Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кондратьева Лариса Геннадьевна

 

Знакомство с поэзией нужно начинать с 1 класса. Именно с этого этапа можно включать

В уроки чтения большое количество стихов, во 2 классе вводить поэтические минутки на уроках чтения и русского языка, с помощью стихов осуществлять начальный этап грамматического разбора слов и предложений. И только после того, как убедимся, что стихи и поэзия в целом хорошо воспринимаются детьми, можно выделить поэзию в отдельный урок, основную цель которого определить как изучение стихов с их анализом, привитие любви к поэзии, развитие духовного и интеллектуального потенциала детей.

Во 2 классе учащиеся способны воспринимать стихи Пушкина, Фета, Тютчева,  Блока, учить их наизусть. Поэтические минуты во 2 классе и уроки поэзии важно проводить на максимально высоком уровне. Здесь необходим и предварительный настрой детей на урок, и применение фрагментов музыкальных произведений, созвучных теме.

Выбор музыкальных произведений зависит от содержания стихотворения.

Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта. Есть стихи, которые так слились с музыкой, что

без нее их трудно представить.

После прослушивания уместны вопросы:

-Удалось композитору передать то настроение, которое выражает автор стихотворения?

-Совпадают поэтическое и музыкальное произведения по чувству,

музыкальному настрою?

При первичном чтении не стоит давать никаких вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостности восприятия.

После первичного чтения небольшая пауза позволит учителю увидеть, как

воспринято стихотворение, а ученикам еще немного побыть в мире поэта.

Интонация первых слов или вопросов должна соответствовать настрою прочитанного стихотворения. Во многих случаях полезно начать с вопроса

об основном чувстве, выраженном в стихотворении, возникшем при его

слушании. Если прозвучало пейзажное стихотворение, то можно идти от

зрительного образа, который возник в сознании учеников:

-Что представляли, когда слушали стихотворение?

Учебная деятельность учащихся при слушании чтения учителя заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения, эмоциональной сферы сознания.

-Какие чувства и мысли вызывает данная картина? (событие, жизненное впечатление)

-В каких произведениях этого или других авторов раскрывается эта тема?

Сравните стихи.В процессе анализа стихотворного произведения необходима работа над выразительностью чтения. Важно посвятить ей особый этап урока, желательно с установкой на заучивание всего стихотворения или его отрывка. Работая над выразительным чтением, хорошо показать школьникам, что большая часть стихотворения или его отрывка может остаться в памяти на самом уроке, если быть внимательным читателем, вслушиваться и вдумываться в поэтические строки, последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности.

Предлагаю детям следующие советы для заучивания стихов наизусть:

-никогда не учите стихи построчно;

-внимательно прочитайте стихотворение, обязательно вслух, два-три раза,

стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк;

-после этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть,

сразу выяснится, что уже запомнилось.

-восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительного чтения;

-присоедините к первому четверостишию второе, сверяясь с текстом.

Таким образом, выучите стихотворение целиком. Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге.

Обязательно повторите стихотворение вечером или утром.

На уроке учителю необходимо уделять особое внимание дикции и правильной модуляции голоса, пытаться помочь понять мысли и чувства

авторов стихов. Если же дети читают не только, что запланировано по теме,

то желательно поощрять их стремление к индивидуальному подходу.

Основной тематической направленностью должны быть любовь к природе, Отечеству, верность дружбе.

 

Владение младшими школьниками знаниями и умениями,

необходимыми при работе над лирическими стихотворениями

 

Здесь отражены результаты эксперимента, который состоял из восьми заданий. Задания были даны учащимся 3А класса. Задания были направлены на выявление конкретных знаний и умений учащихся: уметь читать, понимать лирические стихотворения; знать и уметь находить в лирическом

стихотворении изобразительные средства языка.

В процентах указано количество учащихся, которые выбрали тот или иной ответ.

Задание 1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи

нагоняя…», ответьте на вопросы:

-Когда ты читал, слушал эти стихи, чей голос тебе представлялся?

-Какую музыку ты слушал?

Цель:определить соответствие ассоциаций, возникающих при чтении лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта.

