Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование нравственных представлений
младших школьников в процессе чтения сказки

Кузовкина Дарья Николаевна

Нравственная сила, как и мысль, безгранична.
О. Бальзак

В современном мире нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного российского образования. Неслучайно политика государства в сфере образования уделяет особое внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Это связано с  тем, что многие социальные проблемы являются следствиями одной причины - непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неумения устанавливать свое взаимодействие со средой обитания, друг с другом.

Родители - первые и главные учителя ребенка. Именно в семье закладываются основы нравственного и духовного воспитания. Но на сегодняшний день родители не всегда выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию детей. Огромное влияние на школьников имеют средства массовой информации, телевидение и интернет. Зачастую все эти источники не несут никакой нравственной ценности и самым пагубным образом сказываются на нравственном развитии детей. Поэтому нравственное воспитание личности ребёнка - одна из наиболее важных задач школы.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для осуществления нравственного воспитания, ведь именно в этот период происходит становление и развитие личности ребенка. Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. Но также нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только хорошее знание учебных предметов и методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания является возникновение и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Нравственная культура младшего школьника определена тремя компонентами. Первый компонент мотивационный – нравственные социальные установки, ценности, ориентации и убеждения. При формировании готовности к саморазвитию нравственных черт важно, чтобы у младших школьников появилась потребность соответствовать требованиям социального окружения, возникла цель стать хорошим (быть добрым, щедрым, честным, справедливым, трудолюбивым, заботливым, отзывчивым, скромным, вежливым и т.д.) и испытывать от этого чувство удовлетворения. Второй информационный компонент составляет система нравственных знаний, который предполагает знакомство младшего школьника с нравственными качествами, такими как: доброта, щедрость, честность, справедливость, трудолюбие, заботливость, отзывчивость, скромность, терпение, вежливость. Третий компонент - операционный – система нравственных умений и навыков: умение сочувствовать, соблюдать правила поведения, умение вежливо общаться с окружающими и т.д. [1, с 12]

Приоритетным направлением на пути становления нравственного мира ребенка являются уроки литературного чтения. Они могут оказывать огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей.

На уроках литературного чтения используются методы и приемы, которые являются источниками ориентации учащихся на нравственные ценности. К ним относятся:

а) чтение произведения, при котором центром его анализа становится судьба героя, его характер, авторская позиция; 

б) написание сочинений;

в) работа с незаконченными предложениями, когда ученик оценивает события или героев, прогнозирует свое поведение в похожей ситуации, обосновывает свою точку зрения;

г) систематический анализ пословиц, которые хранят богатый человеческий опыт, способствуют не только обогащению словарного запаса, но и нравственному развитию личности, углубляя понимание нравственных ценностей;

д) установление взаимосвязи сюжета произведения с реальным событием, происходившим с учащимися класса, окружающими или учителем и др.

Особую роль в формировании нравственных ценностей у младших школьников играет сказка. Со сказками ребенок знакомится в самом раннем возрасте. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. В сказках дети узнают о добре и о зле, о том к чему приводят те или иные поступки героев. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. 

Все существующие сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные и бытовые. Общими чертами всех этих сказок являются борьба добра со злом, присутствие положительных и отрицательных героев, победа добра над злом. 

Сказка развивает воображение и формирует эстетическое отношение к действительности. Она требует вдумчивого, неторопливого чтения, она всегда сложнее, чем кажется на первый взгляд, и потому помощь родителей, воспитателей, учителей необходима детям. Пересказ, акцентирование впечатления детей на значительных эпизодах, описаниях, репликах будит фантазию ребенка и делает мир сказки многогранным и близким. Сказка всегда открывает широчайший простор для размышлений, сопоставлений, она может и должна служить источником самоотождествления для детей и понимания ими окружающего мира. Она не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. [2]

Одна из основных форм работы со сказкой - это ее анализ. Размышляя, почему именно так поступают герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя эти поступки со своими представлениями и жизненным опытом, дети учатся при анализе сказки самостоятельно извлекать из нее нравственные уроки.

Основной методический путь формирования навыков анализа — вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах. Вдумчивое чтение и перечитывание текста позволяют подробнее останавливаться на определенных, ключевых моментах в произведении, подробнее разбирать сложные, непонятные слова, играющие важную роль в данном тексте. Например, дети читают сказку « Лиса и журавль» и сталкиваются с «трудным» выражением « несолоно хлебавши». Учитель может предложить детям самим догадаться о значении этого выражения или предложить им заглянуть в словарь и там узнать значение этого выражения. Перед чтением сказок о животных можно напомнить  о повадках этих животных, показать их иллюстрации. Например, при чтении сказок о лисе можно сказать о том, что лиса - это хищник. Она охотится на мелких зверьков: зайцев, мышек-полевок, сусликов и других. Далее можно рассказать о характерных лисьих повадках. Лисы осторожны, внимательны, хитры, выносливы. После данной беседы дети знакомятся со сказкой и сравнивают поведение лисы в жизни и в сказке. Можно предложить детям прочитать несколько сказок про конкретное животное ( если речь идет о лисе, то можно предложить следующие сказки : «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», « Волк и лиса», « Лиса, заяц и петух»), а затем предложить сделать сравнительную таблицу в которой будут отражены особенности повадок данного животного в жизни и сказках.

Еще одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе.

Проигрывание литературных произведений на уроках чтения включает в себя несколько этапов работы.

  • Первый этап работы : выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой. 
  • Второй этап работы : первичное знакомство со сказкой. На этом этапе дети читают сказку, обсуждают ее с учителем. При обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей. 
  • Третий этап работы: разделение учащихся на группы для проигрывания литературных произведений. Одна группа — зрители; вторая — действующие лица. Учитель распределяет роли между учениками, раздает  им текст; готовится необходимый. 
  • Четвертый этап: проигрывание произведения.
  • Пятый этап: беседа с детьми. После проигрывания произведения обсуждаются характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, нравственные качества героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей-зрителей назвать, какие именно действия соответствуют тем или иным нравственным качествам. Необходимо, что бы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо.

В результате такой работы школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев литературных произведений и свои. 

Следующий метод, который можно использовать при работе со сказкой, - это метод незаконченного чтения литературных произведений. При использовании такого метода детям читается отрывок определенного текста. После чтения отрывка проводится анализ содержания. Затем школьники самостоятельно завершают его. В данном случае важно принять и проанализировать все варианты продолжения; показать учащимся многоаспектность решения нравственной проблемы; помочь им увидеть несколько подходов к ситуации, когда каждый из них является творческим. После этого можно выбирать наиболее понравившиеся варианты, а затем сравнить с авторским окончанием произведения. В результате планомерного проведения такой работы ученик постепенно учится выбирать из множества альтернативных решений то, которое наиболее приемлемо для него в данной ситуации и воспринимается им как нравственное.

Разнообразные формы и методы, используемы на уроках, позволяют более эмоционально воспринимать те или иные произведения. Активно участвуя в работе, дети лучше воспринимают произведения, переживают те же эмоции, что и герои этих произведений. Таким образом, школьники учатся сочувствию, сопереживанию и состраданию, а эти качества имеют большое значение в системе нравственного воспитания.

Список используемой литературы:

  1. Полякова Л. В. Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе.  Москва 2004г.
  2. Хрестоматия. Сказки народов мира. Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей: Сост. И автор предисловия К. М. Нартов/ Вступит. статья  С.К Нартовой-Бочавер/ Послесловие А.М Гуревича.- М.: Институт практической психологии, 1996.-439с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»