Изучение сказок в начальной школе
Этнис Жанна Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№282
Кировского района Санкт-Петербурга
В начальной школе учебники по литературному чтению традиционно начинаются с изучения фольклора – устного народного творчества. Одним из жанров фольклора является сказка.
Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. В программе «Школа XXIвека» большое внимание уделяется работе со сказками. Крупнейший методист М.А.Рыбникова в книге « Народная сказка в начальной школе» определяла сказку как «подлинное словесное искусство, но в простейшей, доступной всем форме». Однако , несмотря на свою простоту, сказка требует глубокого анализа со стороны учителя. На уроках учитель выступает в роли сказителя. Он создает атмосферу того времени, когда сказка зарождалась. Этому помогают уроки с элементами театрализации.
Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. Борьба светлых и темных сил, чудесный вымысел, счастливый конец.
Важно следить за развитием действия, приметами волшебной сказки. Здесь помогают интегрированные уроки. Окружающий мир и литература. Язычество и потусторонний мир волшебных сказок. Он вполне объясним.
Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. Важно подходить к изучению сказок комплексно. Вопросы и задания ориентированы на анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки . Это способствует более глубокому пониманию ее нравственно-эстетического содержания.
Идея комплексного подхода к изучению волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. На мой взгляд , именно идея комплексного подхода обеспечивает постижение метафорического смысла фольклорных произведений.
С помощью гениальной книги исследователя волшебной сказки В.Я.Проппа создаётся целостная система обучения детей умению читать волшебные сказки, обращая внимание на особенности композиции, изобразительных и выразительных средств языка. На уроках изучаю истоки волшебных сказочных сюжетов и образов. Ученики тогда понимают содержание сказки более глубоко. Это показывает уровень выполнения творческих работ по сказыванию собственной волшебной сказки.
После изучения раздела «Фольклор» я предложила ученикам придумать свою волшебную сказку.
« …Царь благословил младшего сын и отправил в дорогу. Долго ли коротко ли шёл он и видит избушку. Зашёл в неё, а там сидит на печи гадалка, во лбу три глаза с тремя зрачками…»
Лукин Егор 4Б класс
«…Зашёл Иван в дремучий лес, нашёл большой дуб. На нем жил мудрый старый Ворон. Рассказал ему молодец о своей беде и Ворон показал путь-дорогу…»
Цыпленко Станислава 4Б класс
«…Проснулось Чудо-Юдо, увидело царевича, разгневалось, что без спроса явился в пещеру. И начался у них бой жестокий. Воевали они три дня и три ночи. Наконец одолел царевич Чудо-Юдо проклятое. Освободил братьев и матушку…»
Федоровская Софья 4Б класс
Ученики не только сочиняют сказки. Они слушают их, учатся сказывать, ищут сказочные элементы. Итогом работы в 4 классе является театральная постановка для младших ребят и родителей.
Список литературы:
1.Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки» М., Лабиринт,2001г
2.РыбниковаМ.А. « Очерки по методике литературного чтения»: Пособие для учителя М., Просвещение, 1985г