Рабочая программа 21 век. 4 класс
Федорова Марина Николаевна
Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009.
Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:
- для учащихся:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»
Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»
.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»
- для учителя:
Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-граф, 2001.
Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
- воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основные линии программы:
- Развитие навыка чтения;
- Развитие восприятия произведения;
- Развитие литературоведческих понятий;
- Развитие речевых умений;
- Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3 .Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
- Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвёртого класса
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения
- Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
- Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
- Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).
- Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
- Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Материально-техническое обеспечение предмета
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Печатные пособия
Демонстрационный материал:
- портреты писателей,
- таблицы для артикуляционной гимнастики,
- карточки с заданиями.
Демонстрационные пособия:
- таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс».
3. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- · иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
- · Интернет-сайты:
– www solnet. ru;
– www festival. ru;
– www kulichiki.ru
Тематическое планирование
№ п\п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол час. |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовленности учащихся
|
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
Дата |
I четверть |
||||||||||
1 |
Повторение. Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. |
Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна» |
1 |
Комбинировнный урок |
Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных |
Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность |
Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема) |
Сравнение сказки и былины |
Хрестоматия с. 11 |
03.09 |
2 |
|
«Иван-царевич и Серый волк» |
1 |
Комбинировнный урок |
Сказки народные |
Уметь находить доказательства сказки |
Текущий |
Ролевая игра |
С. 5 |
04.09 |
3 |
|
Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора. Былины |
1 |
Чтение и анализ нового произведе- ния |
Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине |
Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану |
|
Былина – жанр фольклора |
Учебник,
|
05.09 |
4 |
|
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички |
Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения |
|
Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер |
Учебник,
|
10.09 |
5 |
|
Библейское предание «Блудный сын» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль |
Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль |
|
Библия (Великая книга). Сравнение с бытовой сказкой |
Хрестоматия с.33 |
11.09 |
6 |
Басни. Русские баснописцы |
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». |
1 |
Комбинированный урок |
Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. |
Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни |
|
Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма) |
Учебник,
|
12.09 |
7 |
|
Срез № 0- И. И. Хемницер «Друзья» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Герои и их поступки |
Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно |
Текущий, чтение наизусть |
Особенности басни: мораль, ирония, аллегория |
Учебник, с. 38
|
17.09 |
8 |
|
Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде» |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Герои, их характеры, поступки |
Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать |
|
Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория |
Хрестоматия с. 112 |
18.09 |
9 |
|
А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен |
Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен |
Текущий. выразительное чтение |
Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова, |
Хрестоматия с. 114
|
19.09 |
10 |
|
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С. В. Михалков «Слово о Крылове» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы |
Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям |
Текущий. Выразительное чтение |
Квартет. |
Учебник,
|
24.09 |
11 |
Произведения |
Баллада В. А. Жуковского «Светлана». |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Эпитеты, сравнения, рифма |
Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев |
|
Баллада – стихотворный рассказ |
Уч. с. 60 |
25.09 |
12 |
|
Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок |
Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных |
Текущий. Выразительное чтение |
Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина |
Учебник,
|
26.09 |
13 |
|
Слушание книг
|
1 |
Слушание и анализ нового произведения |
Герои, их поступки, характеры. Составление плана, пересказ по плану |
Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану |
Текущий. Выразительное чтение |
Сравнение сказки В. А. Жуковского со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль) |
Хрестоматия с. 74 |
01.10 |
14 |
Произведения А. С. Пушкина. |
А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение |
1 |
Комбинированный урок |
Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма |
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать |
Текущий. Пересказ по плану |
Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы |
Учебник,
|
02.10 |
15 |
|
И. И. Пущин «Заметки о Пушкине». |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение |
Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений |
Текущий. Чтение наизусть |
Определение интонационного рисунка |
Учебник,
|
03.10 |
16 |
|
А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» |
1 |
Слушание и анализ нового произведения |
Основное содержание текста. |
Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями |
Текущий. Чтение наизусть |
Атаман Степан Разин |
Хрестоматия с. 115 |
08.10 |
17 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля |
1 |
Комбинированный урок |
Сюжет, герои, главная мысль |
Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль |
|
Словарь Даля |
Хрестоматия с. 121
|
09.10 |
18 |
|
Проверь себя «Страничка книгочея» |
1 |
Обобщающий урок-игра |
|
|
Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р |
|
|
10.10 |
19 |
Произведения М. Ю. Лермонтова. |
Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Жанр произведения. Эпитеты, рифма |
Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) |
|
Метафора. |
Учебник, с. 71
|
15.10 |
20 |
|
Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема чтения. Эпитеты, сравнения |
Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений |
Текущий. Чтение наизусть |
Сравнение стихотворений |
|
16.10 |
21 |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки |
Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику |
Текущий. Чтение наизусть |
Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов |
Хрестоматия с. 133 |
17.10 |
22 |
|
Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова.
