Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Выработка эмоциональной окрашенности
речи первоклассников

Воронина Вера Николаевна,
учитель начальных  классов
ГБС(К)ОУ №34
Невского района Санкт-Петербурга

Формирование полноценного навыка чтения учащихся начальной школы невозможно без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность. Выразительное чтение является важнымсредством как обучения, так и воспитания детей. Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка привить вкус и любовь к литературе. В данной статье я коснусь лишь одного вопроса - выработки эмоциональной окрашенности речи первоклассников.

Если дети поняли идейный замысел автора, представили себе картину, хорошо осознали и прочувствовали произведение, определили личное отношение к прочитанному, то они имеют право читать текст. Считаю это основой выразительного чтения.

При работе над произведением я добиваюсь не копирования чтения учителя, а учу детей размышлять над текстом и самостоятельно находить интонации. На первых же уроках учащиеся придумывают к схемам слова и предложения, учатся произносить их с разной окраской голоса, с разным подтекстом. Вот, например, слово.мамаЯ предложила учащимся придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией:

Радостно – Мама пришла за дочкой в детский сад; печально – Мама оставила дочки дома одну;с удивлением — Мама неожиданно, раньше времени пришла.Детилюбят играть, они активно участвуют в такой игре. Так, они придумали по схеме предложение: Наступила осень. Я же придумала первоклассникам такойподдекст: Людям нравится осень, она приносит им много радости: это красивая природа, богатый урожай, дети идут в школу.

Спрашиваю детей:

- Какую задачу поставим перед чтением этого предложения? ( Прочитать радостно, приветствовать осень.)

Дети читают, правильно передавая интонацию.

А вот другой рассказ:

- Осень - это увядание природы, становится холоднее, птицы улетают на юг, часто идут дожди. А теперь, с какой интонацией прочитаем предложение? (Грустно, печально.)

В "Азбуке" (авт. В.Г. Горецкий) имеется благодатный материал для работы над интонацией голоса. Вот маленький рассказ.

 

Вова вырастил лук.

А Лариса салат.

У нас выросла тыква.

Вот так тыква!

Если детей соответствующим образом не подготовить, то этот текст они прочитают без интереса, Работу над текстом я начинала так. Сначала мы выяснили, что ребята трудолюбивые, старательные. Учащиеся убедились, что ребят надо похвалить и найти для этого нужную интонацию. Дети пробовали. Иногда у них получалось, иногда не получалось, И вот наконец нужная интонация была найдена. Предложение:Вот так тыква'. Я записала на доске. Предложила детям прочитать его с разной окраской голоса; в первый раз так, чтобы чтение соответствовало картинке азбуки, во второй раз со смехом, с иронией. Дети нашли решение; выросла маленькая тыква, потому чтоплохо ухаживали за ней. Так дети донесли до слушателей смысл подтекста.

Упражнения по выбору различных интонаций я продолжаю на уроках чтения. Заставляю детей уже самих придумывать ситуации и сюжеты.Это очень полезно: у них развивается воображение, создается представление о том, что предложение в разных условиях может изменять смысл и что при чтении можно передавать разные чувства: радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, возмущение, негодование, гордость, досаду, иронию и т.д.

В "Азбуке" помещены много скороговорок. Я предлагаю детям придумать ситуацию, при которой скороговорка читается с восторгом.

До города дорога в гору,

От города - с горы.

Дети представляют, как они с радостью ездили в город. За тем предлагаю придумать такую ситуацию, чтобы прочитать эту скороговорку с досадой, например: Мы очень быстро съездили в город. Нам досадно, что не успели побыть на представлении. (В цирке).

При анализе некоторых произведений я организую работу так, чтобы дети глубже вникали в подтекст. Чем лучше читающий чувствует за формой текста его подтекст, тем правдивее и ярче донесет идейный замысел до слушателя, Так, в сказке «Два Мороза» слова старшего брата Мороза Синего носа, будь по-твоему дети читают с иронией и насмешкой. Ведь старший брат знал заранее, что крестьянина не заморозить.

Закреплению и совершенствованию навыка выразительного чтения помогает чтение по ролям и инсценирование произведений. Хорошо инсценируются из книги "Книги для чтения" (1 кл.) такие рассказы, как: "Живая шляпа" Я. Носова. '"Телефон" К.И. Чуковского, "Синие листья", 'Три товарища", "Хорошее" В. Осеевой и др.

Обучая детей выразительному чтению, я тем самым провожу определенную воспитательную работу, побуждая детей мысленно жить вместе с героями произведения; радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Такая работа дает положительные результаты уже в 1 классе.

Чтение - предмет универсальный предмет. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова.

В дальнейшем наши питомцы с удовольствием будут читать художественную и научно-популярную литературу, будут успешно учиться по всем предметам.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»