Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи с элементами культуры речи (3 класс)

Работа с картиной Аркадия Рылова «Зеленый шум».
Сравнительный анализ двух картин

Штепенко Александра Борисовна,
ГБОУ СОШ №18 с углубленным изучением математики
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Цель: на материале живописных, литературных и музыкальных произведений показать, что автор произведения не только пишет на заданную тему, но и делится с нами главными переживаниями.

Оборудование: 1. Учебники, 3 класс: русский язык, ч.2, литературное чтение, ч.1

                               2. Мультимедийная презентация

                               3. Листы для групповой работы (приложение 1)

                               4. Таблички для сравнительного анализа картин (приложение 2)

                               5. Рамки для работы с картинами

                               6. Фрагмент из музыкального произведения

                               7. Творческие работы учащихся

Ход урока:                                                                           

 

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний

У:Напомните, с какими картинами мы уже работали?

Д: С картинами Василия Поленова «Заросший пруд» и Клода Моне «Прогулка».

У: К какому жанру живописи относится «Заросший пруд»? «Прогулка»?

Д: Это пейзаж и портрет.

У: Поясните, пожалуйста, эти термины.

Д: Пейзаж – изображение природы. Портрет – изображение человека.

У: Что можете сказать про художников?

Д: Василий Поленов – русский художник, представитель жанровой живописи (Слайд 1: художник и картина), Клод Моне – француз, импрессионист – пишет свои впечатления от окружающего мира (Слайд 2: художник и портрет).

У: Картины совершенно разные, но мы нашли в них что-то общее, что позволило нам их сравнить…

Д:Мы решили, что отдохнув в жаркий летний день в парке у заросшего пруда, девушка могла отправиться на прогулку. (Слайды 3, 4)

У: Мы еще вернемся сегодня к картине Клода Моне и послушаем ваши сочинения по картине.

3.     Объявление темы и задач урока. Работа над картиной

У: Прочитайте нашу новую тему на с. 21… (Слайд 5: Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин)

У: О чем будем рассуждать?

Д: Будем искать сходства и различия в картинах.

У: Давайте попробуем определить задачу урока. Напомните, что такое «тема картины»?

Д: Тема – это то, что изображено на картине.

У: А «главное переживание художника»?

Д: Это отношение художника к тому, что он изобразил.

У: Чем же будем заниматься сегодня мы?

Д: Постараемся так описать картину, чтобы человек, нас слушающий, мог ясно представить себе, что на ней изображено.

У: Сегодня мы познакомимся с новой картиной. (Слайд 6 – художник Аркадий Рылов + картина «Зеленый шум», но без названия) Как бы вы ее назвали?

Д: Предположение детей.

У: В 1862 г. Николай Алексеевич Некрасов (Слайд 7: поэт) создал свой поэтический шедевр «Зеленый шум». А что это значит — «зеленый шум»?

Д: Предположение детей.

У: Зная, что ответить не так уж и легко, поэт сделал примечание: «так народ называет пробуждение природы весной». И сегодня, почти 150 лет спустя, «Зеленый шум» звучит как песня о пробуждении природы и всего лучшего, что до поры до времени спит или таится в человеческой душе.

Д: Чтение наизусть стихотворения Николая Алексеевича Некрасова.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

 Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

У: В России эти некрасовские стихи не только любили, многие их знали наизусть. Прошли годы, и в 1904 г. художник Аркадий Рылов заканчивает картину, которая поставила его в ряды лучших пейзажистов страны.Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова. Один из вариантов картины украшает Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, а представленный в нашем учебнике – Государственную Третьяковскую галерею в Москве. Предметом нашего урока и станет картина Аркадия Рылова «Зеленый шум». (Слайд 8: картина «Зеленый шум»)                       

У: Найдите ее в «Музейном Доме» в учебнике по литературному чтению. У итальянского композитора Антонио Вивальди (Слайд 7: композитор) есть очень красивое произведение  «Времена года», одна из частей которого созвучна с темой наших картин – «Лето». Послушаем красивую музыку и поработаем с картиной: приготовьте рамки для работы, рассмотрите иллюстрацию… (Звучит фрагмент из «Времен года» Антонио Вивальди, тема «Лето», слайд 9: композитор)

У: Какое возникает настроение при взгляде на картину?

Д: Ощущение свободы, ветра, простора…

У: Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую вы увидели. Какие звуки можно было услышать?

Д: Приближающейся грозы, шум листвы, плеск воды…

У: Прочитайте первый абзац на с. 21. Итак, что же видит художник?

Д: Художник не ограничивает себя только тем, что перед его глазами. Взгляд устремлен вдаль: на заднем плане видны речные протоки, островки суши, линия горизонта…

У: Прочитайте следующий вопрос для обсуждения… Какое же это время года? Докажите…

Д: Это самая середина лета: деревья зеленые, листва густая.

У: Попутешествуйте по картине, всмотритесь в написанные художником деревья, рассмотрите детали…

Д: На переднем плане мощные деревья, сосна с коричневым стволом, береза с нежными ветками, рядом с ними – молодые тонкие березки, вдали в центре – елочки.

