Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Сысоева Ирина Андреевна
Класс: 2
Дата:______________
Предмет: литературное чтение
№ урока по расписанию: 1
Тема урока: Н.Н. Носов. "Живая шляпа" (второй урок по теме).
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”
- формировать умение определять и анализировать композицию произведения;
- развивать умение анализировать характер и поступки героев;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
Формировать УУД:
- Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки герое с этическими принципами,
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.
Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.
Личностные: орформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пресказывать текст, работать в паре.
Основные понятия: план, выразительное чтение, пересказ по плану.
Межпредметные связи: русский язык.
Ресурсы: учебник “Литературное чтение” авт. Климанова Л.Ф., мультимедиа оборудование, презентация к уроку.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах.
Характеристика этапов урока.
Этап урока, технология проведения, цель. |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
предметные |
УУД |
||||
1. Орг. Момент. Психологический настрой. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. |
Самоконтроль готовности, настрой на работу.
|
Слайд 1. Каждый день – всегда, везде, На занятиях в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
|
|
Л: самоопределение. |
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. |
Организует разгадывание ребуса.
Организует диалог с обучающимися подводит учащихся к формулированию цели урока. |
Отгадывают ребус-загадку.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают выставку.
Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. |
Слайд 2. ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕП - Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово. - Догадайтесь, кто это? Почему? Слайд 3. -С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке? («Живая шляпа») -Какие рассказы Николая Носова вам знакомы? – Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему? – Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках. - Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали, какова же задача нашего сегодняшнего урока? Что мы будем делать, чему учиться?
|
Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений. |
П.: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Р.: -принимать и сохранять учебную задачу.
К.: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Проверка понимания произведения. Цель: актуализировать знания текста у детей, обратить внимание на некоторые детали, развитие логических операций (анализ, синтез, обобщение) |
Организует работу по картинкам на интерактивной доске, работу с текстом с помощью интерактивной доски, работу в парах. Контролирует выполнение работы в парах (решение анаграмм). Побуждает учеников к оцениванию поведения мальчиков.(с помощью пословиц) |
Отвечают на вопросы, объясняют почему данный предмет лишний, ищут ответы на вопросы в тексте, работают в парах с анаграммами |
Слайд 4. Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы. Слайды 5-7. Тест на содержание рассказа. Докажи словами из текста. Слайд 8.Разгадай анаграммы. Работа в парах. Слайд 10 -Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? – Как звали котёнка? – Как звали мальчиков– героев этого рассказа? -Чем занимались ребята? – Что вдруг случилось? – Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? – Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? – Кого же ребята испугались на самом деле? – Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков? Слайд 11. ( Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.)
|
Находят лишние предметы( внимание, логическое мышление), учатся доказывать предположение цитатой из текста, подбирают пословицу близкую по смыслу к содержанию рассказа. |
П.: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Р.: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
К.: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
4. Физкультминутка. |
Показывает упражнения |
Выполняют упражнения |
Слайд 9. Упражнения для глаз и для осанки. |
|
Л.: умение применять правила охраны своего здоровья |
5. вторичное чтение. Аналитико-синтетическая работа. Цель: учить делению текста на смысловые части, выделению главной мысли части, составлению плана. |
Организует деятельность по составлению плана: задает вопросы, читает. Организует чтение по ролям, жужжащее и выразительное чтение. Проводит необходимую словарную работу по ходу перечитывания и комментирования текста. |
Работают по заданию учителя: слушают чтение, читают по ролям, по цепочке, отвечают на вопросы, учатся озаглавливать каждую часть рассказа. Записывают план в тетрадь. Сравнивают составленный план с тем, что предложен в учебнике, оценивают результат своей работы. |
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. -Давайте вместе составим план рассказа. -Для чего мы составляем план рассказа? – Послушайте я буду читать начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки. ( чтение рассказа до слов “Что-то плюхнулось– упало на пол” ) – О чём эта часть рассказа? – Как можно озаглавить эту часть – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? А читатели? - Почему автор именно так построил свой рассказ? – Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. -Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки? – Как развивались события дальше?( Прочитаем вторую часть по ролям.) – Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор) – Подготовьте чтение( Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “^ Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.) – О чём эта часть рассказа? – Придумайте название этой части. – Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.) – О чём эта часть рассказа – Придумайте название этой части. – Прочитайте четвёртую часть по цепочке. – О чём эта часть рассказа – Придумайте название этой части. -Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? Посмотрите на план на доске.(Слайд 13) План 1. Котёнок играет. 2. Испуг. 3. Решение ребят. 4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы. – А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 5 с. 59. Молодцы мы с вами? |
Учатся составлять план рассказа, озаглавливать каждую часть. Отработка навыков выразительного(правильного, осознанного) чтения. |
П.: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Р.: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; К.: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
6.Физкультминутка. |
Показывает упражнения. |
Выполняют упражнения. |
– Погладьте себя правой рукой по голове, а левой– по животу, по часовой стрелке. Поменяйте руки. |
|
Л.: умение применять правила охраны своего здоровья |
7. Работа с текстом после чтения. Цель: обобщение знаний о рассказе. Занимательные упражнения. |
Организует игру блиц-опрос. Организует решение орфоргафической задачи. |
Отвечают на вопросы.
Решают орфографическую задачу |
Игра “Блицопрос”. Слайд 14 – Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа” (Дети отвечают на вопросы быстро): 1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу? 2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу? 3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? 4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику? 5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю? 6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха? – Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 15) К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа… Проверим, смотрите на доску.
|
|
П.: выбирать наиболее удобные способы Л.: понимать эмоции других людей,
|
8. Рефлексия. Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся. |
Организует рефлексию. Комментирует домашнее задание. |
|
Слайд 16. – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
|
|
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
|
9.Домашнее задание. |
Комментирует домашнее задение. |
Записывают домашнее задение |
-Для чего мы составили план? -какое будет ваше домашнее задание? |
|
|