Особенности звукобуквенного разбора в начальных классах
Чиркова Анастасия Юрьевна
Общая задача школьного образования – это воспитание всесторонне развитой личности. Одна из необходимых характеристик развитой личности – наличие у неё диалектико-материалистического мировоззрения, в частности понимание материалистической природы языкового знака. Словесные знаки, как и всякие другие, воспринимаются нашими органами чувств. Материальную природу языкового знака составляет его звучание.Чтобы развивающийся индивид приобрёл со временем научно-материалистические взгляды, учитель должен последовательно перестраивать мышление младшего школьника, в сознании которого значение языкового знака и его материальная, звуковая, оболочка слиты воедино. Для ребёнка звучание слова как нечто самостоятельное не существует, ему ещё нужно раскрыть эту сторону языковой действительности.
Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма. Действительно для того, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию, фонетические способности помогают нам по интонации улавливать смысл, который говорящий вкладывает в высказывание (одобрение, негодование, порицание и другое). Фонетические знания и умения необходимы и для усвоения произносимых норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность.
Фонетические умения – необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.
На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели их в книгах. Представление же о звуках (в отличие от букв) до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребёнка.
Поэтому правильно поступают те учителя, которые до того, как перейти к работе со звуками, проводят с первоклассниками беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.
Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К. Д.
Он писал: «При чтении каждой отдельной группы слов должно налегать на отчетливое произношение каждого звука, насколько это возможно по развитию детского органа речи».
«Дитя в состоянии - звук по звуку, буква по букве прочесть и написать каждое слово, - все это, конечно, медленно и с трудом» .
Надо «приучить его язык к произношению отдельных звуков» .
«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания» .
К.Д. Ушинский считал не только возможным, но и полезным «приучать учеников к тому, чтобы делать, казалось бы, невозможное - выговаривать согласные без помощи гласных. Но... это вовсе не невозможно и полезно даже для навыка языка» ... «приучить язык ученика к произношению отдельных звуков», а затем «при чтении каждой отдельной группы слов... налегать на отчетливое произношение каждого звука, насколько это возможно по развитию детского органа речи» .
Изучив лингвистические труды по теории письма, Д. Б. Эльконин пришёл к выводу, что система обучения чтению (воссозданию «звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели») целиком зависит от характера письменности. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. В настоящее время обучение грамоте по любому букварю начинается с добуквенного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики .
Одним из условий успешного освоения фонематически значимых характеристик согласных является правильная формулировка учебных заданий в работе со звуками.
Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действий для ученика.
С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка можно представить в виде трёх групп:
1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, шмель, день. Слова этой группы чаще всего односложные, построенные по схеме: согласный, гласный; согласный непарный по звонкости – глухости. Сюда же условно относим двусложные слова, если в безударном слоге находится звук [у], который всегда представляет фонему < у >: труба, дуга… Можно отнести к этой группе двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: горы, раны, рыбы…
2. Слова, состоящие из звуков в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса… Эти слова не представляют сложностей для звукового разбора. Работая с ними, ученик, который умеет читать и писать, не попадает в ситуацию выбора ориентиров (на что опираться: на звук или на букву), так как звуковая и буквенная формы слов совпадают.
3. Слова, которые имеют в своём составе звуки в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: мороз, стена, ёж… Среди этих слов есть такие, которые, безусловно, следует анализировать, в том числе и в младших классах, а есть такие, которые лучше не брать для фонетической .
Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, – это фонетический разбор.
Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором во всех классах понимается звукобуквенный разбор. Однако в методики различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звукобуквенный) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.
Собственно, звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.
Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства учащихся с буквами становится звукобуквенный разбор .
В учебнике Рамзаевой Т.Г. для 3 класса предлагается порядок звукобуквенного разбора слов на форзаце:
1. Напиши слово, поставь знак ударения.
2. Определи, сколько слогов в слове.
3. Сколько гласных букв и сколько согласных?
4. Какой звук обозначает согласные буквы: звонкий или глухой, мягкий или твердый.
Образец записи:
Льдинка – 2 слога, 6 звуков, 7 букв; 2 гласных, 4 согласных, [л ] - звонкий, мягкий; [д ]– звонкий, мягкий; [н ] - звонкий, твердый; [к ]– глухой, твердый.
Как видим, под фонетическим разбором понимается звукобуквенный анализ.
Составители учебника Русский язык 2. класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. предлагают такой порядок звукобуквенного анализа слова:
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Раздели слово на слоги.
3. Прочитай ударный слог.
4. Прочитай безударные слоги.
5. Назови звуки, какими буквами они обозначены.
6. Дай характеристику звуков.
7. Сосчитай, сколько в слове звуков, сколько букв.
В данной системе обучения “Школа 2100” по программе Бунеевых Р.Н. и Е.В. в период обучения грамоте дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ доступных слов.
Основные требования к умениям второклассников: производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах.
Таким образом, в данной программе под фонетическим разбором понимается звукобуквенный .
Я использую такой порядок звукобуквенного анализа :
1)Прочитайте слово, поставьте ударение.
2)Определите сколько гласных звуков и какими буквами они обозначены
3) Разделите слово на слоги.
4)Назовите слог на который падает ударение
5)Назовите безударные слоги
6) Сосчитайте, сколько в слове звуков, сколько букв.
7)Дайте характеристику звуков