Кондратьева Лариса Геннадьевна
Знакомство с поэзией нужно начинать с 1 класса. Именно с этого этапа можно включать
В уроки чтения большое количество стихов, во 2 классе вводить поэтические минутки на уроках чтения и русского языка, с помощью стихов осуществлять начальный этап грамматического разбора слов и предложений. И только после того, как убедимся, что стихи и поэзия в целом хорошо воспринимаются детьми, можно выделить поэзию в отдельный урок, основную цель которого определить как изучение стихов с их анализом, привитие любви к поэзии, развитие духовного и интеллектуального потенциала детей.
Во 2 классе учащиеся способны воспринимать стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Блока, учить их наизусть. Поэтические минуты во 2 классе и уроки поэзии важно проводить на максимально высоком уровне. Здесь необходим и предварительный настрой детей на урок, и применение фрагментов музыкальных произведений, созвучных теме.
Выбор музыкальных произведений зависит от содержания стихотворения.
Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта. Есть стихи, которые так слились с музыкой, что
без нее их трудно представить.
После прослушивания уместны вопросы:
-Удалось композитору передать то настроение, которое выражает автор стихотворения?
-Совпадают поэтическое и музыкальное произведения по чувству,
музыкальному настрою?
При первичном чтении не стоит давать никаких вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостности восприятия.
После первичного чтения небольшая пауза позволит учителю увидеть, как
воспринято стихотворение, а ученикам еще немного побыть в мире поэта.
Интонация первых слов или вопросов должна соответствовать настрою прочитанного стихотворения. Во многих случаях полезно начать с вопроса
об основном чувстве, выраженном в стихотворении, возникшем при его
слушании. Если прозвучало пейзажное стихотворение, то можно идти от
зрительного образа, который возник в сознании учеников:
-Что представляли, когда слушали стихотворение?
Учебная деятельность учащихся при слушании чтения учителя заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения, эмоциональной сферы сознания.
-Какие чувства и мысли вызывает данная картина? (событие, жизненное впечатление)
-В каких произведениях этого или других авторов раскрывается эта тема?
Сравните стихи.В процессе анализа стихотворного произведения необходима работа над выразительностью чтения. Важно посвятить ей особый этап урока, желательно с установкой на заучивание всего стихотворения или его отрывка. Работая над выразительным чтением, хорошо показать школьникам, что большая часть стихотворения или его отрывка может остаться в памяти на самом уроке, если быть внимательным читателем, вслушиваться и вдумываться в поэтические строки, последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности.
Предлагаю детям следующие советы для заучивания стихов наизусть:
-никогда не учите стихи построчно;
-внимательно прочитайте стихотворение, обязательно вслух, два-три раза,
стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк;
-после этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть,
сразу выяснится, что уже запомнилось.
-восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительного чтения;
-присоедините к первому четверостишию второе, сверяясь с текстом.
Таким образом, выучите стихотворение целиком. Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге.
Обязательно повторите стихотворение вечером или утром.
На уроке учителю необходимо уделять особое внимание дикции и правильной модуляции голоса, пытаться помочь понять мысли и чувства
авторов стихов. Если же дети читают не только, что запланировано по теме,
то желательно поощрять их стремление к индивидуальному подходу.
Основной тематической направленностью должны быть любовь к природе, Отечеству, верность дружбе.
Владение младшими школьниками знаниями и умениями,
необходимыми при работе над лирическими стихотворениями
Здесь отражены результаты эксперимента, который состоял из восьми заданий. Задания были даны учащимся 3А класса. Задания были направлены на выявление конкретных знаний и умений учащихся: уметь читать, понимать лирические стихотворения; знать и уметь находить в лирическом
стихотворении изобразительные средства языка.
В процентах указано количество учащихся, которые выбрали тот или иной ответ.
Задание 1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи
нагоняя…», ответьте на вопросы:
-Когда ты читал, слушал эти стихи, чей голос тебе представлялся?
-Какую музыку ты слушал?
