Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка открытого урока в 1 классе

Прощай, Азбука!

Лысенкова Наталья Федоровна,
учитель начальных классов. заведующий лабораторией,
педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №338  Невского района,  г. С.-Петербурга

Для своего занятия, я выбрала форму проведения – массовое мероприятие. Для детей младшего школьного возраста, праздники  являются важным, радостным событием в их жизни. Пройден первый учебник (это может быть Букварь, Азбука или др.), самостоятельно прочитана самая первая книга – такое не должно остаться незамеченным. На мой взгляд на празднике обязательно должен присутствовать сюрпризный момент. Ребята ещё находятся в том прекрасном возрасте, когда верят в сказку и чудеса. От праздника они ждут чего-то необычного, поэтому важно не разочаровать их. Сказочный персонаж, необычное происшествие или непредсказуемая ситуация сделают праздник более интересным, насыщенным и запоминающимся. На празднике каждый из детей был задействован, не было пассивных зрителей. Для меня было главным создать условия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно.

Ход праздника

Действующие лица:

В е д у щ а я – учитель

Б у к в ы – ученики

Ч т е ц ы

А з б у к а – дети других творческих объединений ОДОД

Буратино

Мальвина

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Учитель: Совсем недавно ваши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у них называется «Азбука». И сегодня они пригласили Вас к себе на праздник. Поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников!

Первоклассники входят в зал под музыку песни «Первоклашка»
Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского

1-й ребёнок:

Хороша сегодня школа!

Зал горит огнём!

Мы на праздник наш весёлый

Всех в ОДОД зовём!

Учитель:
В школе почти целый год занимались,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Учитель: Сегодня к нам на праздник хотел прийти один сказочный герой. А кто он, вы узнаете если внимательно прослушаете песенку.

Вбегает Буратино. (Клип-фильм Буратино.)

Буратино: – Здравствуйте, дорогие ребятишки!

И девчонки и мальчишки!

-Вы меня узнали? (Да)

-Кто я ?  (Бу-ра-ти-но)

Я узнал, что у вас сегодня праздник «Прощай, Азбука», а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети: Да.

Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. И прочитаю все книги на свете или почти все. И тогда я стану ученым. А может и директором школы, и меня никто никогда не сможет обмануть. Ребята, а вы не против, если я приглашу к вам на праздник  сказочного героя, девочку, которая учила меня читать и писать. А кто она вы догадались?

Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину.

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети. Азбука!

Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдёт чудо. (Хлопает в ладоши.) Раз, два, три.

Мальвина: Ничего не происходит?

Давайте её дружно позовем (Азбука!!!)

Буратино: Ничего у тебя Мальвина не получается. А может мы споем песенку про Азбуку. Она нас услышит и придет.

Песня «Азбука».

  1. Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Припев:

Азбука, Азбука

Каждому нужна,

Нам поможет книжки

Прочитать она.

  1. Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку,

Надо их запоминать

Без ошибки точно.

  1. Книжки могут рассказать

Обо всём на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Входит Азбука. (под музыку сказочная-загадочная)

Азбука:

Вот и я, мои друзья!

Я вам рада очень!

Слышать добрые слова

Кто же не захочет!

Мальвина. Дорогая Азбука, сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.

(Клип про азбуку.)

Мальвина. Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я!

Азбука.

Есть принимать парад!

А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Гласные? (Здесь!)

(Выстраиваются дети, рассказывающие о гласных буквах)

Согласные? (Здесь!)

(Выстраиваются дети, рассказывающие о согласных буквах)

Буквы, которые не обозначают звуков? (Здесь!)

(Выстраиваются дети, рассказывающие о буквах Ъ и Ь).

Азбука. – Буквы, внимание!

Начинается серьёзное испытание.

В порядке алфавита выступай!

(Дети читают стихи о каждой букве. У каждого ребёнка эмблема той буквы, о которой он читает. Во время чтения стихотворений дети перестраиваются по порядку букв в алфавите.)

(На экране презентация про буквы.)

А. Папа-аист на трубе мастерит гнездо себе.

Будет тёплым новый дом, мама-аист рада-

Пусть живётся в доме том дружно аистятам.

Б. У барана утром рано лопнул старый барабан.

