Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Исследовательский проект по литературному чтению

Такая разная осень

Кудрявцева Лариса Геннадьевна
 
Тип проекта: групповой, творческий, краткосрочный, монопроект
 
Тема исследования   «Средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения)»   2 часа
Это первый урок в разделе «Глухая пора листопада…».  Обобщением  данного раздела будет написание сочинения про осень, поэтому, начиная с первого урока надо готовить  учеников к этой работе. Соответственно, основной упор делался на обогащение словарного запаса учащихся.
 Задачи урока:
  • Предметные:
    • учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;
    • совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
    • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
    • формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;
    • воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
  • Метапредметные:
    • способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
    • побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
    • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
  • Личностные:
    • развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
    • развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
    • развивать способность к самооценке своих действий.
Оборудование к уроку:
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • компьютер;
  • учебник для 3 класса по литературному чтению (1 часть, авторы  Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева);
  • маршрутный лист
Тип урока:    комбинированный
 
 
 

 
Этап проекта Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1этап Проблема
 
Целевая установка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Мотивация   учащихся,  
выход на учебную задачу.




 
Выявление  темы  урока  через  выполнение заданий.
 Учитель предлагает посмотреть презентацию и ответить на вопросы:
- Мы начинаем новый раздел, который называется…
(Первый слайд презентации «Глухая пора листопада…»). 
Эта фраза (точная выдержка) написана в кавычках. Данные слова принадлежат Борису Пастернаку (из стихотворения «Иней»). 
- Кто знает, как называется точная выдержка из какого-нибудь текста?
(Второй слайд  – ЦИТАТА).
- О каком времени года пойдет речь в разделе? (слово «осень» пишется маркером на доске).
Вчера мы с вами немного поговорили об этом времени года, нарисовали рисунки. 
Давайте посмотрим, какая же ваша осень. Какая она в вашем восприятии? 
Показывается фильм (рисунки и высказывания об осени учащихся класса) из презентации.
-Вы одинаковой изобразили осень?
-Каждый, кто говорил или рисовал, увидел ее по-своему. У каждого она своя. Однозначного ответа нет. И художники ее видят по-разному, и поэты,  каждый человек.
Рядом со словом «осень», написанным на доске, учитель ставит знак вопроса.
Однозначно ответить не можем, какая осень. Можем только сказать, что она РАЗНАЯ.
С этим никто не будет спорить?
(Следующий слайд презентации – тема урока «Такая разная осень…»)


 
 
 
 
 
Учитель «подводит» детей к проблеме урока.
Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?  
А вот какая она разная, мы и ответим на этот вопрос на уроке.
Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы, рассуждают на предложенную тему.
 Параллельно идет заполнение учащимися маршрутного листа (Приложение 1)
 
 
Формулируют проблему после выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся указывают, что у каждого осень своя. Однозначного ответа дать нельзя. Мы все ответили по-разному.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся формулируют учебную задачу: будем сегодня учиться анализировать стихотворения, выразительно читать их. 
И в процессе анализа увидим осень каждого поэта.
2 2этап Проектирование
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 этап
 Поиск информации
Актуализация знаний Определить уровень знаний  учащихся по данной проблеме:
Что нужно знать, чтобы ответить на все поставленные нами вопросы?
Где можно найти ответы на вопросы?
Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?  
Учитель предлагает выполнить задание.
Откройте, пожалуйста, учебники на странице 176-177. Мы сегодня с вами должны познакомиться с тремя стихотворениями:
Александра Сергеевича Пушкина  «Осень».
Константина Бальмонта «Осень».
Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Следующий слайд презентации (А.С. Пушкин – портрет поэта).
Предлагаю работу построить следующим образом:
Читаете  стихотворение и рисуете «палитру» в маршрутном листе (Приложение 1). Читает кто-то из учеников стихотворение вслух.
Затем находим в стихотворении «красивые», выразительные слова, которые помогли автору изобразить осень такой.  


Сначала повторяем, что такое эпитет, метафора, олицетворение.
Чтение стихотворения учителем под музыку.
Учитель организует работу в группах.
 
 
 
 
 
 
 
После анализа языка стихотворения показывается слайд с изображением картины В. Поленова «Осень» (подходит эта картина к стихотворению или нет?).
Зачем мы занимаемся так подробно изучением языка данного стихотворения?
Физкультминутка (слайд презентации – дерево)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
А какая осень в стихотворении К. Бальмонта?
Чтение и анализ стихотворения К.Бальмонта «Осень» (работа ведется по аналогии с анализом предыдущего  стихотворения). Отмечается, что в этом стихотворении нет эпитетов, но много действий. Язык разный, и осень по-разному описывается. Осень в движении как ЖИВОЕ существо, она – ЖИВАЯ.
Передайте при чтении данного стихотворения, какая осень у Бальмонта.
Данное стихотворение можно оставить на домашнее задание, если не будет хватать времени на уроке. Тогда домашнее задание можно дать по вариантам – анализ одного из двух стихотворений.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Учащиеся фиксируют пункты плана работы.
 
