, которое значит «десять, десяток». Это слово «ДЦАТЬ». Добавьте к одному десятку палочек ещё одну палочку. Сколько палочек стало? Десять палочек – это десяток, или –дцать, а ещё одна палочка – один на –дцать, т.е. всего одиннадцать. - Сколько в числе одиннадцать десятков? - Сколько есть ещё отдельных палочек? - Значит, одиннадцать – это один десяток и одна единица. Запишем в таблицу На доске таблица (2 столбика – десятки и единицы), такие же таблицы закреплены на столах. Учитель записывает в таблицу на доске. - Теперь добавьте к пучку две палочки. - Сколько всего палочек? - Два на десять, или два на –дцать. Двенадцать – это один десяток две единицы (запись в таблицу) - Сколько десятков палочек вы видите? - Сколько отдельных палочек вы видите?. - Сколько всего палочек? - За каким числом следует число тринадцать? - Тринадцать – это один десяток и три единицы. (запись в таблицу) - Назовите числа, которые вы видите. - Сколько в каждом числе десятков? Что означает вторая цифра в числах? - Заполните таблицу дальше самостоятельно. У вас осталась ещё одна строка. Какое число должны записать в таблицу? Как получим число 20? Сколько отдельных единиц в двух десятках? Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое исследование мы сегодня провели? |
Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Отсчитывают палочки с помощью воспитателя, связывают в пучок. Заполняют таблицу на листах. заполняют таблицу на карточках (индивидуально) высказывают свое мнение, делают вывод: один десяток да ещё один десяток, получится два десятка. Два и –дцать – двадцать делают вывод об образовании чисел второго десятка |
||
Физминутка | |||
Воспитатель проводит физминутку | выполняют вместе с воспитателем. | ||
-Мы с вами начинаем изучать новый раздел. Откройте учебники на с. 45. Прочтите, как называется раздел. - Что узнаем и чему научимся, изучая этот раздел? Учитель читает вслух - интересно? Вперед! На доске: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Прочитайте первый ряд чисел. Прочитайте второй ряд чисел. -Какое число в первом ряду лишнее? (10) - В какой ряд его можно поставить? -Как вы думаете, они похожи? А чем отличаются? (Для записи каждого числа в первом ряду требуется 1 цифра или 1знак. А каждое число во втором ряду состоит из 2-х цифр) -Как можно назвать числа, стоящие в первом ряду? (однозначные) - Как назовём числа второго ряда? (двузначные) первичное закрепление -Мы познакомились с числами второго десятка. Назовите числа от 11 до 20, от 20 и до 11 Посмотрите на доску: Сколько красных кружков (10), сколько синих? (8) Каких кружков больше и на сколько? Сколько кружков всего? Какое число предшествует 18, следует за 18, находится справа через один от 18, слева через один от 18? Работа по учебнику. Откройте учебник на стр. 46. №2 – Сколько красных флажков на рисунке? – Как можно сказать по-другому? – Положите один десяток палочек на парту. – Сколько синих флажков? – Как по-другому назвать 10? – Положите еще 1 десяток палочек на парту. – Сколько всего палочек у вас на парте? – Сколько флажков на рисунке? – Два десятка – это сколько единиц? Прочитайте текст в задании упр. 3 стр.47.- Докажите что это задача. - Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопросы задачи. Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? - Почему? –откройте тетради, отступите 2 клетки вниз от последней записи, запишите решение задачи. Не забудьте про пояснение. – Сравните задачи. Чем они связаны между собой? - Ниже запишите решение на второй вопрос задачи. - Ответьте на вопросы задачи. |
Открывают учебник, хорошо читающий ученик читает название раздела Отвечают на вопросы, устанавливают взаимосвязи, делают вывод. Называют числа в прямом и обратном порядке индивидуально. Отвечают на вопросы учителя. Открывают учебник на стр.46, рассматривают иллюстрацию (Десять.) (Один десяток.) (Десять.) (Один десяток.) (2 десятка.) (2 десятка.) (Двадцать.) доказывают – называют составные части задачи (Сложение) (Спрашивается сколько всего деревьев посадили) Один из учеников записывает решение на доске Записывают в тетрадь: 7+3=10 (д.) Один из учеников записывает решение на доске. Записывают в тетрадь: на 7-3=4 (д.) |
||
Подведение итогов | |||
-Как называется раздел, который мы начали изучать? -Что означают части слова в названии чисел до 20? -назови числа от числа 20 до числа 12, вычитая по одному. - назови числа от числа 13 до числа 19 прибавляя по одному и т. д. (вопрос каждому ученику) -Довольны ли вы результатом своей работы на уроке? -Кто понял тему? - Кому нужна помощь? |
- количество единиц и десяток Фронтально работают, отвечаю на вопросы. |
||