Методическое пособие по проведению
литературной игры по сказкам А.С.Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Алексеева Анна Алексеевна
ГБОУ №254 Кировского района
Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
Цель: формировать мотивацию чтения.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя.
2. Создать условия для воспитания интереса к творчеству Пушкина,
3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность, творческие способности, умение работать в коллективе.
Класс заранее делится на 5 команд.
Всему классу даётся задание читать сказки Пушкина.
На доске портреты поэта (взрослый и детский), выставка книг со сказками А. С. Пушкина,
Сундучок с предметами из сказок, карточки с половинками пословиц, 5 дубов из картона, жёлуди, «телеграммы» от героев, таблички с названиями сказок.
Проигрыватель и аудиозапись фрагментов оперы «Царь Салтан» Н.А.Римского-Корсакова.
- Организационный момент
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждая команда заняла место за своим столом. Посмотрите, что стоит на каждом столе? (у каждой команды на столе – дуб, вырезанный из цветного картона). За каждый правильный ответ команда получает жёлудь, который прикрепляется к дереву. - Почему именно дуб?
«Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...».
А как об этом сказано у Пушкина? Вспомнили?
Чтобы наше путешествие началось, давайте вспомним эти строки.
«У Лукоморья дуб зелёный…»
Биография
- Где родился А. С. Пушкин? ( В Москве)
- Когда мы празднуем день рождения поэта? (6 июня) А в каком году он родился? (1799)
- Как называлось учебное заведение, где учился Пушкин? (Царскосельский Лицей)
- Что вы знаете о предках поэта? (Его прадед Абрам Петрович Ганнибал был сподвижником Петра 1, а родом был из Африки).
- От кого маленький Саша узнавал русские народные сказки? ( От няни Арины Родионовны.)
- Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (дети, скорее всего, скажут пять). Да, пять сказок он издал, а одна осталась в черновиках, незаконченной - «Сказке о медведихе».
- Какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде»).
- Литературная игра
1.«Телеграмма»
Каждая команда получает телеграмму, но она не подписана. Узнайте героев и сказку.
№1.Не могу приехать к вам, очень занят, «ещё пуще старуха вздурилась».
№2.Приду к вам, как только найду «такого, служителя не слишком дорогого».
№3.Скоро буду,
«Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно»
№4.Приплыву на корабле, после того, как
«чудный остров навещу».
№5. Не могу прибыть к вам,
Надо мнеи в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
отправляюсь я домой.
2.«Волшебный сундучок»
Посмотрите, ребята, нам прислали волшебный сундучок. В нем потерянные вещи героев сказок Пушкина. Мы должны найти хозяев. Будет еще лучше, если вы подтвердите свой ответ словами из сказки.
( предметы – яблоко, зеркальце, петушиное пёрышко, зайка, белочка, сеть, колпак со звёздочками)
3.«Хоровод сказок»
Следующее задание – каждой команде задаётся 5 вопросов, каждому ученику – по вопросу, если никто из команды не может ответить, вопрос переходит к следующей команде.
1.Как звали работника у попа? (Балда)
Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (звездочёт)
Кого убил стрелой князь Гвидон на острове? (коршуна)
Кто и где из героев сказки А.С. Пушкина жил ровно 30 лет и 3 года? (старик со старухой, в землянке)
2.Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
К какому предмету обращалась царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
Что не заплатила бесы попу? (оброк)
Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
Сколько раз закидывал старик невод? (три)
3.За что работал Балда? (щелчки)
Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
Сколько было сыновей у царя Дадона? (два)
С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
4.Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
Под кого бесенок залез? (под кобылу)
Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи
в золотой скорлупе)
Кто терпеливо выполнял чужие желания? (рыбка)
Что попросил звездочёт у царя Дадона? (шамаханскую царицу)
5.Кличка собаки, живущей у семи богатырей. (Соколка)
Имя королевича, нашедшего возлюбленную в хрустальном гробу. (Елисей)
Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)
Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)
Человечек Тимпе-Те, |
Это строки из сказки братьев Гримм. Она называется «Сказка о рыбаке и его жене». Напоминают ли вам что-нибудь эти строки? Она использовалась Пушкиным при создании его «Сказки о рыбаке и рыбке».