|
1 |
Комбинированный урок Обобщающий урок-отчет |
Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники |
Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи |
Текущий. Чтение наизусть |
М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады |
Учебная хрестоматия, |
22.10 |
23
|
Произведения П. П. Ершова. |
Произведения П.П. Ершова. Волшебные сказки. «Конек-Горбунок» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки |
Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки |
|
П. П. Ершов (справка об авторе) |
Учебник, |
23.10 |
24 |
Произведения П. П. Ершова. |
П.П. Ершов «Конек-Горбунок» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки |
Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки |
|
П. П. Ершов (справка об авторе) |
Учебник, |
24.10 |
25 |
|
П. П. Ершов «Кто он?» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения |
Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать |
Текущий. Чтение наизусть |
Чтение наизусть отрывков. |
Учебник, с. 84 |
29.10 |
26 |
Произведения |
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Авторская (литературная сказка). Главная мысль сказки. Образ лягушки. План |
Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану |
Текущий. Выразительное чтение |
|
Учебник, |
30.10 |
27 |
|
В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее» (легенда). |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль |
Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды |
Текущий. Выразительное чтение |
Рассказывание отдельных эпизодов |
Хрестоматия с.156 |
31.10 |
II четверть |
||||||||||
28 |
|
В. М. Гаршин «Attalea Princeps» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рас-сказывание по плану |
Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану |
|
Сравнение произведений «Пленница» и «Attalea Princeps» |
Хрестоматия с. 172, пересказ |
12.11 |
29 |
|
Слушание и работа с книгами В. М. Гаршина Проверь себя. |
1 |
Слушание и анализ нового произведения Обобщающий урок-отзыв |
Содержание текста, главная мысль |
Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение |
Текущий. Пересказ по плану Тематический. Инсценирование отрывка сказки |
|
Учебная хрестоматия, |
13.11 |
30 |
Произведения русских писателей о детях. |
Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя |
|
Эпизод |
Учебник, |
14.11 |
31 |
|
Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. |
1 |
Слушание и анализ нового произведения |
Образы детей- |
Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста |
Текущий. Пересказ |
|
Учебная хрестоматия, |
19.11 |
32
|
Произведения зарубежных писателей. |
В. Гюго «Козетта» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы |
|
Образ Козетты |
Хрестоматия |
20.11 |
33 |
|
В. Гюго «Козетта» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы |
|
Образ Козетты |
Пересказ по плану |
21.11 |
34
|
|
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя |
Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) |
Текущий. Пересказ |
|
Учебник, |
26.11 |
35 |
|
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя |
Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) |
Текущий. Пересказ |
|
Р.т. с. 72 |
27.11 |
36 |
|
Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. М. Твен |
1 |
Слушание и анализ нового произведения |
Жанры произведений: сказки, повести, стихи |
Знать зарубежных писателей. Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях |
|
Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский. А. А. Ахматова). Роман |
Р. т. с. 74 |
28.11 |
37 |
|
Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» |
1 |
Комбинированный урок |
Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль |
Знать изученные произведения |
|
Книги-справочники (значение слов, имен, картин) |
Учебник, |
03.12 |
38 |
|
Стихотворение |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Рифма. Сравнение |
Знать о новом жанре произведения |
|
Строфа (двустишие) |
Учебник. |
04.12 |
39 |
|
Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». |
1 |
Комбинированный урок |
Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет |
Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу |
Текущий. Чтение наизусть |
|
Р. т. с. 70 |
05.12 |
40 |
Мифы народов мира. |
Древнегреческий миф «Арион» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Понятие о мифе. Герои мифа |
Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста |
Текущий. Пересказ |
Особенности древнегреческих мифов |
Учебник с. 138 |
10.12 |
41 |
|
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов |
Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение |
|
Особенности древнегреческих мифов |
Учебник, с. 20–22
|
11.12 |
42 |
|
Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей) |
Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды |
Текущий. Пересказ |
Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение» |
Учебник,
|
12.12 |
43 |
|
Слушание и работа с книгами. «Мифы народов мира»
|
1 |
Чтение и анализ нового произведения Урок-отчет |
