Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическое пособие по проведению

 литературной игры по сказкам А.С.Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!»

Алексеева Анна Алексеевна

ГБОУ №254 Кировского района

Санкт-Петербурга

учитель начальных классов

 

Цель: формировать мотивацию чтения.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя.

2. Создать условия для воспитания интереса к творчеству Пушкина,

3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность, творческие способности, умение работать в коллективе.

 

Класс заранее делится на 5 команд.

Всему классу даётся задание читать сказки Пушкина.

 

На доске портреты поэта (взрослый и детский), выставка книг со сказками А. С. Пушкина,

Сундучок с предметами из сказок, карточки с половинками пословиц, 5 дубов из картона, жёлуди, «телеграммы» от героев, таблички с названиями сказок.

Проигрыватель и аудиозапись фрагментов оперы «Царь Салтан» Н.А.Римского-Корсакова.

 

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждая команда заняла место за своим столом. Посмотрите, что стоит на каждом столе? (у каждой команды на столе – дуб, вырезанный из цветного картона). За каждый правильный ответ команда получает жёлудь, который прикрепляется к дереву. - Почему именно дуб?

«Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...».

А как об этом сказано у Пушкина? Вспомнили?

Чтобы наше путешествие началось, давайте вспомним эти строки.

«У Лукоморья дуб зелёный…»

 

Биография

  1. Где родился А. С. Пушкин? ( В Москве)
  2. Когда мы празднуем день рождения поэта? (6 июня) А в каком году он родился? (1799)
  3. Как называлось учебное заведение, где учился Пушкин? (Царскосельский Лицей)
  4. Что вы знаете о предках поэта? (Его прадед Абрам Петрович Ганнибал был сподвижником Петра 1, а родом был из Африки).
  5. От кого маленький Саша узнавал русские народные сказки? ( От няни Арины Родионовны.)
  6. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (дети, скорее всего, скажут пять). Да, пять сказок он издал, а одна осталась в черновиках, незаконченной - «Сказке о медведихе».
  7. Какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде»).

 

  1. Литературная игра

1.«Телеграмма»

Каждая команда получает телеграмму, но она не подписана. Узнайте героев и сказку.

№1.Не могу приехать к вам, очень занят, «ещё пуще старуха вздурилась».

№2.Приду к вам, как только найду «такого, служителя не слишком дорогого».

№3.Скоро буду,

«Вижу я, что тут

Люди добрые живут;

Знать не будет мне обидно»

№4.Приплыву на корабле, после того, как

«чудный остров навещу».

№5. Не могу прибыть к вам,

Надо мнеи в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
отправляюсь я домой.

 

2.«Волшебный сундучок»

Посмотрите, ребята, нам прислали волшебный сундучок. В нем потерянные вещи героев сказок Пушкина. Мы должны найти хозяев. Будет еще лучше, если вы подтвердите свой ответ словами из сказки.

( предметы – яблоко, зеркальце, петушиное пёрышко, зайка, белочка, сеть, колпак со звёздочками)

 

3.«Хоровод сказок»

Следующее задание – каждой команде задаётся 5 вопросов, каждому ученику – по вопросу, если никто из команды не может ответить, вопрос переходит к следующей команде.

1.Как звали работника у попа? (Балда)

Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)

Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (звездочёт)

Кого убил стрелой князь Гвидон на острове? (коршуна)

 

Кто и где из героев сказки А.С. Пушкина жил ровно 30 лет и 3 года? (старик со старухой, в землянке)

2.Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)

К какому предмету обращалась царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)

Что не заплатила бесы попу? (оброк)

Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)

Сколько раз закидывал старик невод? (три)

3.За что работал Балда? (щелчки)

Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)

Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)

Сколько было сыновей у царя Дадона? (два)

С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)

4.Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)

Под кого бесенок залез? (под кобылу)

Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи

в золотой скорлупе)

Кто терпеливо выполнял чужие желания? (рыбка)

Что попросил звездочёт у царя Дадона? (шамаханскую царицу)

 

5.Кличка собаки, живущей у семи богатырей. (Соколка)

 

Имя королевича, нашедшего возлюбленную в хрустальном гробу. (Елисей)

 

Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)

Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

 

 

Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлёт меня.

