Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока
по литературному чтению в 3 классе

Пушкин-моя отрада!

Злобина Светлана Сергеевна,
учитель ГБОУ школы № 217 имени Н. А. Алексеева
Красносельского района Санкт-Петербурга
Актовый зал: на журнальном столике портрет А.С.Пушкина с датами жизни и словами, на стене прикреплен плакат с эпиграфом, стенд с автопортретами, выставка книг, рисунков и работ детей по произведениям поэта.
Тип урока: урок обобщения.
Межпредметная связь: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.
Пояснение: Данный урок представлен в нетрадиционной форме проведения, так как способствует выработке познавательных интересов учеников через совместное рассуждение и к анализу происходившего. Коллективная работа на данном уроке способствует развитию диалога между участниками, где учитель лишь направляет поиск учеников.
Цели урока:
 
  1. Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина, расширение круга чтения.
  2. Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
  3. Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина с датами жизни и словами, автопортреты А.С.Пушкина, выставка книг, рисунков и работ детей.
 
Эпиграф: О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз!
Д.Кугультинов

Ход урока 
  1. Звучит песня «Как упоительны в Росссии вечера…»
(Выходят парами дети: мальчики в костюмах, а девочки в белых бальных платьях. Первая пара несёт подсвечники с зажженными свечами. Свечи ставятся к портрету А.С.Пушкина, дети рассаживаются за столы)
Слайд 2.
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – 1937
«Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу!»
 
Учитель: Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово!
Дорогие ребята, уважаемые гости!
Сегодня у нас большой и светлый праздник. Праздник поэзии, прекрасной прозы, и, конечно же, сказки, праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина, а зажженные свечи – это свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас, и наши сердца.
(Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик…)
Учитель: Дороги Пушкина.
Какие они родные!
Осенью размытые.
Летом пыльные.
Зимой – теряющиеся под снегом.
А весной – как большие реки.
Учитель: И начиналось все, как у всех, с дороги детства.
(Под музыку песни «Однозвучно гремит колокольчик…» звучат слова)
6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.
Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин, «Солнце русской поэзии».
(Звонят колокола) Слайд 3.
Ученик: Москва! Как я люблю тебя!
Святая родина моя!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва!…Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Учитель: Сказки Пушкина, лирика Пушкина – они всегда рядом с нами, с самого раннего детства. Ещё не умея читать, мы уже повторяли со слов бабушки или мамы
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В детстве, свои первые сказки, А.С.Пушкин услышал от няни Арины Родионовны. И Пушкин, любя её всем сердцем, посвящает стихотворение няне,
(читает ученик).Слайд 4.
(Выходит няня в сопровождении нескольких детей, одетых в русские народные костюмы. Няня усаживается на стул, начинает вязать, а дети рассаживаются вокруг нее).
Ученик 1: Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестив меня
Шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах…
Ученик 2: От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Няня (обращаясь к мальчику). Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу письмецо, чтобы приезжал поскорее, ангел мой, к нам в Михайловское, что я беспрестанно думаю о нем…
Ученик 3: Не грусти, нянюшка, послушай песню, которая написана на стихи
А.С.Пушкина.
(Дети поют песню «Зимний вечер»)
Ученик 4: Нянюшка, Арина Родионовна, расскажи сказку!
Няня (откладывает в сторону вязание). Хорошо, слушайте! Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по-своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что все государство одним зерном накормит; вторая, одним куском ткани весь мир оденет, а третья- родит тридцать три сына. Так вот царь женился на третьей.
Ученик 5: Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок:
Смеялся Пушкин говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
(Дети уходят и садятся за столы)
Учитель: «Какая прелесть эти сказки!» Я думаю, что здесь вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
(Выходит кот Баюн и читает отрывки из сказок)
Кот Баюн:
  1. «У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходят по цепи кругом»
(Поэма «Руслан и Людмила»)
  1. «Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море топить»
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
  1. «Царь с царицею простился,
В путь –дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна»
(Сказка о мертвой царевне…)
  1. «Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья»
(Сказка о царе Салтане…)
  1. «И потом неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон»
(Сказка о золотом петушке)
Учитель: Вот и вспомнили мы самые известные сказки. Подрастая, вы, ребята, знакомитесь с более серьезными произведениями поэта. Живут в нас пушкинские строки, слышится чудная музыка стихов.
Ученик 1: Стихотворение «В тот год осенняя погода…»
Ученик 2: Стихотворение «Вот север, чучи нагоняя…»
Ученик 3: Стихотворение «Зимнее утро»
Учитель: Ребята прочли три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение, какое именно? (Говорят дети: радостное, приподнятое, …)
Учитель: Это состояние поэта, высокий душевный настрой, прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым. Слайд 5.
 