Китайский миф. Герой, его характер, поступки Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира
|
Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение Знать мифы народов мира. Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях |
Тематический. Проверочная работа |
Книги с мифами народов мира |
Учебная хрестоматия, с. 53
|
17.12 |
44 |
Книги Древней Руси. |
Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер |
Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста |
Текущий. Пересказ |
Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов |
Учебник, с. 149
|
18.12 |
45 |
|
Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение |
Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки |
Текущий. Выразительное чтение |
Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» |
Учебник,
|
19.12 |
46 |
|
Отрывок из «Повести временных лет», «Наставления Ярослава Мудрого» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение |
Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки |
Текущий. Выразительное чтение |
Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» |
Хрестоматия с. 65
|
24.12 |
47 |
|
Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий Олег» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер |
Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста |
Текущий. Пересказ |
Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов |
Хрестоматия с. 66 |
25.12 |
48 |
|
Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Константине и Мефодии» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер |
Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста |
Текущий. Пересказ |
Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов |
Хрестоматия с. 69 |
26.12 |
III четверть |
||||||||||
49 |
|
«Повесть о Константине и Мефодии» |
1 |
Урок-отчет |
Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений |
Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения |
Тематический. Проверочная работа |
|
вопросы |
14.01 |
50 |
|
Проверь себя. |
1 |
Итоговое обобщение изученного в I полугодии |
|
|
Итоговый. Урок-конкурс «Книгочей класса» |
|
П.т. |
15.01 |
|
||||||||||
51 |
Произведения |
Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Акула» |
1 |
Слушание и анализ нового произведения |
Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет |
Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев |
Текущий. Пересказ |
Книги- справочники |
Учебник с. 4
|
16.01 |
52
|
|
Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет |
Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении |
|
Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях) |
Хрестоматия с. 3-5 |
21.01 |
53 |
|
Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет |
Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении |
|
Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях) |
Хрестоматия с. 6-7, вопросы |
22.01 |
54 |
|
Л. Н. Толстой Сказка «Два брата» |
1 |
Комбинированный урок |
Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) |
Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого |
|
Справочный материал о писателе |
Учебник с. 7 |
23.01 |
55 |
|
Басня Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» |
1 |
Комбинированный урок |
Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) |
Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого |
|
Справочный материал о писателе |
Учебник с. 11, р. т. |
28.01 |
56 |
|
Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак» |
1 |
Комбинированный урок |
Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) |
Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого |
|
Справочный материал о писателе |
Учебник с.13, р. т. |
29.01 |
57 |
|
Проверь себя. Работа с книгами |
1 |
Проверочный |
|
|
|
|
Р.т. |
30.01 |
58 |
Стихи А. А. Блока. |
Стихи А. А. Блока |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема, тон, темп, ритм |
Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать |
|
Олицетворение |
Учебник, |
04.02 |
59 |
|
А. А. Блок «Рождество». Библиотечный урок «В мире книг». |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок |
Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа |
Текущий. Выразительное чтение |
|
Учебник, |
05.02 |
60 |
Стихи К. Д. Бальмонта |
К. Д. Бальмонт «Россия», |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет |
Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть |
|
Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта |
Учебник, |
06.02 |
61 |
|
Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Эпитеты, сравнение, олицетворение |
Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения |
Текущий. Выразительное чтение |
Метафора, художественный прием |
Учебник, |
11.02 |
62 |
|
Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами |
Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов |
Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста |
Текущий. Выразительное чтение |
Особенность сказочных стихов |
Учебник, с 33-34
|
12.02 |
63 |
Произведения В. В. Вересаева.