Это строки из сказки братьев Гримм. Она называется «Сказка о рыбаке и его жене». Напоминают ли вам что-нибудь эти строки? Она использовалась Пушкиным при создании его «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сколько желаний было у старухи, перечислите какие. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской).Оказывается, сначаласказка была длиннее, старуха еще побывала «Римскою папой», а уж потом стала мечтать о морском владычестве.

Проходит другая неделя,

Вздурилась опять его старуха.

Отыскать старика приказала —

Приводят старика к царице,

Говорит старику старуха:

"Не хочу я быть вольною царицей,

Я хочу быть римскою папой!"

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

О чём эта сказка? Какие пороки в ней наказаны?

4.« Собери пословицы»

Каждой команде даются карточки с половиной пословицы. Дети должны найти подходящие по смыслу половинки, соединить.

- Много захочешь - последнее потеряешь.

- Много желать – добра не видать.

- Жадность всякому горю начало.

Жадность - что река: чем дальше, тем шире

Дай с ноготок, запросит с локоток.

5.«Волшебство и волшебники»

Как известно, сюжет о мёртвой (или спящей) царевне есть в фольклоре многих европейских народов. Многие писатели-сказочники использовали его для своих произведений. Назовите самые известные литературные сказки, главной героиней которых является спящая царевна. («Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая принцесса» Шарля Перро.) А как называется сказка А.С. Пушкина с таким сюжетом?

В сказках Пушкина много волшебных превращений, вспомните какие и запишите их. Даётся несколько минут на составление коллективного ответа. Затем ответы зачитываются, подводятся итоги. А каких героев сказок мы можем назвать героями-помощниками? Какие магические числа мы встречаем в сказках?

6.Музыка и сказка Следующий конкурс – музыкальный. Да-да, не удивляйтесь! Сказки Пушкина вдохновили композитора Римского-Корсакова, и он создал оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»

Послушайте маленький отрывок из «Сказки о царе Салтане», попробуйте догадаться какой герой и какой фрагмент сказки изобразил с помощью музыки композитор. (Полёт шмеля).

В этой сказке есть второстепенный герой, который поёт русскую народную песню. Кто это? (белка, «Во саду ли, в огороде»)

А вот как композитор изображает сражение, которое происходит на острове. Вспомните, какой эпизод сказки изображён в этом музыкальном отрывке. (Гвидон спас Царевну-Лебедь от коршуна)

 

7.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?

1)Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка, и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала»

(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке»

 

2)Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

« Сказка о царе Салтане...»

 

3)Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

(«Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе

Салтане...»

 

4)Царь Дадон к шатру спешит...

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов.

(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»

 

8.«Мы из одной сказки» Каждая команда получает конверт с карточками, на которых написаны слова из сказок, каждый вытаскивает не глядя одну карточку. Ваша задача – вспомнить, откуда эти строчки и подойти к тому столу, где прикреплена табличка с названием нужной сказки. (Задание строится таким образом, что в каждой команде дети получают строки из разных сказок)

1 команда

1 Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

 

 

2.Братец мой любимый,

Устал, бедняжка!

Отдохни, родимый.

 

3.Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

 

4.Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

 

5.В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на ней кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.

 

2.команда

1.Лебедь около плывёт,

Злого коршуна клюёт,

Гибель близкую торопит

И царевичу потом

Молвит русским языком.

 

2.Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

3.С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

4.Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу

5.Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.

 

 

3 команда

1.И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…

2.«Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье».
Живет Балда в поповом доме,

3..«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».

4.Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...

5.«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —

4 команда

1 Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю

2..День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.

3.Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты свой полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный

4.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

5.Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.

5 команда

1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

2.Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

3.«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

4.Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь.

5.Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.

 

 

Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. А теперь переверните таблички с названием сказок. ( На обратной стороне написаны слова «сказка», «ложь», «да в ней намёк», «добрым молодцам», «урок»).

Какими словами Пушкина мы закончим праздник?

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

Подведение итогов, награждение.

 

Использованные материалы:

1.Сборник А.С.Пушкин «Сказки»

2.Цинтон

www.ostashschool.ucoz.ru/

Вы уже поставили +1 этой странице. Отменить

Автор-составитель:

библиотекарь

МОУ «Осташевская СОШ»

Кухтина И.Б.

3.www.books.rusf.ru С.Рассадин, Б.Сарнов «В стране литературных героев»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»