 
Учитель: Не в таком ли состоянии он написал:
«И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут…»
Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, у него было и другое настроение: печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах.
(Звучит песня, в исполнении детей, на стихи «Зимняя дорога»)
Учитель: Я хочу вам показать портрет А.С.Пушкина другого художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать его после такой грустной песни?
(Говорят дети: на портрете поэт выглядит печальным, грустным) Слайд 6.
Учитель: Да, О.А.Кипренский сумел понять Пушкина. Он угадал его печали, мысли, мечты.
Об этом портрете сам Пушкин сказал «Себя, как в зеркале я вижу…».
Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что А.С.Пушкин рисовал самого себя. Когда Пушкин чувствовал одиночество, автопортрет получался грустным, а если ему было весело, то он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде. Слайд 7.
(Показ автопортрета А.С.Пушкина)
Учитель: Ребята, кто еще хочет через стихи выразить свою любовь к поэту.
Ученик: Отрывок из поэмы «Медный всадник». Слайд 8.
(Видеозарисовка о Санкт – Петербурге).
Учитель: Спасибо! Мы увидели прекрасный город на Неве и белые ночи, услышали прекрасные строки о величии нашей державы.
У каждого человека свой Пушкин, свои любимые строки. Ребята, вы уже знаете, что многие стихи, поэмы Пушкина легли в основу музыкальных произведений, их исполняют великие музыканты, певцы, не только в России, но и далеко за ее пределами. И нам не хватило бы всего урока, чтобы перечислить их.
Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своем творчестве к произведениям А.С.Пушкина?
(Говорят дети: стихи поэта очень музыкальны, они красивые, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства).
Учитель: Михаил Иванович Глинка сочинил по поэме «Руслан и Людмила»
одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в арии героя оперы – Руслана.
(Дети слушают арию Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял…» в исполнении Б.Штоколова)
Учитель: Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то в опере есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это?
( Дети: Черномор).
Учитель: Послушайте арию Черномора, а потом скажите, как музыка помогла представить этот персонаж?
(Дети прослушав, говорят о том, кто что себе представил: - Черномор
крадется; - Черномор важно и грозно шагает, а слуги несут его бороду; - когда музыка звучала громко, то Черномор кажется злым, а когда тихо, то представляется слабым и трусливым)
Учитель: Вот и познакомились мы с новыми и интересными произведениями великого русского поэта, вспомнили ранее изученные стихи.
Сейчас мы приближаемся к печальной календарной дате. В феврале, а если быть точнее, 18 февраля 1832 года А.С.Пушкин встретил женщину, о которой говорит:
«Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу словами…». Эти слова были обращены к Наталье Гончаровой, к женщине, которую любил больше жизни…Слайд 9.
И на одном из балов, через пять лет, защищая честь своей любимой, вызвал француза Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1937 года недалеко от Петербурга.
Слайд 10.
А.С.Пушкин был смертельно ранен и умер 10 февраля. Поэтому месяц февраль – считают месяцем памяти поэта.
Давайте мы, минутой молчания, почтим память поэта.
(Дети встают и слушают музыку Бетховена)
Учитель: Смерть поэта была большим горем для всей России. За полгода до гибели А.С.Пушкин написал стихотворение, где подводит итог своему творчеству.
Ученик: Стихотворение (читает) «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Слайд 11.
Учитель: Прошло два столетия, но творчество А.С.Пушкина не забыто. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей. Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Ребята, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне.
А сейчас свечи памяти гаснут, но слова
«Пока в России длится Пушкин,
Метелям не задуть свечу»
Никогда не погаснут в наших сердцах, они всегда с нами.
Мы благодарим всех, что память жива и поныне, а сейчас урок закончен.
Большое спасибо!
(Дети уходят под музыку «Свеча горела на столе»)
ЛИТЕРАТУРА
  1. “Сказка о золотом петушке” – Новосибирск: Детская литература, 1991.
  2. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – М.: Детская литература, 1982.
  3. “Сказка о рыбаке и рыбке” – М.: изд-во им. Сабашниковых, 1993.
  4. “Стихи и сказки” – М.: Детская литература, 1985.
  5. А. Пушкин “Сказка о царе Салтане” – Арес-ЛТД – Москва, 1992.
  6. А. Пушкин “Зимнее утро” – Ленинград: Детская литература, 1985.
  7. А. Пушкин “Зимняя дорога” – М.: Детская литература, 1972.
  8. А. Пушкин Стихи. – М.: Детская литература, 1975.
  9. Архив фотографий, картинок из фонда школьной библиотеки.

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»