|
В. В. Вересаева «Легенда», «Звезда» (восточная сказка) |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Предание. Легенда, сказание |
Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды |
|
|
Хрестоматия с. 87-88
|
13.02 |
64 |
|
В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев |
Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев |
Текущий. Выразительное чтение |
|
Хрестоматия с. 88
|
17.02 |
65 |
|
А. И. Куприн «Скворцы» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев |
Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев |
Текущий. Выразительное чтение |
|
Учебник с. 35 |
18.02 |
66 |
|
Слушание и работа с детской книгой. Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих» |
1 |
Слушание и работа с детской книгой |
Легенды русских писателей. Произведения фольклора |
Уметь понимать основное содержание текста |
Текущие. Пересказ эпизода |
Аннотация книги. |
Учебная хрестоматия, |
20.02 |
67 |
Стихи |
И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм |
Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм |
|
Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине |
Учебник, |
24.02 |
68 |
|
И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Проверь себя. |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма |
Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения |
Текущий. Чтение наизусть |
|
П.т. |
25.02 |
69 |
Произведения С. Я. Маршака. |
С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Пьеса-сказка, диалог, действующие лица |
Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины |
Текущий. Инсценирование сказки |
Картина, реплика, ремарка |
С. 67-80 |
27.02 |
70 |
|
С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Пьеса-сказка, диалог, действующие лица |
Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины |
Текущий. Инсценирование сказки |
Картина, реплика, ремарка |
С. 80-89 |
03.03 |
71 |
|
Р. Бернс «В горах мое сердце…»
|
1 |
Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами |
|
Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака |
Тематический. Чтение наизусть |
Справка об авторе (работа со справочной литературой) Творческая работа «Остров Буян» |
С. 102 |
04.03 |
72 |
Стихи
|
Н. А. Заболоцкий «Детство» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема, главная мысль, сравнения. Рифма |
Уметь выразительно читать стихи |
Текущий. Выразительное чтение |
Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» |
Учебник, |
06.03 |
73 |
|
Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения |
Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения |
|
Сравнение стихотворений, строф, тем |
С. 106 |
10.03 |
74 |
Стихи
|
Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа |
Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора |
|
|
С. 108-109 |
11.03 |
75 |
|
Проверь себя |
1 |
Обобщающий урок |
Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов |
|
Тематический. Проверочная работа |
|
С. 112 |
13.03 |
76 |
Произведения
|
С. В. Михалков «Школа» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста |
Уметь выразительно читать стихотворения |
|
|
С. 113 |
17.03 |
77 |
|
С. В. Михалков «Хижина дяди Тома» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста |
Уметь выразительно читать стихотворения |
|
Знакомство с книгой |
С. 116-118 |
18.03 |
78 |
|
С. В. Михалков «Зеркало». Басня. «Любитель книг» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста |
Уметь выразительно читать стихотворения |
|
|
С. 119 |
20.03 |
79 |
Юмористические произведения.