Сколько желаний было у старухи, перечислите какие. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской).Оказывается, сначаласказка была длиннее, старуха еще побывала «Римскою папой», а уж потом стала мечтать о морском владычестве.
Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха.
Отыскать старика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
"Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!"
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
О чём эта сказка? Какие пороки в ней наказаны?
4.« Собери пословицы»
Каждой команде даются карточки с половиной пословицы. Дети должны найти подходящие по смыслу половинки, соединить.
- Много захочешь - последнее потеряешь.
- Много желать – добра не видать.
- Жадность всякому горю начало.
Жадность - что река: чем дальше, тем шире
Дай с ноготок, запросит с локоток.
5.«Волшебство и волшебники»
Как известно, сюжет о мёртвой (или спящей) царевне есть в фольклоре многих европейских народов. Многие писатели-сказочники использовали его для своих произведений. Назовите самые известные литературные сказки, главной героиней которых является спящая царевна. («Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая принцесса» Шарля Перро.) А как называется сказка А.С. Пушкина с таким сюжетом?
В сказках Пушкина много волшебных превращений, вспомните какие и запишите их. Даётся несколько минут на составление коллективного ответа. Затем ответы зачитываются, подводятся итоги. А каких героев сказок мы можем назвать героями-помощниками? Какие магические числа мы встречаем в сказках?
6.Музыка и сказка Следующий конкурс – музыкальный. Да-да, не удивляйтесь! Сказки Пушкина вдохновили композитора Римского-Корсакова, и он создал оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»
Послушайте маленький отрывок из «Сказки о царе Салтане», попробуйте догадаться какой герой и какой фрагмент сказки изобразил с помощью музыки композитор. (Полёт шмеля).
В этой сказке есть второстепенный герой, который поёт русскую народную песню. Кто это? (белка, «Во саду ли, в огороде»)
А вот как композитор изображает сражение, которое происходит на острове. Вспомните, какой эпизод сказки изображён в этом музыкальном отрывке. (Гвидон спас Царевну-Лебедь от коршуна)
7.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.
Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?
1)Царь слезами залился
Обнимает он царицу
И сынка, и молодицу
И садились все за стол,
И весёлый пир пошёл
А царица вдруг пропала
Будто вовсе не бывала»
(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке»
2)Час обеда приближался
Топот по двору раздался
Входят семь богатырей.
Семь румяных усачей.
Все красавцы удалые
Великаны молодые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
« Сказка о царе Салтане...»
3)Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с травой морскою
В третий раз закинул он невод,
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня.
(«Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе
Салтане...»
4)Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов.
(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
8.«Мы из одной сказки» Каждая команда получает конверт с карточками, на которых написаны слова из сказок, каждый вытаскивает не глядя одну карточку. Ваша задача – вспомнить, откуда эти строчки и подойти к тому столу, где прикреплена табличка с названием нужной сказки. (Задание строится таким образом, что в каждой команде дети получают строки из разных сказок)
1 команда
1 Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня.
2.Братец мой любимый,
Устал, бедняжка!
Отдохни, родимый.
3.Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
4.Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
5.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на ней кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни.
2.команда
1.Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит
И царевичу потом
Молвит русским языком.
2.Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
3.С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
4.Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу
5.Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
3 команда
1.И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…
2.«Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
3..«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
4.Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
5.«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
4 команда
1 Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
2..День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
3.Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты свой полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный
4.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
5.Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
5 команда
1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
2.Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
3.«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
4.Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь.
5.Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. А теперь переверните таблички с названием сказок. ( На обратной стороне написаны слова «сказка», «ложь», «да в ней намёк», «добрым молодцам», «урок»).
Какими словами Пушкина мы закончим праздник?
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»
Подведение итогов, награждение.
Использованные материалы:
1.Сборник А.С.Пушкин «Сказки»
2.Цинтон
www.ostashschool.ucoz.ru/
Вы уже поставили +1 этой странице. Отменить
Автор-составитель:
библиотекарь
МОУ «Осташевская СОШ»
Кухтина И.Б.
3.www.books.rusf.ru С.Рассадин, Б.Сарнов «В стране литературных героев»