Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

К. Чуковский. «Федорино горе»

Кузьмина Елена Анатольевна

Цель урока: создание условий для формирования читательских умений и навыков через погружение в проектную деятельность
Задачи урока:
  1. Овладение навыком смыслового чтения текста в соот­ветствии с целью и задачами.
  2. Освоение приёмов поиска нужной информа­ции.
  3. Ознакомление с этапами проектной деятельности.

 

Планируемые результаты: использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое).
Умения, характеризующие достижения обобщённого планируемого результата:

 

  • устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
  • аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

 

Оборудование: учебник
Структура урока: организационный момент, разработка проектного замысла, реализация проектного замысла, оценка результатов проекта, домашнее задание.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент
Учитель: Сегодня урок литературного чтения мы организуем в виде информационного проекта. Работать будем в группах.
Проект в переводе с латинского языка означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Проект создаёт то, чего ещё нет (продукт труда – конечный результат). Проект показывает путь получения конечного результата.
Проектная деятельность включает следующие этапы:

 

  1. Замысел проекта. (Почему? Зачем? и Как?)
  2. Реализация замысла проекта. (Выполнение запланированных действий.)
  3. Оценка результатов проекта.

 

 
II.Разработка проектного замысла
Актуальность исследования
Учитель: На уроке литературного чтения мы прочитали сказку Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Сказочник Корней Иванович Чуковский просто волшебник. Он превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа. Посуда может говорить, двигаться, обижаться как человек. Вот она и обиделась, ушла от хозяйки, затем вернулась по просьбе Федоры, Федора счастлива, вымытая посуда прощает Федору. Конец сказки счастливый. Почему же название сказки «Федорино горе»? Проведём своё собственное исследование.
Учитель: Какова проблема исследования?
Приём «Мозговой штурм»
(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель фиксирует их на доске.)
Дети: Проблема исследования: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
Учитель: Определим цель исследования.
Дети: Цель исследования: Ответить на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
Учитель: Обозначим задачи исследования:
Дети: Задачи исследования:

 

  1. Узнать в чём заключалось горе Федоры.
  2. Найти доказательства счастья Федоры.

 

Учитель: Как вы думаете, ребята, какой результат мы должны получить по окончанию исследования?
Дети: Ожидаемый результат: получен ответ на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
Учитель: Предлагаю в качестве гипотезы исследования пословицу.
Гипотеза исследования: Каждому по делам его.
 
III. Реализация проектного замысла
Учитель: Работаем в группах. Информацию собирают все члены группы, затем выбирают выступающего. Приступаем к решению 1 задачи исследования.
В чём горе Федоры?
(Учащиеся подтверждают свои высказывания словами из текста.)
1. От неё убежала посуда. Одинокая женщина плачет.

«А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.»

«И чашки ушли и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре, горе!»

2. Федора сама не любит умываться и посуду не моет. Грязная посуда не желает возвращаться к Федоре.

«Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём…

А к неряхе-замарахе не воротимся!»

3. Фёдора испытывает чувство голода.

«Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл,

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!».

 
Учитель: Приступаем к решению 2 задачи.
(Учащиеся работают в группах, затем поочерёдно все группы высказывают свои предложения.)
Счастье Федоры

 

  1. От Федоры убежала посуда – не беда. Нет грязной посуды – и мыть нечего.
  2. Федора поняла, что обидела посуду и отправляется на её поиски.

 

«А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой – ой – ой! Ой – ой – ой!

Воротитеся домой!»

« И видят за ними из тёмного бора

Идёт – ковыляет Федора».

 

  1. Федора просит прощения у посуды и умоляет её вернуться домой.

 

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой…»

 

  1. Тяжело переживает расставание и посуда. Усталая от непроходимых лесов и болот, она плачет и желает вернуться к Федоре.

 

И заплакали блюдца:

 

«Не лучше ль вернуться?»

 

И зарыдало корыто

 

«Увы, я разбито, разбито!»

 

  1. Посуда прощает Федору и возвращается домой. Федора и посуда счастливы.

 

«Засмеялися кастрюли,

 

Самовару подмигнули:

 

«Ну, Федора, так и быть,

 

Рады мы тебя простить!»

 

«А метла-то, а метла – весела-

 

Заплясала, заиграла, замела,

 

Ни пылинки у Федоры не оставила.»

 

  1. Федора нежная и ласковая, с теплом и любовью она заботится о посуде.

 

«Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.»

Учитель: Ребята, найдите в тексте слова подходящие к этой пословице:
Пошло дело на лад и сам ему рад.
Дети:

 

«Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю.

 

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

 

 
IV. Оценка результатов проекта
Учитель: Как словом, так и делом. Пошло дело на лад и сам ему рад. Посуда довольна, так как вернулась в тёплое жильё и стала чистой. Федора получила прощение за причинённую обиду и счастливая пьёт чай из самовара.
Учитель: Ребята, задачи исследования решены. Давайте сделаем вывод нашего исследования. Как вы понимаете пословицы:
Горе тому, кто непорядком живёт в дому.
Не бывать бы счастью да несчастье помогло.
Дети: Федора была «неряха-замараха» и не мыла посуду. Посуда обиделась и ушла. Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Федора исправилась, и посуда вернулась к ней. Не бывать бы счастью да несчастье помогло.
Учитель: Вернёмся к цели исследования.
Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
Дети: Сказка Корнея Ивановича поучительна. Горе Федоры в том, что она не заботилась не только об окружающих её предметах, но и даже о себе. В результате она осталась одинока. Чуковский обращает наше внимание на конец сказки. Он счастливый, потому что Федора поняла, в чём причина её горя.
Учитель: Подтвердилась ли гипотеза исследования?
Дети: Да, гипотеза исследования подтвердилась: каждому по делам его.
V. Домашнее задание: Придумать советы друг для друга, чтобы не повторить судьбу главной героини сказки.
 
Используемая литература:

 

  1. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы.// Под редакцией проф. Е. Я. Когана. – Издательство «Учебная литература», 2006;
  2. Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

 

-М.: Просвещение, 2011 – (Школа России)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»