Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с текстом как основной способ формирования
читательской грамотности младших школьников

Межерицкая Анна Викторовна
 «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» (В.А.Сухомлинский) 
 Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Читательская грамотность лежит в основе умения учиться.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991. Г. Оно означает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения, в среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень восприятия текста, но и умение его анализировать. Анализ текста должен представлять совместную работу учителя и учащихся.
Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу. Поэтому самые первые тексты — это самые простые тексты, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.
Для развития фактическое понимание информации в тексте знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль.
 «Чтение между строк». По ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Однако не лишним тут будет обсудить прочитанное и убедиться, что и ребенку все ясно. Например, спросить, что испытывает герой? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.
 Прогнозирование сюжетных ходов и поступков героев. Это подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. 
Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.
Есть задания, направленные на умение концентрировать внимание на самом важном.
Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, можно дать им текст по теме урока с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами.      
  Все вышеперечисленные приемы помогут ребенку понимать текст, работать
с текстом, развивать его читательскую грамотность.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»