Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Платонова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 557
 
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет  
Литературное чтение
Класс 4
Тема урока
 
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
 
Дидактическая цель

 
Создать благоприятные условия для ознакомления с стихотворением Д.Б. Кедрина «Бабье лето».
Планируемые образовательные результаты
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Л 1. Понимание особенностей поэтического текста
Л2.  Выражение своих чувств
 
 
 
 
 
 

 
МПознавательные
МП1.  Умение на основе анализа объектов делать выводы
МП2.  Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
МП3.  Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
 
МРегулятивные
МР1. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
МР2. Определять цель учебной деятельности с помощью или самостоятельно.
МР3. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
 
МКоммуникативные
МК1.Умение вступать в диалог
МК2.  Умение оформлять свои мысли в устной форме
МК3. Умение работать в паре, в группах
МК4.Читать вслух и про себя тексты учебников и другие художественные книги, понимать прочитанное.

 
П1.Познакомить со стихотворениемД.Б.Кедрина «Бабье лето».
 
П2.Уметь выразительно читать стихотворения.
 
П3.Уметь анализировать стихотворения.
Решаемые учебные
проблемы
(учебная задача)
 
Учить анализировать стихотворения. Видеть, описывать стих. Развивать выразительное чтение и воображение.

 
Основные понятия,  изучаемые на уроке Стихотворение, сравнение, олицетворение, рифма
Образовательные технологии, используемые на уроке
(в т.ч. рефлексивные технологии)
 
      Диалоговая технология, технология критического мышления,  рефлексивная
Вид используемых на уроке средств ИКТ
 
 
Компьютер, электронная доска, проектор
 

 
Образовательные ресурсы:
Для  учителя
  1. Литература
 
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс 2 часть
 
 
 
  1. Интернет-ресурсы
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
Для ученика Учебник, презентация.
 












































































































 
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Литературное чтение
 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
Ι. Организационное начало урока
(Организационный момент. Мотивация к работе.)
 
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок.
Проверьте готовность вашего рабочего места к уроку и садитесь на свои места.
Слушают
ΙΙ. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной проблемы.  
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему? - Лето, потому что летом тепло.
–А вам нравится погода осенью? Если да, то почему? - Мне погода осенью не нравится, потому что идут дожди
- Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.
 
- Осенью можно наблюдать, такое явление, как листопад.
- Осенью приятно гулять в парке
- Осенью красивая природа.

 
- Спасибо за ваши ответы. У любого времени года есть свои плюсы и минусы. Как оказалось, осень не так уж и плоха!
 
Слушают
- А кто из наших русских поэтов сильно любил осень? - Александр Сергеевич Пушкин
- Совершенно верно! А.С. Пушкин писал стихи об этом времени года!
- А любил он осень за буйство красок, за ее красоту, свежесть и даже за проливные дожди!
 

 
 
 
Слушают
- Сегодня на уроке мы продолжим работать в поэтической тетради.  
- Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь в стихотворении, с которым мы сегодня с вами познакомимся? - Речь пойдет об осени.
- Откройте учебник на стр. 118  
- Прочитайте название стихотворения. - «Бабье лето»
- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? - Это теплый период осени
- Верно! Бабье лето – это длительный период тёплой и сухой погоды в конце сентября или в первой половине октября  
III. Основной этап. Развитие умений (Освоение нового материала.)  
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето». Слушают
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 на Донбассе. Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина и другими поэтами.
Во время обучения в техникуме он литературным сотрудником местной комсомольской газеты.
После учебы переехал жить в Москву, где работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия».
Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.
К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…
Слушают
 Прослушивание стихотворения
(Аудиозапись)
Слушают
- Ваши впечатления от услышанного. Что представляли, когда слушали стихотворение?  - Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат
- Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? - Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета
- Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? - Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию
 
 - Чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.  
-  Что такое синонимы?  - Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению
- Сейчас вы будете работать в парах.
Перед вами лежат листочки, вам надо будет подобрать синонимы к словам :
- зябкий
-быстрый

 
- мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный
- стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный
 
- Давайте вспомним, что такое антонимы?
 

 
- Слова , противоположные по лексическому значению
- В парах подберите антонимы к словам.
 
- зябкий 
- поздний 

 
- Горячий, жаркий, знойный, тёплый
- Ранний
- Теперь давайте подумаем, что могут означать эти слова?  
- щёлка
- слаже
- пряжа
- заслоня
-  маленькая щель, отверстие
- слаще, приятнее, лучше
- нити , полученные прядением.
- закрыв, сделав невидимым , недоступным

 
- Что такое эпитет? - образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью
- Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе со словами, к которым они относятся. - Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы
- Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. «Дни прощального тепла»
«Паутинкам серебристым
Жить осталось два - три дня»

 
- Посмотрите на строфы этого стихотворения.
- Сколько строк входит в каждую строфу?

 
- В каждую строфу входит четыре строки.
- Как называется такая строфа? - Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем
- Прочитаем каждое четверостишье и попробуем понять настроение и чувства этого стихотворения  
- Наступило бабье лето —
 Дни прощального тепла.
 Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
 
- Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
 Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
 
- Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
 Жить осталось два-три дня.
 
- Сжалься, осень! Дай нам света!
 Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.
 
- Какое настроение в этом стихотворении? - Грустное
-Ребята,  я  предлагаю  вам  самим  побывать  в  роли  поэтов  и  сочинить стихотворение об осени.
стихотворение об осени.

 
 
- Вспомним, что такое рифма - Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание или несколько строк.
- На карточках даются рифмующиеся слова. Придумайте четверостишье с этими словами.
 
Пора
Опадают
Детвора
Вспоминает
Шелестят
Красиво
Наряд
Игриво
 
- Пример стихотворения:
 
Осень- милая пора
Листья опадают
Ходит в школу детвора
Лето вспоминает.
 
- Сейчас давайте прослушаем песню на стихи Д.Б. Кедрина «Бабье лето». Исполнитель В. Шорохов.  
IV. Домашнее задание
 
 
Выразительно чтение стихотворения Д.Б.Кедрина "Бабье лето"; написать мини-сочинение о бабьем лете.  
V. Итог, рефлексия  
- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? - Сегодня мы познакомились с стихотворением Кедрина «Бабье лето»
- О чем это стихотворение?

 
- Об осени
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Грусть, сожаление уходящего лета.
              - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? - Да
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Я бы оставил себе отметку…потому что….

 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»