 

Проанализировав ответы учащихся, можно сделать следующие выводы:

1.     Прочитав стихотворение А.С.Пушкина, дети услышали голос

а) ветра, вьюги, севера- 43 %;

б) А.С.Пушкина-22%;

в) родного человека-13 %;

г) волшебника- 4 %;

д) птицы- 4 %;

е) не ответили- 4 %.

Возможно, детям представлялся голос ветра и вьюги только из описания зимы, а не из-за понимания переживаний автора. Те, кто услышал голос

Пушкина, возможно, поняли, что в стихотворении отражены именно его

переживания, поэтому эта ассоциация более соответствует переданному в

произведении. Наиболее соответствующим чувствам и переживаниям А.С.

Пушкина являются ассоциации с голосами близких людей и волшебника,

так  как в стихотворении отражены любования русской природой, радость по поводу зимы.

2.     Такой дети представили музыку:

а) плавная;

б) веселая;

в) грозная;

«Грозная»- ответили -35 %. Он верно передает настроение стихотворения.

Веселая же плавная музыка способна усилить его красоту. 65 % школьников через музыку смогли показать свое понимание чувств и переживаний, возникших у поэта.-

-Найдите сравнение в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень».

-В произведении А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» найдите слова,

без которых стихотворение потеряло свою красоту.

Цель: определить уровень умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка. Анализ ответов показал, что не все

дети усвоили, что такое сравнение. Вместо них написаны эпитеты и

даже синонимы, или антонимы к словам из стихотворения.

-Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С.Пушкина «Вот

север, тучи нагоняя…», соблюдая логические ударения и паузы.

                             …  Вот север, тучи нагоняя,

                              Дохнул, завыл – и вот сама

                                Идет волшебница зима.

Цель: установить уровень владения навыками выразительного чтения

лирических стихов. Большинство учащихся неплохо справились с заданием

Уровень владения навыками выразительного чтения высокий.

- Дома найдите стихи о зиме, подберите и выпишите рифмы.

- Используя подобранные рифмы, попробуйте сами сочинить стихи о зиме.

У большинства детей хорошо развито ассоциативное мышление; многие

Понимают содержание небольших стихотворений, но встречаются с

Трудностями при работе со стихами большого объема, уровень владения понятиями низкий, многими выполняются требования к выразительности

чтения.

При работе над стихотворением С.Есенина «Черемуха» дети дают словесную картину.

- В ясный солнечный день на дне оврага стоит большая, вся в цвету, черемуха. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью. Цветы черемухи белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи

кудри.

-Прочитайте четверостишие, где описывается ручей. Как поэт описывает

цвет и звучание ручья?

Дети дают словесную картину ручью.

-Как вы понимаете следующие слова:

Душистая ( ароматная, благоухающая, пахучая ).

Ветки золотистые ( цветы выглядят золотистыми от солнца и желтизны тычинок ).

Вкрадчиво ( здесь: ласково, нежно ).

Круча (крутой берег ).

Гремучая волна (ручей гремит, шумит, хотя и маленький )

Вкрадчиво песенки поет (голос ручья может быть и нежным, убаюкивающим).

Рассмотрите рисунок к стихотворению. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал стихотворение? Почему? Помогает ли нам рисунок лучше понять стихи поэта? (Ответы детей ).

Подумайте, с каким настроением надо читать это стихотворение?

В процессе анализа стихотворного произведения необходима работа над его выразительным чтением. Важно посвятить ей особый этап урока – желательно с установкой на заучивание всего стихотворения или его отрывка. Работая над выразительным чтением, хорошо показать школьникам,  что большая часть стихотворения, может остаться в памяти

на самом уроке, если быть на уроке, вслушиваться и вдумываться в поэтические строки. Последнее чтение стихотворения на уроке должно быть

особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его,

ощущение праздника.

 

 «Каждое поэтическое произведение в зависимости от его особенностей

потребует своей логики анализа. Иногда нам поможет вопрос, как переосмыслены в стихотворении жизненные впечатления поэта…  Иногда основой анализа станет вдумывание в смысл названия».

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»