|
Н. Н. Носов «Федина задача» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог |
|
|
С. 122-125 |
01.04 |
80 |
Очерки.
|
Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения и авторская позиция |
Уметь определять тему произведения и авторскую позицию |
|
Понятия очерк, герой очерка, тема очерка |
С. 129 |
03.04 |
81 |
|
Проверь себя. |
1 |
Обобщающий урок |
Основное содержание изученных произведений |
Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание |
Тематический. Самостоятельная работа |
|
П.т. |
07.04 |
82 |
|
С. В. Михалков. «Чужая беда» |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Тема и жанр произведений. Основное содержание текста |
Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения |
Текущий. Самостоятельная работа |
|
вопросы |
08.04 |
83 |
|
С. В. Михалков. «Как бы жили мы без книг?» |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Тема и жанр произведений. Основное содержание текста |
Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения |
Текущий. Самостоятельная работа |
Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» |
отзыв |
10.04 |
84 |
|
И. Л. Гамазкова «Страдания» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки |
Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог |
|
|
С. 108 |
14.04 |
85 |
|
Очерки о Родине. М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения и авторская позиция |
Уметь определять тему произведения и авторскую позицию |
|
Понятия очерк, герой очерка, тема очерка |
С. 110 |
15.04 |
86 |
|
Очерк А. И. Куприна «Сказки Пушкина» |
1 |
Слушание и работа с детской книгой |
Легенды русских писателей. Произведения фольклора |
Уметь понимать основное содержание текста |
Текущие. Пересказ эпизода |
Аннотация книги. |
вопросы |
17.04 |
87 |
|
Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Основное содержание текста |
Уметь понимать основное содержание текста |
Текущий. Выразительное чтение |
Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) |
С. 114 |
21.04 |
88 |
|
Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы |
1 |
Слушание и работа с книгами |
Основное содержание текста |
Уметь понимать основное содержание текста |
Тематический. Творческая работа. Очерк «Мой любимый писатель» |
|
Р.т. с. 62 № 1-2 |
22.04 |
89 |
|
Проверь себя. Срез № 2 |
1 |
Обобщающий урок |
Основное содержание изученных произведений |
Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание |
Тематический. Самостоятельная работа |
|
П.т. |
24.04 |
90 |
|
Проверка техники чтения. Срез № 2 |
1 |
Контрольный урок |
|
|
|
|
|
28.04 |
91 |
Путешествия, приключения, фантастика.
|
Н. П. Вагнер «Береза», В.В.Вересаев «Легенда» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения |
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения |
|
Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» |
С. 120 |
29.04 |
92 |
|
Н. П. Вагнер «Фея фантаста» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения |
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения |
|
Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» |
С. 150-155 |
05.05 |
93 |
|
Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) |
Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение |
|
|
С. 136 |
06.05 |
94 |
|
Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Основное содержание текста |
Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения |
|
|
Пересказ 6,20 ч. |
08.05 |
95 |
|
Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Основное содержание текста |
Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения |
|
|
вопросы |
12.05 |
96 |
|
«Гулливер в стране великанов». Чтение глав |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Основное содержание текста |
Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения |
|
|
рисунок |
13.05 |
97 |
|
Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта» |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Основное содержание текста |
Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения |
|
|
вопрос |
15.05 |
98 |
|
Н. П. Найленова «Мой друг» |
1 |
Чтение и анализ нового произведения |
Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения |
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения |
|
|
С. 156 |
19.05 |
99 |
|
Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». |
1 |
Слушание и работа с детскими книгами |
Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль |
Знать книги |
Текущий. Выразительное чтение |
Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина» |
вопросы |
20.05 |
100 |
|
Летнее чтение. Урок-отчет. |
1 |
Контрольный урок |
|
Знать книги и произведения писателей из круга чтения |
Итоговый. Конкурс «Книгочей класса» |
|
Задание на лето. Список литературы |
22.05 |