И теперь без барабана очень грустным стал баран.

В. Чтоб кормили лапы волка

И зимой не мёрзли долгой, и зимой не мёрзли долгой,

Волк у волка шерсть чесал, волчьи варежки вязал.

Г. Гусь гогочет: “Га-га-га, полетели на луга.

Там горошек спел и вкусен…”

А горошек любят гуси!

Д. Если в лесу захворала сосна, если болезнь у сосны не ясна,

Доктор к сосне прилетит на заре, сядет на сук, постучит по коре.

В красном берете и белом халате лечит деревья заботливый дятел!

Е. Все еноты любят воду – Стиркой заняты еноты.

После стирки гладятся кофточки и платьица.

Ё. Спелых яблок целый воз через ельник ёжик вёз,

Уколол о ветку нос и задумался:

“Почему на ёлке острые иголки?

До сегодняшнего дня, я не знал, что мы родня”.

Ж. Посмотрите, буква Ж на жука похожа,

Потому что у неё шесть жучиных ножек.

З. “Эй, зайчонок Вовка, Где растёт морковка?”

Хитрый зайка нам в ответ: “Где росла, там больше нет!”

И. Индюк вчера у индюка купил два новых сапога.

Но вот беда – те сапоги у индюка с одной ноги!

Й. Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно.

Эта буква не простая, голос краток и сердит,

Потому что запятая на её плечах сидит!

К. Возвратилась кошка с рынка,

У неё в корзинке крынка.

В крынке сливки для котят,

Пусть едят, когда хотят.

Л. Если вы у нас в лесу повстречаете лису,

Берегитесь, ведь плутовка всех обманывает ловко.

Может с виду и проста – обведёт вокруг хвоста!

М. Медведю – лежебоке не лень лежать в берлоге

До будущей весны.

И видеть сны заветные – медовые, конфетные,

Малиновые сны!

Н. Нелегко поймать налима, вот вильнул хвостом, и мимо…

Мимо рук, и мимо ног – я его поймать не смог!

О. Гордо блеяла овца: “Я похожа на отца.

И горжусь, что мой отец – молодец среди овец!”

П. “Петя, Петя, Петушок – золотистый гребешок!

Ну-ка, Петя, нам ответь, говорят, ты мастер петь?”

“Да, я раньше всех встаю, громче всех в селе пою!”

Р. Тянут сети рыбаки. Тянут рыбу из реки.

Ловят рыбу разную: белую и красную,

Много и немножко…Хороша рыбёшка!!!

С. Обижается свинья: “Не грязнуля вовсе я.

Знать пора бы всем, что лужи мне целебной ванной служат!”

Т. Глупый маленький телёнок только вышел из пелёнок.

Вот тебе косыночка, ты телёнок – Зиночка!

У. Утром с шуткой – прибауткой прихорашивалась утка:

“Я пригожа и стройна и умом наделена,

Плавная походочка, славная молодочка!

Ф. Сидит филин и вздыхает, сам себя в сердцах ругает

“Ух да ух, и ах да ох, стар я стал и очень плох.

А сегодня у реки потерял свои очки.

Я не просто Филя, я Филя – простофиля!”

Х. “Хомячок, хомячок, рыжий кругленький бочок,

Больно твой букет хорош, ты кому его несёшь?”

“Я букет нарвал в лесу, другу суслику несу!

Ц. В чём цыплята виноваты, что скорлупки маловаты?

Да ни в чём! За эти дни просто выросли они!

Ч. “Чижик – пыжик, где ты был?” “Я в саду чечётку бил.

Лапки пляшут чисто, чётко, получается чечётка!

Щ. Разбойница – щука жить рыбам мешала:

Ловила плотву, карасей обижала.

Но как-то однажды взяла и пропала…

Видать, на крючок рыболову попала!

Ш. Шмель и шершень шумно жили, на машинке швейной шили

Шубки, тапочки, штаны небывалой ширины!

Ы. В книжный шкаф залезли мышки.

Видно, мышки любят книжки.

Все страницы пролистали,

Лишь обложки грызть не стали!

Ь,Ъ. Грустно знакам – близнецам

В словаре толковом –

Не с начала, а с конца

Их включают в слово.