Цель:определить соответствие ассоциаций, возникающих при чтении лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта.
Проанализировав ответы учащихся, можно сделать следующие выводы:
1. Прочитав стихотворение А.С.Пушкина, дети услышали голос
а) ветра, вьюги, севера- 43 %;
б) А.С.Пушкина-22%;
в) родного человека-13 %;
г) волшебника- 4 %;
д) птицы- 4 %;
е) не ответили- 4 %.
Возможно, детям представлялся голос ветра и вьюги только из описания зимы, а не из-за понимания переживаний автора. Те, кто услышал голос
Пушкина, возможно, поняли, что в стихотворении отражены именно его
переживания, поэтому эта ассоциация более соответствует переданному в
произведении. Наиболее соответствующим чувствам и переживаниям А.С.
Пушкина являются ассоциации с голосами близких людей и волшебника,
так как в стихотворении отражены любования русской природой, радость по поводу зимы.
2. Такой дети представили музыку:
а) плавная;
б) веселая;
в) грозная;
«Грозная»- ответили -35 %. Он верно передает настроение стихотворения.
Веселая же плавная музыка способна усилить его красоту. 65 % школьников через музыку смогли показать свое понимание чувств и переживаний, возникших у поэта.-
-Найдите сравнение в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень».
-В произведении А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» найдите слова,
без которых стихотворение потеряло свою красоту.
Цель: определить уровень умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка. Анализ ответов показал, что не все
дети усвоили, что такое сравнение. Вместо них написаны эпитеты и
даже синонимы, или антонимы к словам из стихотворения.
-Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С.Пушкина «Вот
север, тучи нагоняя…», соблюдая логические ударения и паузы.
… Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Цель: установить уровень владения навыками выразительного чтения
лирических стихов. Большинство учащихся неплохо справились с заданием
Уровень владения навыками выразительного чтения высокий.
- Дома найдите стихи о зиме, подберите и выпишите рифмы.
- Используя подобранные рифмы, попробуйте сами сочинить стихи о зиме.
У большинства детей хорошо развито ассоциативное мышление; многие
Понимают содержание небольших стихотворений, но встречаются с
Трудностями при работе со стихами большого объема, уровень владения понятиями низкий, многими выполняются требования к выразительности
чтения.
При работе над стихотворением С.Есенина «Черемуха» дети дают словесную картину.
- В ясный солнечный день на дне оврага стоит большая, вся в цвету, черемуха. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью. Цветы черемухи белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи
кудри.
-Прочитайте четверостишие, где описывается ручей. Как поэт описывает
цвет и звучание ручья?
Дети дают словесную картину ручью.
-Как вы понимаете следующие слова:
Душистая ( ароматная, благоухающая, пахучая ).
Ветки золотистые ( цветы выглядят золотистыми от солнца и желтизны тычинок ).
Вкрадчиво ( здесь: ласково, нежно ).
Круча (крутой берег ).
Гремучая волна (ручей гремит, шумит, хотя и маленький )
Вкрадчиво песенки поет (голос ручья может быть и нежным, убаюкивающим).
Рассмотрите рисунок к стихотворению. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал стихотворение? Почему? Помогает ли нам рисунок лучше понять стихи поэта? (Ответы детей ).
Подумайте, с каким настроением надо читать это стихотворение?
В процессе анализа стихотворного произведения необходима работа над его выразительным чтением. Важно посвятить ей особый этап урока – желательно с установкой на заучивание всего стихотворения или его отрывка. Работая над выразительным чтением, хорошо показать школьникам, что большая часть стихотворения, может остаться в памяти
на самом уроке, если быть на уроке, вслушиваться и вдумываться в поэтические строки. Последнее чтение стихотворения на уроке должно быть
особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его,
ощущение праздника.
«Каждое поэтическое произведение в зависимости от его особенностей
потребует своей логики анализа. Иногда нам поможет вопрос, как переосмыслены в стихотворении жизненные впечатления поэта… Иногда основой анализа станет вдумывание в смысл названия».