Развитие речи с элементами культуры речи (3 класс)
Работа с картиной Аркадия Рылова «Зеленый шум».
Сравнительный анализ двух картин
Штепенко Александра Борисовна,
ГБОУ СОШ №18 с углубленным изучением математики
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Цель: на материале живописных, литературных и музыкальных произведений показать, что автор произведения не только пишет на заданную тему, но и делится с нами главными переживаниями.
Оборудование: 1. Учебники, 3 класс: русский язык, ч.2, литературное чтение, ч.1
2. Мультимедийная презентация
3. Листы для групповой работы (приложение 1)
4. Таблички для сравнительного анализа картин (приложение 2)
5. Рамки для работы с картинами
6. Фрагмент из музыкального произведения
7. Творческие работы учащихся
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
У:Напомните, с какими картинами мы уже работали?
Д: С картинами Василия Поленова «Заросший пруд» и Клода Моне «Прогулка».
У: К какому жанру живописи относится «Заросший пруд»? «Прогулка»?
Д: Это пейзаж и портрет.
У: Поясните, пожалуйста, эти термины.
Д: Пейзаж – изображение природы. Портрет – изображение человека.
У: Что можете сказать про художников?
Д: Василий Поленов – русский художник, представитель жанровой живописи (Слайд 1: художник и картина), Клод Моне – француз, импрессионист – пишет свои впечатления от окружающего мира (Слайд 2: художник и портрет).
У: Картины совершенно разные, но мы нашли в них что-то общее, что позволило нам их сравнить…
Д:Мы решили, что отдохнув в жаркий летний день в парке у заросшего пруда, девушка могла отправиться на прогулку. (Слайды 3, 4)
У: Мы еще вернемся сегодня к картине Клода Моне и послушаем ваши сочинения по картине.
3. Объявление темы и задач урока. Работа над картиной
У: Прочитайте нашу новую тему на с. 21… (Слайд 5: Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин)
У: О чем будем рассуждать?
Д: Будем искать сходства и различия в картинах.
У: Давайте попробуем определить задачу урока. Напомните, что такое «тема картины»?
Д: Тема – это то, что изображено на картине.
У: А «главное переживание художника»?
Д: Это отношение художника к тому, что он изобразил.
У: Чем же будем заниматься сегодня мы?
Д: Постараемся так описать картину, чтобы человек, нас слушающий, мог ясно представить себе, что на ней изображено.
У: Сегодня мы познакомимся с новой картиной. (Слайд 6 – художник Аркадий Рылов + картина «Зеленый шум», но без названия) Как бы вы ее назвали?
Д: Предположение детей.
У: В 1862 г. Николай Алексеевич Некрасов (Слайд 7: поэт) создал свой поэтический шедевр «Зеленый шум». А что это значит — «зеленый шум»?
Д: Предположение детей.
У: Зная, что ответить не так уж и легко, поэт сделал примечание: «так народ называет пробуждение природы весной». И сегодня, почти 150 лет спустя, «Зеленый шум» звучит как песня о пробуждении природы и всего лучшего, что до поры до времени спит или таится в человеческой душе.
Д: Чтение наизусть стихотворения Николая Алексеевича Некрасова.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
У: В России эти некрасовские стихи не только любили, многие их знали наизусть. Прошли годы, и в 1904 г. художник Аркадий Рылов заканчивает картину, которая поставила его в ряды лучших пейзажистов страны.Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова. Один из вариантов картины украшает Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, а представленный в нашем учебнике – Государственную Третьяковскую галерею в Москве. Предметом нашего урока и станет картина Аркадия Рылова «Зеленый шум». (Слайд 8: картина «Зеленый шум»)
У: Найдите ее в «Музейном Доме» в учебнике по литературному чтению. У итальянского композитора Антонио Вивальди (Слайд 7: композитор) есть очень красивое произведение «Времена года», одна из частей которого созвучна с темой наших картин – «Лето». Послушаем красивую музыку и поработаем с картиной: приготовьте рамки для работы, рассмотрите иллюстрацию… (Звучит фрагмент из «Времен года» Антонио Вивальди, тема «Лето», слайд 9: композитор)
У: Какое возникает настроение при взгляде на картину?
Д: Ощущение свободы, ветра, простора…
У: Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую вы увидели. Какие звуки можно было услышать?
Д: Приближающейся грозы, шум листвы, плеск воды…
У: Прочитайте первый абзац на с. 21. Итак, что же видит художник?
Д: Художник не ограничивает себя только тем, что перед его глазами. Взгляд устремлен вдаль: на заднем плане видны речные протоки, островки суши, линия горизонта…
У: Прочитайте следующий вопрос для обсуждения… Какое же это время года? Докажите…
Д: Это самая середина лета: деревья зеленые, листва густая.
У: Попутешествуйте по картине, всмотритесь в написанные художником деревья, рассмотрите детали…
Д: На переднем плане мощные деревья, сосна с коричневым стволом, береза с нежными ветками, рядом с ними – молодые тонкие березки, вдали в центре – елочки.
