Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные технологии формирования навыков
смыслового чтения у младших школьников

Коноплева Алла Петровна
В современной жизни  умение читать не может сводитьсялишь к овладению технической стороной  чтения. Чтение - это постоянно развивающийся процесс: совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, котороедолжно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуацияхдеятельности и общения. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.
В ФГОС одним из требований, которые должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы является: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах» [6].     
Таким образом, умения работать с текстами, анализировать их являются основой для развития читательской компетенции учащихся.
Навыки работы с текстами формируются на уровне начального общего образования как междисциплинарные  умения в системе универсальных учебных действий.Л.П.Федоренко  принадлежит мысль об использовании текста как основы создания  речевой среды на всех этапах школьной жизни [7]. 
На начальном уровне образования эта основа закладывается на уроках литературного чтения,  русского языка и входящих в систему русского языка уроках по развитию речи.
Первоначальное понимание о тексте, как структурной единице формируется на уроках русского языка и в дальнейшем трансформируется в одну из составляющих читательской компетенции.  Поэтому, именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все задачи обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Одной из главных целей образовательной деятельности в данном направлении являетсявыявление наиболее эффективных технологий и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Данная цель реализуется через решение задач:
1) анализ научно-теоретических аспектов понятия «текст», необходимых для эффективной работы учителя начальной школы;
2)определениетрадиционных и современных технологий используемых на уроках русского языка, основанных на работе с текстом и способствующих развитию речевых и читательских компетенций учащихся;
3)собор тематического текстового материал, используемого для практической работы.
Основные направления  работы  можно условно определить по формуле: сложившийся опыт работы с текстом + технологии на основе системно-деятельностного подхода = повышение результативности смыслового чтения.  
В ПООП  НОО по русскому языку одним из  разделов является раздел “Связная речь”. В нём  центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста,  создание собственных высказываний.
   Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине прошлого века на пересечении ряда наук. За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция, как самого понятия «текст», так и подхода к тексту. Если  проанализировать современные контрольно-измерительные материалы, то можно обнаружить, что большая часть работ строится на основе текста. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и определяют смысловое чтение учащихся.
Рассмотрим понятия самого слова «ТЕКСТ».
1. Предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. д., напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.
2. Слова к музыкальному сочинению.
3. Типографский шрифт размером около 8 мм  [1].
Текст- это результат речевой деятельности в устной или письменной форме, реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного предложения. Гальперин в качестве основных признаков текста называет:
Завершенность.
Структурно-композиционное и композиционно-прагматическое
единство компонентов [3].
Текст - всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть отрывков из них) [5].
В первом случае слово «текст» определено как многозначное. Именно поэтому оно  интересно для учителя.  Второе определения указывает на многообразие текстов и указывает на то, что текстом является пословица, состоящая из одного предложения.
Текст стал рассматриваться  как единица знаковой системы языка в 60-70 г. и  выделились две единицы, два объекта исследования:
1) микротекст - это любой завершённый отрывок литературного произведения;
2) макротекст - законченное речевое произведение, как повесть, роман, газетная или журнальная статья, научная монография, документы различного рода и т.п. В качестве текстов рассматриваются также части целого речевого произведения - главы, параграфы, абзацы.
     Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
Текст — это высказывание на определённую тему;
В тексте отражено развитие мысли. Предложения расположены в определённой последовательности.
В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
К тексту можно подобрать заголовок;
Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец [3].
Задания, которые направлены на выявление понимания, что такое текст, определение темы текста, могут быть сформулированы следующим образом:
  • Прочитай группы предложений. Какая у них общая тема (о чём они)?Обведи маркеры возле тех групп предложений, которые  являются текстом.
  • Определи основную мысль каждого текста и запиши в таблицу (можно использовать «главные» предложения из текста).
  • Подумай, какую группу предложений можно «распутать» и превратить в текст. Поменяй предложения  этой группы местами и запиши текст.
  • Зачеркните  лишние слова, которые не относятся к понятию «текст».
  • Найдите «не текст».
  • Коллективное составление текста. Составьте текст с помощью «волшебного» кубика. На гранях кубика записаны предложения. Первое предложение нашего рассказа записано на доске. Подбери следующее предложение и отдай кубик товарищу. У вас должен получиться связный текст. Данное задание можно выполнять по рядам, передавая кубик. После выполнения задания проверить и обсудить три текста.
  • Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.
  • Найдите в тексте рассказа предложение, которое может быть заголовком. Если не нашли, придумайте заголовок сами [Приложение 1].
     Основные, конструктивные признаки текста -  целостность и связность. Это достигается за счёт того, что каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то информацию. Отталкиваясь от «данного», сообщаем «новое».  Новое – основное сообщение,  данное – служит для связи предложений. В нём повторяется часть предыдущего высказывания.
 Цепная (последовательная, линейная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Могучий красавец постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше. Могучий красавец постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.