 
 
Каждый ученик изображает палитру. Показываем друг другу. Сравниваем.
Записывают в маршрутный лист (Приложение 1)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заносим  записи в маршрутный лист (Приложение 1)
Слушают стихотворение.
Заносим  записи в маршрутный лист (Приложение 1)
 
 
 
Разбор стихотворения вместе с детьми: тема, идея, язык произведения, понравилось ли стихотворение детям)



Работа по группам  при изучении языка стихотворения (средства художественной выразительности). Одна группа находит эпитеты, вторая – метафоры, третья – олицетворения.

Параллельно  выделяются разным цветом эпитеты (зеленым), метафоры (красным), олицетворения (оранжевым) на слайде презентации.
Выразительное чтение стихотворения детьми стихотворения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
3 4 этап
Продукт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5 этап
Презентация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Решение проблемы .
Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия
Предъявить алгоритм работы (учебные вопросы, задания)
Учить самооценке и саморегуляции в ходе обучения.
Способствовать развитию самостоятельности
 

 
Предлагает задания разной степени сложности для самостоятельной работы.
Давайте проверим, как научились мы с вами находить средства художественной выразительности в стихотворениях.
На экране записано несколько эпитетов, метафор, олицетворений.
Учитель организует работу в группах.
Консультирует

 
Самостоятельное решение проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
Первая группа детей находит эпитеты, вторая – метафоры, третья – олицетворения.
Самопроверка.
Учащиеся выполняют задание и делают вывод о роли изобразительных средств в тексте.
Зачитывается несколько работ.
 

 
4 6 этап
Рефлексия
Рефлексивно-оценочный этап Способствовать развитию самооценки Проанализировав  данные стихотворения, какой вывод мы можем сделать?
 
Давайте опишем осень.
Постарайтесь написать красивый текст, используя  полученные на уроке знания.
Посмотрите на текст с пропущенными словами в маршрутном листе. Пропущенные слова подчеркнуты определенным цветом в зависимости от того, какой  троп (средство художественной выразительности) нужно использовать.
Какой мы можем сделать вывод, заслушав  наши тексты про осень?
Оценивание учителем работы  учащихся  на уроке.
Заполнение таблицы самооценки.
 
Эмоциональная рефлексия (закрашивание листочка). Закрасить листочек в красный цвет, если вам на уроке было комфортно, все понравилось. В желтый – если были небольшие затруднения. В зеленый, если на уроке было не очень комфортно, встретилось много трудностей и их не удалось разрешить.
Самопроверка  и самооценка решения проблемы
 
Проанализировав  данные стихотворения, мы увидели, что осень разная. И у поэтов, и у художников, и у каждого из нас она тоже разная, своя.
 
 
Чтение полученных текстов.
Самооценка.
Вывод: ОСЕНЬ – РАЗНАЯ.
 
 
 
 
 
 
 
Самооценка.
 
 
Закрашивание листочков в маршрутном листе (Приложение 1)
 
Маршрутный лист _______________________________________________________
  1. Название раздела___________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. Точная буквальная выдержка из какого-нибудь текста - ______________________________
  4. Тема урока ___________________________________________________________________
  5.  Александр  Сергеевич Пушкин «Осень»
а). палитра                                                                                                                            
  •  
б). от греческого «приложенное» — термин  литературоведения: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, а также наречием («горячо любить») - ______________________________
в). употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) - ________________________________________________
г). перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые - __________________________________________________. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
    
       6.   Константин Бальмонт «Осень»
            а). палитра
_________________________________________________________
       Тема стихотворения – ____________________________________________
       Идея стихотворения – ____________________________________________
       Язык произведения - _____________________________________________
___________________________________________________________________
 
  Скругленный прямоугольник: с/о
 

        7.   Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
           а). палитра
______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                     
 
                                                Такая разная осень        
     Мы все привыкли к осени, как к чему-то обыденному. Она приходит каждый год после лета и незаметно _____________________________, растворяясь в зиме. За суетой жизни мы перестаем обращать на нее внимание: осень и есть осень…
     Но ведь она ___________________! Кого-то поощрит, ___________________, а кого-то отшлепает, ______________________. С  ______________________ снегом, с ___________________ листопадом, с ____________________ солнцем, _________________________ ветром и ___________________ дождем. Нельзя сказать, плоха она или хороша. Она такая, какая есть.
Скругленный прямоугольник: с/о     Мне осень ___________________________, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                                    
                                         
                                                                
                                                         

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»