У: Прочитаем следующий вопрос… Какой же это день? Как освещены трава, облака? Подтвердите свою мысль…

Д: День солнечный, жаркий, но ветреный. Скорее всего, было очень жарко – все прогрето и освещено солнцем (оно проглядывает из-за туч), но начавшийся сильный ветер нагонит дождь.

У:Поднялся сильный ветер… О нем следующий вопрос… Увидели ли вы натянутые паруса лодок? Почувствовали ли вы движение, которым проникнута картина?

У: Следующий вопрос о названии. Прочитайте… В названии отражена тема или главное впечатление художника?

Д: В названии речь идет о шелесте листвы, развевающейся на ветру, звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

У: О чем, по вашему мнению, свидетельствует желание художника поделиться красотой родной природы?

Д: О любви к своей Родине, а природа — это одно из ее богатств.

У: Можно ли, с вашей точки зрения, по отношению человека к природе — растениям и животным — судить о его душевных качествах и отношении к людям?

Д: Тот, кто любит и охраняет природу, заботится о животных, сочувственно относится и к людям. А тот, кто бессмысленно губит деревья, птиц, животных, тот жесток и в отношении к людям.

У: Какое же главное переживание, выраженное в картине А. Рылова?

Д: Природа «вечно молода», изменчива и разнообразна, у нее множество неразгаданных тайн, прикосновение к которым помогает человеку узнавать самого себя.

У: Представьте себя героем картины. Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?

Д: Предположения детей.

4.     Групповая работа: сочинение по картине по опорным словам

У: Давайте теперь попробуем написать по картине сочинение, и сделаем это в группах. Вы постараетесь описать состояние природы на картине. Воспользуйтесь опорными словами:

·         существительные: день, ветер, простор, гроза, солнце, берёза, ель, сосна, ветка, небо, облако, туча, дождь, плеск воды, лодка, парус, трава, шум листвы, линия горизонта, природа;

·         глаголы: дуть, качаться, сгибаться, шуметь, нестись, волноваться, приближаться, проглядывать, нагонять;

·         прилагательные: густой, молодой, тонкий, нежный, летний, ненастный, ветреный, сильный, зелёный, синий, тёмно-синий, жёлтый, голубой, белый, мощный, солнечный, жаркий;

·         неизменяемые части речи (наречия): жарко, сильно, низко, быстро.

Д: Работают в группах на листах (приложение 1). Зачитываются варианты работ.

5.     Сравнительный анализ картин

У: * А теперь нам предлагают вернуться к картине «Прогулка» Клода Моне и сравнить ее с «Зеленым шумом» Аркадия Рылова. Работаем на с. 23 учебника: где находился французский художник, когда рисовал даму с ребенком, - на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?

Д:Моне стоял в низине, смотрел на женщину снизу вверх, и поэтому кажется, что она возвышается над землей, заслоняет собой часть неба. У зонтика мы видим внутреннюю часть. А Рылов находился на возвышении, ему удалось передать линию горизонта.

У:Следующий вопрос посвящен времени года…

Д: На обеих картинах мы видим солнечный ветреный день. Погода очень похожа.

У: Следующий вопрос: как падают тени на картинах? С какой стороны светит солнце?

Д: На картинеКлода Моне солнце расположено позади фигур, справа, на картине Рылова – перед деревьями, слева, со стороны зрителя.

У: Видно ли на картинах, в какую сторону дует ветер? А из чего видно направление ветра?

Д: По наклону травы, по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Моне дует справа налево. А на картине Рылова направление ветра можно увидеть по развивающимся векам деревьев и раздутым парусам лодок на реке – ветер дует слева направо.

У: А можно ли услышать шум ветра, звуки, которыми он наполнен?

Д: Глядя на картину «Зеленый шум», можно и услышать шелест листьев, и почувствовать запах травы и цветов, и ощутить влажный речной воздух. На картине «Прогулка» услышать ветер можно в шелесте развивающейся и закручивающейся юбки,  трепетании натянутой ткани зонта. Ветер несет запах и прогретой травы, и полевых цветов.

У: Прочитайте самый главный вопрос этого урока и попробуйте на него ответить.

Д: «Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?» Оба художника делятся с нами солнечным теплым днем, жарким и ветреным, хорошей погодой, приятным настроением, вызванным ветерком, окружающей природой, простором…

У: Послушаем сочинения, которые были написаны вами по картине Клода Моне «Прогулка»…

6.     Итог урока.

У: Сделайте вывод из сегодняшнего урока: какими главными переживаниями хотели поделиться с нами художники, поэт, композитор?

Д: Авторы произведений создают свои произведения для нас, хотят поделиться с нами тем, что когда-то увидели, услышали, почувствовали…

У: И закончить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением, которое очень созвучно с нашей сегодняшней работой…

 

Д: Николай Иванович Рыленков

 

Всё в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

7.    Домашние задание: написать хокку по картине Аркадия Рылова «Зеленый шум» о том, каким главным переживанием хотел поделиться художник.

 


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»