Цепная связь: лось- могучий красавец.
 При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются.  Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении, детализируют обобщенно сформулированную тему.
Как сказочные замки, поднимались к небу утёсы. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Между кедровых ветвей прыгали юркие белки.
Как правило, текст, особенно объёмный не строится с использованием какого-либо одного типа связи. В тексте наблюдаются комбинированные связи в зависимости от конкретных задач автора. Работа по составлению линейных цепочек позволяет сформировать навык контроля  над отсутствием повторов при составлении текстов.
Задания, направленные на формирование умений устанавливать связи между предложениями, могут быть сформулированы следующим образом:
  • Линейная связь. Придумайте следующие предложения к первым двум так, чтобы получился текст. Можно пользоваться предложенной цепочкой.
  • Представь, что ты сотрудник журнала. Отредактируй текст: зачеркни неудачные слова и сверху запиши новые.
  • Составь цепочку к тексту. Какие слова вы использовали для сцепления предложений в данном тексте.
  • Вместо точек вставь пропущенные слова.
  • Параллельная связь. Можно ли составить цепочку к данному тексту? Выделите из каждого предложения главные (опорные слова). Определите единую тему, которой они связаны.
  • О чем каждое предложение в этом тексте. Какой единой темой связан весь текст [Приложение 2].
Смысловое ядро текста – это тема  Важными признаками текста признаются цельность (целостность) и связность. Целостность и связность – эти, по существу основные, конструктивные признаки текста. Они отражают содержательную и структурную сущность текста. Связность и цельность – непременные качества текста, которые проявляются в целесообразно построенном тексте. Целостность -  ключевые слова, тематическое единство (макротемы, микротемы), последовательность в изложении.  
      В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более дробные, на абзацы. Абзацы выделяются красной строкой. Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
       Абзац служит для выделения основной микротемы,  для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
      Определенную информацию о содержании произведения несёт заголовок. Он должен быть максимально простым, отражать суть самого текста. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения.
      Ключевые слова – (опорные) – важные слова в тексте, которые называют имена героев, их основные действия, место, время, где происходят события. Их называют сильными позициями текста В каждой микротеме (абзаце) могут быть свои ключевые слова, которые будут отвечать общей теме текста в целом.
Текст можно озаглавить по теме или основной мысли. Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, его оценка изображаемого [3].
Задания, направленные на определение микротем текста, составление плана, подбор заголовков к тексту. 
  • Подберите заголовок к тексту (из предложенных).
  • Выберите наиболее точный заголовок к рассказу.
  • Составьте текст из 3-5 предложений по заголовку.
  • Составление плана (цитатного, картинного). Подбери рисунки (картинки) к предложениям в тексте. Сколько частей получилось. Составь подписи к каждому рисунку (подбери слова из предложений к каждому рисунку). Запиши их.
  • Нарисуй словесные картины к тексту. Сколько картин получилось.
  • Переставь части текста в логическом порядке в соответствии с планом.
  • Как менялось настроение героя. Составь мимический план. Различные эмоциональные состояния могут изображать ученики у доски или они изображаются графически[Приложение 3].
Понятие «тип текста» в настоящее время принято как рабочий термин в современных исследованиях по теории текста, в частности в лингвистике текста. Расхождения в толковании понятия «тип текст» ещё достаточно велики.
Наиболее устоявшиеся классификации:  повествование, описание, рассуждение. 
 Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. Рассуждение – тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры.
 Композиция рассуждения обычно имеет следующие части: тезис, то есть та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство, аргументы; вывод, то есть подтверждение тезиса.
Смысловые разновидности рассуждения: 1) обоснование признака; 2) действия; 3) обусловленного действия; 4)оценочного состояния; 5) возможности, необходимости.
Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи.
Повествование – смысловой тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Главный признак повествования – динамичность, активность, подвижность.
Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.
Основная функция повествования – информативная (сообщить, рассказать).
Описание – тип речи, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений  природы, предметов, лиц, окружающей обстановки.
     Особая группа  текстов - тексты, в которых описываются и сравниваются предметы, люди, животные – это сравнительные описания. Сравнительное описание строится двумя способами. 1 – одновременно производится описание и сравнение одного и того же признака у разных предметов (лиц, явлений). 2 – вначале описывается один предмет (лицо, явление), затем другой – в сравнении с первым.
      Текст, в котором сравниваются и описываются чьи-либо характеры – это сравнительная характеристика. В таких текстах даётся пояснение: чем похожи, чем не похожи, что общего у объектов описания.
    Поскольку чистые типы повествования, описания, рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа» [3].
Существуют разновидности типов речи. Например, рассказ — одна из разновидностей повествовательного типа речи.
Задания, направленные на формирование умений определять тип текста.
  • Определи тип текста. В правой колонке таблицы поставь соответствующую буквуП, О, Р.
  • Ты – фотограф. Сколько фотографий можно сделать к каждому тексту (повествование, рассуждение, описание). Расскажи, что изображено на твоих фотографиях.  К какому тексту нельзя сделать фотографий. Почему? Попробуй, может у тебя получится.
  • Определи по заголовку (теме) тип текста.
  • Найди в тексте элементы описания, повествования, рассуждения и выдели их разными цветами.Тексты могут быть представлены в электронном виде.
  • Объедините два текста в один.Тексты могут быть представлены в электронном виде.
 
