Воспитание эмоциональной отзывчивости
на уроках чтения в начальной школе
В своей работе воспитательный процесс я сторю так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого сплошь и рядом встечаются в жизни. Но условия для этого можно создать и специально в игре. учении, труде, творчестве. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета. Урок - место постоянных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной и коллективной работе, учится слушать, понимать и взаимодействовать с товарищами по классу, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь.На уроах дети переживают чувство радости от процесса получения новых знаний,, огорчения от неудач, ошибок. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого - умелые руки, тети ловок, подвижен, третий хорошо рисует, поет и т. д. Большую роль в воспитании эмоциональной отзывчивости играют уроки литературного чтения.Герои детских книг заставляют юных читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Задача учителя - помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературного чтения, но и поразмышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если были бы на месте героев.
Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
-думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Восприятие художественного произведения младшими школьниками - сложный для них процесс. Он должен быть целостным, в его работе участвуют все анализаторы. Организация и установка восприятия текста - это мастерство педагога. Как правило, я создаю настрой, исходя из уровня эмоциональной готовности школьников, который складывается из состояния здоровья, нравственных отношений друг к другу. Все эти состояния корректируются мною, и создаётся установка на восприятие художественного произведения. Этому способствует использование наглядности (картины, иллюстрации к текстам), музыкальное сопровождение, использование образов - персонажей для драматизации, маски героев, костюмы, презентации.
Морально-эстетическое воздействие прочитанного текста зависит от характера беседы по содержанию. Вопросы учителя должны касаться разных сторон произведения, развивать у учеников память, воображение, мышление и речь. Беседа по содержанию произведений способствует воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия, помогает лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Дети с большим интересом передают свои мысли, чувства, своё стремление к творчеству.
Важную роль в совершенствовании процессов самопонимания и навыков самовыражения играет подготовка творческих работ на заданную тему, чаще всего в форме сочинений-миниатюр, которые выполняются на уроках. Такие работы должны содержать описание своих субъективных состояний в конкретных жизненных ситуациях, где актуализируются соответствующие эмоции.
Очень важно на уроках использовать следующие приемы:
- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.
Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, для развития воображения используются также приём словесного рисования или иллюстрирования.
Включение в уроки музыкальных произведений, живописи помогает эмоционально насторить ребят возбудить интерес к теме урока.
Закончить мне хочется словами Нестора- Летописца: " Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей".