К. Чуковский. «Федорино горе»
Кузьмина Елена Анатольевна
- Цель урока: создание условий для формирования читательских умений и навыков через погружение в проектную деятельность
- Задачи урока:
- Овладение навыком смыслового чтения текста в соответствии с целью и задачами.
- Освоение приёмов поиска нужной информации.
- Ознакомление с этапами проектной деятельности.
- Планируемые результаты: использовать разные виды чтения (выборочное, поисковое).
- Умения, характеризующие достижения обобщённого планируемого результата:
- устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
- аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
- Оборудование: учебник
- Структура урока: организационный момент, разработка проектного замысла, реализация проектного замысла, оценка результатов проекта, домашнее задание.
Ход урока
- I. Организационный момент
- Учитель: Сегодня урок литературного чтения мы организуем в виде информационного проекта. Работать будем в группах.
- Проект в переводе с латинского языка означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
- Проект создаёт то, чего ещё нет (продукт труда – конечный результат). Проект показывает путь получения конечного результата.
- Проектная деятельность включает следующие этапы:
- Замысел проекта. (Почему? Зачем? и Как?)
- Реализация замысла проекта. (Выполнение запланированных действий.)
- Оценка результатов проекта.
- II.Разработка проектного замысла
- Актуальность исследования
- Учитель: На уроке литературного чтения мы прочитали сказку Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Сказочник Корней Иванович Чуковский просто волшебник. Он превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа. Посуда может говорить, двигаться, обижаться как человек. Вот она и обиделась, ушла от хозяйки, затем вернулась по просьбе Федоры, Федора счастлива, вымытая посуда прощает Федору. Конец сказки счастливый. Почему же название сказки «Федорино горе»? Проведём своё собственное исследование.
- Учитель: Какова проблема исследования?
- Приём «Мозговой штурм»
- (Учащиеся высказывают свои предложения, учитель фиксирует их на доске.)
- Дети: Проблема исследования: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
- Учитель: Определим цель исследования.
- Дети: Цель исследования: Ответить на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
- Учитель: Обозначим задачи исследования:
- Дети: Задачи исследования:
- Узнать в чём заключалось горе Федоры.
- Найти доказательства счастья Федоры.
- Учитель: Как вы думаете, ребята, какой результат мы должны получить по окончанию исследования?
- Дети: Ожидаемый результат: получен ответ на вопрос: Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
- Учитель: Предлагаю в качестве гипотезы исследования пословицу.
- Гипотеза исследования: Каждому по делам его.
- III. Реализация проектного замысла
- Учитель: Работаем в группах. Информацию собирают все члены группы, затем выбирают выступающего. Приступаем к решению 1 задачи исследования.
- В чём горе Федоры?
- (Учащиеся подтверждают свои высказывания словами из текста.)
- 1. От неё убежала посуда. Одинокая женщина плачет.
-
«А бедная баба одна,
-
И плачет, и плачет она.»
-
«И чашки ушли и стаканы,
-
Остались одни тараканы.
-
Ой, горе Федоре, горе!»
- 2. Федора сама не любит умываться и посуду не моет. Грязная посуда не желает возвращаться к Федоре.
-
«Лучше в поле пропадём,
-
А к Федоре не пойдём…
-
А к неряхе-замарахе не воротимся!»
- 3. Фёдора испытывает чувство голода.
-
«Села бы баба за стол,
-
Да стол за ворота ушёл,
-
Сварила бы баба щи,
-
Да кастрюлю поди поищи!».
- Учитель: Приступаем к решению 2 задачи.
- (Учащиеся работают в группах, затем поочерёдно все группы высказывают свои предложения.)
- Счастье Федоры
- От Федоры убежала посуда – не беда. Нет грязной посуды – и мыть нечего.
- Федора поняла, что обидела посуду и отправляется на её поиски.
-
«А за ними вдоль забора
-
Скачет бабушка Федора:
-
«Ой – ой – ой! Ой – ой – ой!
-
Воротитеся домой!»
-
« И видят за ними из тёмного бора
-
Идёт – ковыляет Федора».
- Федора просит прощения у посуды и умоляет её вернуться домой.
-
«Ой, вы бедные сиротки мои,
-
Утюги и сковородки мои!
-
Вы подите-ка, немытые домой,
-
Я водою вас умою ключевой…»
- Тяжело переживает расставание и посуда. Усталая от непроходимых лесов и болот, она плачет и желает вернуться к Федоре.
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто
«Увы, я разбито, разбито!»
- Посуда прощает Федору и возвращается домой. Федора и посуда счастливы.
«Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
«А метла-то, а метла – весела-
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.»
- Федора нежная и ласковая, с теплом и любовью она заботится о посуде.
-
«Долго, долго целовала
-
И ласкала их она,
-
Поливала, умывала,
-
Полоскала их она.»
- Учитель: Ребята, найдите в тексте слова подходящие к этой пословице:
- Пошло дело на лад и сам ему рад.
- Дети:
«Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
- IV. Оценка результатов проекта
- Учитель: Как словом, так и делом. Пошло дело на лад и сам ему рад. Посуда довольна, так как вернулась в тёплое жильё и стала чистой. Федора получила прощение за причинённую обиду и счастливая пьёт чай из самовара.
- Учитель: Ребята, задачи исследования решены. Давайте сделаем вывод нашего исследования. Как вы понимаете пословицы:
- Горе тому, кто непорядком живёт в дому.
- Не бывать бы счастью да несчастье помогло.
- Дети: Федора была «неряха-замараха» и не мыла посуду. Посуда обиделась и ушла. Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Федора исправилась, и посуда вернулась к ней. Не бывать бы счастью да несчастье помогло.
- Учитель: Вернёмся к цели исследования.
- Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»?
- Дети: Сказка Корнея Ивановича поучительна. Горе Федоры в том, что она не заботилась не только об окружающих её предметах, но и даже о себе. В результате она осталась одинока. Чуковский обращает наше внимание на конец сказки. Он счастливый, потому что Федора поняла, в чём причина её горя.
- Учитель: Подтвердилась ли гипотеза исследования?
- Дети: Да, гипотеза исследования подтвердилась: каждому по делам его.
- V. Домашнее задание: Придумать советы друг для друга, чтобы не повторить судьбу главной героини сказки.
- Используемая литература:
- Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы.// Под редакцией проф. Е. Я. Когана. – Издательство «Учебная литература», 2006;
- Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
- -М.: Просвещение, 2011 – (Школа России)