  • Написание мини-сочинений по заданному типу текста и теме[Приложение 4].
Существует понятие «первичный», «вторичный»  текст.
Текст, который сочинил автор – первичный. Текст, который создан на основе уже существующего – вторичный. Учащийся должен уметь преобразовывать текст  в устной и письменной формах.
Примеры заданий, направленные на формирование умений преобразовывать текст:
  • Редактирование текстов.
  • «Раскрашивание» текстов с помощью эпитетов, метафор, олицетворений.
  • Сокращение текстов.
  • Перевод лингвистических сказок [Приложение 5].
     Вершиной обучения письменной связной речи по праву считается сформированность у детей умения составить текст, то есть готовность к выражению содержания, соответствующего данной теме и подчинённого основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определённой последовательности: восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом),аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов) [4].
Таким образом, теоретическую основу обучения работе с текстом в начальной школе составляют понятия:
  • Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания  и особенности его строения связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца).  На уровне начального образования – это понятие о тексте, его отличие от группы предложений, основная мысль и смысл текста, деление текста на смысловые части.
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.).
  • Грамматические детали текста.   Анализ слов как частей речи, анализ принципов их построения в предложениях, установление связей слов в предложениях, предложений в тексте.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе.
Основные метапредметные связи всего учебного процесса – это сформированность читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. С целью достижения этого результата необходимо уделять достаточное внимание работе с текстом не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка. Дети  учатся осмысленной работе с текстом, пониманию его структуры, установлению логических и грамматических связей.  Работа с текстом на уроках русского языка– это один из способов формирования читательской компетентности.
Литература
  1. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов.- СПб.:»Норинт»,1998. – 1536 с.
  2. Мали Л.Д, Арямова  О.С, Климова С.А. Уроки развития речи в 1-4 классах: поурочное планирование и дидактические материалы. – Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ: Профиздат: 2007. – 191с.
  3. Методика преподавания русского языка в школе: краткий курс лекций.  Лекция 10. Теория и методика обучения связной речи.  [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-1100400.html
  4. Новикова С.А., учитель начальных классов.  Работа с текстом в начальной школе. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://snovikova2010.narod.ru/happy_birsday/rabota_s_tekstom.pdf
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка:70000 сл./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 1990. – 921с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [Электронный ресурс] - М., [2016]. - Режим доступа: http://www.edu-murman.ru
  7. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973. – 105 с.
Приложение 1
Прочитай группы предложений. Какая у них общая тема (о чём они)?
•             Любой, даже самый маленький сад – это огромная страна. Любой цветок в саду – чей-то дом. Стоит только присмотреться повнимательнее, и обыкновенное покажется таинственным: залопочут лепестки, заворчат жуки и серенаду споёт перламутровая лягушка. Любая жизнь – это сказка, которую можно рассказывать бесконечно.
•             Шевельнулся лепесток цветка. В его сладкой пыльце притаилась пушистая пчёлка. Она собирает нежный нектар. Пчела трудится, а цветок дремлет.
•             Растения могут быть цветковыми и нецветковыми. Издавна люди выращивают съедобные растения. Плоды содержат семена. Корни всасывают из почвы воду и минеральные соли. Некоторые растения можно рассмотреть только в микроскоп.
•             Пчёлы способствуют опылению. Пока пчела на цветке собирает нектар и пыльцу, часть пыльцы прилипает к её ногам и телу. Перелетая на другой цветок, пчела опыляет его. Пчёлы в ульях превращают нектар в мёд.
•          Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.                            
            Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
            Лёгкое, воздушное ветерку послушное.
1.         Обведи маркеры возле тех групп предложений, которые  являются текстом.
2.         Определи основную мысль каждого текста и запиши в таблицу (можно использовать «главные» предложения из текста).
3.         Подумай, какую группу предложений можно «распутать» и превратить в текст. Поменяй предложения  этой группы местами и запиши текст. 
Зачеркните  лишние слова, которые не относятся к понятию «текст». 
Исключите лишние слова:
Стихотворение, пословица, загадка, рассказ, поговорка, предложение, рифма, кроссворд, повесть, аннотация, роман, статья, доклад, беседа, письмо, пьеса, расписка, выступление. 
Составьте текст с помощью «волшебного» кубика.В тексте должно быть 7 предложений: одно записано на доске, остальные подбирают дети. Можно использовать стихотворный текст.
Ну и гроза была сегодня ночью!Гром гремел над самой крышей. От грохота у меня закладывало уши. Молния освещала всё вокруг. От её вспышек становилось светло, как днем. Я залез с головой под одеяло. Когда же кончится этот ужас? 
Медведь и осы.
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку - вот напасть-
Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Я.Козловский из книги "О словах разнообразных, одинаковых, но разных"
В пресных водоёмах Северной Америки живёт кайманова черепаха. Это крупный представитель класса пресмыкающихся. По способу питания кайманова черепаха – хищник. Процесс пищеварения у неё своеобразный. Черепаха раскрывает рот и выставляет язык, который похож на червяка. Язык из серого становится красным. Рыбы заплывают прямо в пасть к хищнику. 
Прочитай предложения и расположи их так, чтобы получился текст.
Вот и готов легкий круглый домик.
Мышонок отгрыз верхушку у тростника.
Концы он расщепил зубами.
Оторвал лист у самого стебля.
Потоптал крышу передними лапками.
Полоски листьев он положил на крышу своего домика.
Свой клад он перетащил через канавку.
Озаглавь текст.
Запиши текст.

Приложение 2
Придумайте следующие предложения к первым  так, чтобы получился текст. Можно пользоваться предложенной цепочкой.
Надя долго просила родителей  подарить ей на день рождения собаку. И вот наступил долгожданный день. Собака была необыкновенная. Сама вся белая-белая, а на лбу чёрное пятно. Лапы………..
Цепочка: собака – сама – у неё – собака – её – животное – собака. 
Представь, что ты сотрудник журнала. Отредактируй текст: зачеркни неудачные слова и сверху запиши новые.
Снег идёт.
  Я подошёл к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что снежинки танцуют. Танец снежинок был медленный. Но вот подул ветер, снежинки закружились быстрее.
  Жалко, что танец снежинок быстро кончился. Но зато вместо кружащихся снежинок на земле появился белый пушистый ковёр. А сзади, охраняя тишину, темнели деревья. 
Прочитай текст:
Мышонок пик решил построить домик.  ….выбрал несколько тростинок, влез на них, отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Потом …. принялся за листья.   ….отгрыз ….  у самого стебля. …. упал,  …. слез вниз, поднял передними лапами  …. и протянул сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев …. оттащил наверх и вплел в расщепленные концы тростника. В конце концов, у  .... получился легкий круглый домик.
  1. Вместо точек вставь пропущенные слова.
  2. Составь главную цепочку связей к этому тексту.  
Составь цепочку к тексту. Какие слова вы использовали для сцепления предложений в данном тексте.
В зоопарк привезли маленького львёнка. Он был в клетке один. Малыш скучал и скулил. Тогда в клетку впустили щенка. Добродушный Тобик подбежал к львёнку и лизнул его в нос. Малыш вскочил и стал гоняться за щенком. Началась весёлая игра. 
Можно ли составить цепочку к данному тексту? Выделите из каждого предложения главные (опорные слова). Определите единую тему, которой они связаны.
О чем каждое предложение в этом тексте?  Какой единой темой связан весь текст?
Дети шли к роднику по узкой тропинке. Над ними сияло холодное голубое небо. Как сказочные замки, поднимались к небу утёсы. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Между кедровых ветвей прыгали серые юркие белки.

Приложение 3
Подбери рисунки (картинки) к предложениям в тексте. Сколько частей получилось. Составь подписи к каждому рисунку (подбери слова из предложений к каждому рисунку). Запиши их.
Ёжик проснулся.
 Пришла весна. Солнце согрело землю.В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ешё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа т разбудил его. Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко.
(По Г. Скребицкому) 
Текст для составления мимического плана.
Кораблик.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду. — Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок — ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь! В. Сутеев (в сокращении)
 
Приложение 4 
Прочитай  тексты:
 1.  Определи тип текста. В правой колонке таблицы поставь соответствующую букву:
П – повествование
О – описание;
Р – рассуждение.
 
По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал.
К. Паустовский
 
 
В жизни каждого человека обязательно должна быть собака. Собака спасает его от опасности, скрашивает одиночество или просто побуждает к жизни скрытые силы, - нежные и трепетные, - силы любви ко всему живому.
Ю. Яковлев
 
 
Есть у меня пёс. Имя у него Бобка, а зовут его Вихляйка.  Он только чуть-чуть побольше  кота. Мордочка у него будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.
2.   Озаглавь тексты. Постарайся, чтобы по заголовку можно было определить тип текста.
 
Определи по заголовку (теме) тип текста.
Моя любимая игрушка.
Что я делаю в выходной день.
Какую пользу приносят насекомые? 
Найди в тексте элементы описания, повествования,рассуждения и выдели их разными цветами.
На проводе, совсем рядом от меня, сидит синичка.  Сидит синичка  и вытягивает головку то влево, то вправо. Грудка у неё жёлтенькая солнечная, а головка маленькая.При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошел к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни.
Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что оналовит ртом снежинки. Зачем она это делает? Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежки за мошкару и ловила. Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи». 
Объедините два текста в один.
Прочитайте текст. Докажите, что это текст. Определите тему этого текста. Писатель назвал текст «Пятёрки». Почему? Какого типа текст? Поставьте к нему вопрос. 
Пятёрки. Автор: Э. Ю. Шим
Утром первого сентября мы с Петькой и другие наши ребята шли в школу.
Дед Матвей выглянул из калитки и позвал Петьку:
— Ну-ка, ступай сюда. Бери подарок!
И протянул корзинку большущих яблок.
Петька сказал деду спасибо, а яблоками оделил всех ребят. Только хотел Петька откусить кусочек, как вдруг видит, что на красном яблочном боку стоит цифра «5».
Да тут и мы закричали:
— У меня на яблоке пятёрка!
— И у меня!
— У меня тоже...
У всех яблоки оказались помеченными. Не нарисована цифра, не накрашена. Просто кожура у яблока двухцветная: весь бок красный, а пятёрка — белая. 
Какого типа этот текст? Назовите признаки текста - рассуждения. Можно ли объединить оба этих текста? Какого типа текст получится? 
Почему появились на яблоках пятёрки? Оказывает

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»