Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение сказок в начальной школе

Этнис Жанна Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№282
Кировского района
Санкт-Петербурга

 

 

В начальной школе учебники по литературному чтению традиционно начинаются с изучения фольклора – устного народного творчества. Одним из жанров фольклора является сказка.
Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности.  В программе «Школа XXIвека» большое внимание уделяется работе со сказками. Крупнейший методист М.А.Рыбникова в книге « Народная сказка в начальной школе» определяла сказку как «подлинное словесное искусство, но в простейшей, доступной всем форме». Однако , несмотря на свою простоту, сказка требует глубокого анализа со стороны учителя. На уроках учитель выступает в роли сказителя. Он создает атмосферу того времени, когда сказка зарождалась. Этому помогают уроки с элементами театрализации.

Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. Борьба светлых и темных сил, чудесный вымысел, счастливый конец.

Важно следить за развитием действия, приметами волшебной сказки. Здесь помогают интегрированные уроки. Окружающий мир и литература. Язычество и потусторонний мир волшебных сказок. Он вполне объясним.

 Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. Важно подходить к изучению сказок комплексно. Вопросы и задания  ориентированы  на анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки . Это способствует более глубокому пониманию ее нравственно-эстетического содержания.
Идея комплексного подхода к изучению волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике.  На мой взгляд , именно идея комплексного подхода обеспечивает постижение метафорического смысла фольклорных произведений.

 

С помощью  гениальной книги исследователя волшебной сказки В.Я.Проппа создаётся целостная система обучения детей умению читать волшебные сказки, обращая внимание на особенности композиции, изобразительных и выразительных средств языка. На уроках изучаю истоки волшебных сказочных сюжетов и образов. Ученики тогда понимают содержание сказки более глубоко. Это показывает уровень выполнения творческих работ по сказыванию собственной волшебной сказки.
После изучения раздела «Фольклор» я предложила ученикам придумать свою волшебную сказку.

« …Царь благословил младшего сын и отправил в дорогу. Долго ли коротко ли шёл он и видит избушку. Зашёл в неё, а там сидит на печи гадалка, во лбу три глаза с тремя зрачками…»

Лукин Егор 4Б класс

«…Зашёл Иван в дремучий лес, нашёл большой дуб. На нем жил мудрый старый Ворон. Рассказал ему молодец о своей беде и Ворон показал путь-дорогу…»

Цыпленко Станислава 4Б класс

«…Проснулось Чудо-Юдо, увидело царевича, разгневалось, что без спроса явился в пещеру. И начался у них бой жестокий. Воевали они три дня и три ночи. Наконец одолел царевич Чудо-Юдо проклятое. Освободил братьев и матушку…»

Федоровская Софья 4Б класс

Ученики не только сочиняют сказки. Они слушают их, учатся сказывать, ищут сказочные элементы. Итогом работы в 4 классе является театральная постановка для младших ребят и родителей.

 

Список литературы:

1.Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки» М., Лабиринт,2001г

2.РыбниковаМ.А. « Очерки по методике литературного чтения»: Пособие для учителя М., Просвещение, 1985г

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»