У: Прочитаем следующий вопрос… Какой же это день? Как освещены трава, облака? Подтвердите свою мысль…
Д: День солнечный, жаркий, но ветреный. Скорее всего, было очень жарко – все прогрето и освещено солнцем (оно проглядывает из-за туч), но начавшийся сильный ветер нагонит дождь.
У:Поднялся сильный ветер… О нем следующий вопрос… Увидели ли вы натянутые паруса лодок? Почувствовали ли вы движение, которым проникнута картина?
У: Следующий вопрос о названии. Прочитайте… В названии отражена тема или главное впечатление художника?
Д: В названии речь идет о шелесте листвы, развевающейся на ветру, звуковое впечатление от ветреного летнего дня.
У: О чем, по вашему мнению, свидетельствует желание художника поделиться красотой родной природы?
Д: О любви к своей Родине, а природа — это одно из ее богатств.
У: Можно ли, с вашей точки зрения, по отношению человека к природе — растениям и животным — судить о его душевных качествах и отношении к людям?
Д: Тот, кто любит и охраняет природу, заботится о животных, сочувственно относится и к людям. А тот, кто бессмысленно губит деревья, птиц, животных, тот жесток и в отношении к людям.
У: Какое же главное переживание, выраженное в картине А. Рылова?
Д: Природа «вечно молода», изменчива и разнообразна, у нее множество неразгаданных тайн, прикосновение к которым помогает человеку узнавать самого себя.
У: Представьте себя героем картины. Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?
Д: Предположения детей.
4. Групповая работа: сочинение по картине по опорным словам
У: Давайте теперь попробуем написать по картине сочинение, и сделаем это в группах. Вы постараетесь описать состояние природы на картине. Воспользуйтесь опорными словами:
· существительные: день, ветер, простор, гроза, солнце, берёза, ель, сосна, ветка, небо, облако, туча, дождь, плеск воды, лодка, парус, трава, шум листвы, линия горизонта, природа;
· глаголы: дуть, качаться, сгибаться, шуметь, нестись, волноваться, приближаться, проглядывать, нагонять;
· прилагательные: густой, молодой, тонкий, нежный, летний, ненастный, ветреный, сильный, зелёный, синий, тёмно-синий, жёлтый, голубой, белый, мощный, солнечный, жаркий;
· неизменяемые части речи (наречия): жарко, сильно, низко, быстро.
Д: Работают в группах на листах (приложение 1). Зачитываются варианты работ.
5. Сравнительный анализ картин
У: * А теперь нам предлагают вернуться к картине «Прогулка» Клода Моне и сравнить ее с «Зеленым шумом» Аркадия Рылова. Работаем на с. 23 учебника: где находился французский художник, когда рисовал даму с ребенком, - на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?
Д:Моне стоял в низине, смотрел на женщину снизу вверх, и поэтому кажется, что она возвышается над землей, заслоняет собой часть неба. У зонтика мы видим внутреннюю часть. А Рылов находился на возвышении, ему удалось передать линию горизонта.
У:Следующий вопрос посвящен времени года…
Д: На обеих картинах мы видим солнечный ветреный день. Погода очень похожа.
У: Следующий вопрос: как падают тени на картинах? С какой стороны светит солнце?
Д: На картинеКлода Моне солнце расположено позади фигур, справа, на картине Рылова – перед деревьями, слева, со стороны зрителя.
У: Видно ли на картинах, в какую сторону дует ветер? А из чего видно направление ветра?
Д: По наклону травы, по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Моне дует справа налево. А на картине Рылова направление ветра можно увидеть по развивающимся векам деревьев и раздутым парусам лодок на реке – ветер дует слева направо.
У: А можно ли услышать шум ветра, звуки, которыми он наполнен?
Д: Глядя на картину «Зеленый шум», можно и услышать шелест листьев, и почувствовать запах травы и цветов, и ощутить влажный речной воздух. На картине «Прогулка» услышать ветер можно в шелесте развивающейся и закручивающейся юбки, трепетании натянутой ткани зонта. Ветер несет запах и прогретой травы, и полевых цветов.
У: Прочитайте самый главный вопрос этого урока и попробуйте на него ответить.
Д: «Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?» Оба художника делятся с нами солнечным теплым днем, жарким и ветреным, хорошей погодой, приятным настроением, вызванным ветерком, окружающей природой, простором…
У: Послушаем сочинения, которые были написаны вами по картине Клода Моне «Прогулка»…
6. Итог урока.
У: Сделайте вывод из сегодняшнего урока: какими главными переживаниями хотели поделиться с нами художники, поэт, композитор?
Д: Авторы произведений создают свои произведения для нас, хотят поделиться с нами тем, что когда-то увидели, услышали, почувствовали…
У: И закончить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением, которое очень созвучно с нашей сегодняшней работой…
Д: Николай Иванович Рыленков
Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
7. Домашние задание: написать хокку по картине Аркадия Рылова «Зеленый шум» о том, каким главным переживанием хотел поделиться художник.