Э. Я вчера про эму сочинил поэму,

А сегодня эму съел мою поэму!

Ю. Юркий маленький юрок целый день хлопочет.

Он гнездо построить в срок очень-очень хочет,

Чтобы в доме у реки жили юркие юрки

Я. Хищный ястреб хмур и зол. Есть причина злиться –

Думал он, что он – Орёл, а как азбуку прочёл,

Понял, что за птица!

Азбука. Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно!

Вот такие наши буквы –

Славный русский алфавит

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

(Дети поют частушки. )

1.Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

2. Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

3.Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

4. Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

5.Много книг в библиотеке,

Надо их успеть прочесть

И рассказы, и загадки,

И стихи, и сказки есть.

6.Говорят, что каждый год

Разные учебники.

Как же все их изучить?

Мы же не волшебники?

7.Не волнуйся, прочитаем

И расширим кругозор,

Потому что буквы знаем,

И читаем с этих пор.

8.Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем.

Сценка “Азбука”

Автор:

Всем известно:

Буква Я в Азбуке последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.

Жили в Азбуке у нас буквы.

Жили, не тужили,

Потому, что все дружили.

Только раз все дело встало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала,

Взбунтовалась буква Я!

Буква Я:

Я, - сказала буква Я, -

Главная заглавная!

Я хочу, чтобы по всюду

Впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Автор: Говорят ей:

Буквы: Встань на место!

Автор: Отвечает:

Буква Я:

Не пойду!

Я ведь вам не просто буква,

Я – местоимение.

Вы в сравнении со мною -

Недоразумение! Недоразумение –

Не более, не менее!

Автор: Тут вся Азбука пришла

В страшное волнение.

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.

Буква С: “Срам!”

Автор: Сердито ЭС сказала!

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Автор: Проворчала П:

Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Автор: Я затопала ногами.

Буква Я:

Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама!

Хватит у меня ума!

Автор:

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Буква А:

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку, -

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:

Чтобы Я да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я!

Автор:

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела и потела…

Написать она сумела только

ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Автор: Как зальется буква ХА:

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Автор:

Буква Я сперва крепилась,

А потом – как заревет!

Буква Я:

Я, ребята, виновата!

Признаю свою вину!

Я согласна встать, ребята,

Даже после буквы Ю!

Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -

Буква А: Если хочет, пусть стоит

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –

Жили как одна семья!

Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? (В 1574 году.) В этом году “Азбуке” исполняется 439 лет.

Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.

Отгадайте буквы по их описанию.

Дети читают стихи

1. Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –

Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:

Кто такой, загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три….

5 .Ты с этой буквой знаком:

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Протянутый наискосок…

Мальвина. А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

(Утюг, апельсин,  лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.)

Азбука.

За ребят я очень рада!

Вижу: учатся всему –

Счёту, грамоте, письму.

Хоть малы ещё на вид,

Знают русский алфавит.

Сколько букв в нём?

Дети:

Тридцать три!

Ты на буквы посмотри.

Чудесные! Прекрасные!

Гласные! Согласные!

Будем знать мы алфавит –

Всё вокруг заговорит!

Дети:

Станем книжки мы читать,

Мир огромный изучать.

Алфавитная семья

Вам представлена, друзья!

Дети:

Кто захочет сам читать,

Станет буквы изучать.

А от этого порога

К знаниям ведёт дорога.

Азбука.

Буквы, встали!

Дети:

Вы приказали –

Буквы встали,

Но мы уже чуть-чуть устали.

Немножко можно поиграть?

Азбука.

Ну что ж, немножко можно.

Согласна даже вам помочь:

Я поиграть сама не прочь…

Азбука. (А сейчас для Вас друзья, проведу игру Вам я)

Интеллектуально – развлекательную игру « Умники и Умницы» проводит Азбука.

.

1 тур. Разминка. За правильные ответы участники получают медали.

 

1. У какого дерева белый ствол? (Береза.)

2.У меня длинней иголка,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна.)

3. Настойку какой травы любят кошки? (Валерианы.)

4. Какой лесной гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.)

5. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

6. Весной растет

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок - на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа.)

Молодцы, ребята!

II тур. 1. Дуремар поймал 9 лягушат. 5 лягушат Буратино выпустил на волю. Сколько лягушат осталось в неволе у Дуремара?

2. Матроскин научил Гаврюшу 3 командам весной и 6 командам летом. Сколько команд умеет выполнять Гаврюша?

3. В автобусе ехало 5 пассажиров. На остановке в него вошло еще 8 пассажиров. На сколько больше пассажиров вошло в автобус, чем было в нем?

4. Три медвежонка плещутся в воде, 5 греются на солнышке, а у кормушки обедает столько медвежат, сколько плещется в воде, и греется на солнышке. Сколько медвежат обедает?

5. Бабушка сварила вкусное варенье и разлила его в 8 банок: в 5 двухлитровых, а остальное в литровые. Сколько литровых банок ей понадобилось?

6. Дедушка подарил Паше 2 старинные русские монеты. Одну из них Паша поменял на 5 редких французских монет, а другую - 4 старинные шведские монеты. На сколько монет пополнилась Пашина коллекция?

III тур. Сказки вы читаете? Названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим.

«Снежная принцесса» («Снежная королева»)

«Красная Кепочка» («Красная Шапочка»)

«Илья-Царевич и Серый волк» («Иван-Царевич и Серый волк»)

«Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)

«Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)

«Гадкий цыплёнок» («Гадкий утёнок»)

«Сказка о рыбаке и рыбачке» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Конь-Горбун» («Конёк-Горбунок»)

«Луковый мальчик» («Чипполино»).

IV тур. А теперь попробуйте отгадать, о каких произведениях идёт речь в загадках?

1. Он дружок зверям и детям,

Он - живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не Котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Он зовется... (Чебурашка).

2. Сейчас потолкуем о книге другой

Тут синее море,

Тут берег крутой.

Старик вышел к морю.

Он невод забросил.

Кого он поймал?

И что он попросит? (Золотая рыбка.)

3. Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знаете эту девочку-малышку? (Дюймовочка.)

4. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется... (Чипполино).

5. Красна девица грустна,

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.)

6. Он и весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник.

Медвежонок... (Вини-Пух).

Мальвина. Ребята отгадали все твои загадки, а сейчас подведем итоги.

А теперь ребята покажут тебе и всем гостям шуточную сценку из школьной жизни Сценка «Павлик». Мама чистит картошку, папа читает журнал, бабушка вяжет.

Сценка «Павлик».

Павлик: Вот проклятая задача! Бился, бился – неудача.

Аж, в глазах пошли круги… Сядь-ка, папа помоги!

Папа: Выше голову, сынок! С папой ты не одинок.

Павлик: Гласные буквы в упражнении нам велели подчеркнуть. Сделай, мама одолжение – повнимательнее будь!

Мама: Гласные подчеркнуть? Разберемся как-нибудь.

Павлик: А тебе, бабуля, краски,

На, бабуленька, не спи.

Нарисуй картину к сказке:

Кот шагает по цепи.

Бабуля: Нет, стара я, глаза не видят. (Павлик плачет) Ладно, ладно нарисую.

Павлик: На минутку выйду я. Где же курточка моя?

Ведущий:

Утром Павлик шел веселый

С синей сумкой за спиной,

Но не весело из школы

Возвращался он домой.

Мама: Что принес?

Павлик: Смотри сама.

Папа: Нет, докладывай сперва!

Павлик: Маме – 5, папе – 4, а тебе, бабуля – 3, а мне – 2!

Теперь учиться буду сам

Папы, мамы, не мешайте нам!!

1.      Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним, грустит наш класс,

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

2.      Азбуку прочли до корки,

Нам по чтению пятёрки.

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

3.      Нам сегодня выдают удостоверения.

В том, что азбуку прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

Азбука. И читают эти дети,

И рисуют, и поют –

Видно, весело живут!

Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению вам грамот

Буратино и Азбука вручают ребятам удостоверения.

1.      Сегодня праздник необычный:

Спасибо, азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

2.      До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придёт.

Азбука. Что ж, ребята! Мне пора в другие школы, но я хочу, чтобы вы продолжили обучение по новой книге - «Литературное чтение». До свидания, ребята!

Песня Маленькая страна

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»