Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
Платонова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 557
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 557
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 | |
Тема урока |
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | |||
Дидактическая цель |
Создать благоприятные условия для ознакомления с стихотворением Д.Б. Кедрина «Бабье лето». | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | ||
Л 1. Понимание особенностей поэтического текста Л2. Выражение своих чувств |
МПознавательные МП1. Умение на основе анализа объектов делать выводы МП2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. МП3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. МРегулятивные МР1. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника МР2. Определять цель учебной деятельности с помощью или самостоятельно. МР3. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. МКоммуникативные МК1.Умение вступать в диалог МК2. Умение оформлять свои мысли в устной форме МК3. Умение работать в паре, в группах МК4.Читать вслух и про себя тексты учебников и другие художественные книги, понимать прочитанное. |
П1.Познакомить со стихотворениемД.Б.Кедрина «Бабье лето». П2.Уметь выразительно читать стихотворения. П3.Уметь анализировать стихотворения. |
||
Решаемые учебные проблемы (учебная задача) |
Учить анализировать стихотворения. Видеть, описывать стих. Развивать выразительное чтение и воображение. |
|||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стихотворение, сравнение, олицетворение, рифма | |||
Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии) |
Диалоговая технология, технология критического мышления, рефлексивная |
|||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютер, электронная доска, проектор |
|||
Образовательные ресурсы:
Для учителя
|
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс 2 часть |
|||
|
|
|||
Для ученика | Учебник, презентация. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Литературное чтение |
||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | |
Ι. Организационное начало урока (Организационный момент. Мотивация к работе.) |
||
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок. Проверьте готовность вашего рабочего места к уроку и садитесь на свои места. |
Слушают | |
ΙΙ. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной проблемы. | ||
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему? | - Лето, потому что летом тепло. | |
–А вам нравится погода осенью? Если да, то почему? | - Мне погода осенью не нравится, потому что идут дожди | |
- Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны. |
- Осенью можно наблюдать, такое явление, как листопад. - Осенью приятно гулять в парке - Осенью красивая природа. |
|
- Спасибо за ваши ответы. У любого времени года есть свои плюсы и минусы. Как оказалось, осень не так уж и плоха! |
Слушают | |
- А кто из наших русских поэтов сильно любил осень? | - Александр Сергеевич Пушкин | |
- Совершенно верно! А.С. Пушкин писал стихи об этом времени года! - А любил он осень за буйство красок, за ее красоту, свежесть и даже за проливные дожди! |
Слушают |
|
- Сегодня на уроке мы продолжим работать в поэтической тетради. | ||
- Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь в стихотворении, с которым мы сегодня с вами познакомимся? | - Речь пойдет об осени. | |
- Откройте учебник на стр. 118 | ||
- Прочитайте название стихотворения. | - «Бабье лето» | |
- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? | - Это теплый период осени | |
- Верно! Бабье лето – это длительный период тёплой и сухой погоды в конце сентября или в первой половине октября | ||
III. Основной этап. Развитие умений (Освоение нового материала.) | ||
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето». | Слушают | |
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 на Донбассе. Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина и другими поэтами. Во время обучения в техникуме он литературным сотрудником местной комсомольской газеты. После учебы переехал жить в Москву, где работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава. К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась… |
Слушают | |
Прослушивание стихотворения (Аудиозапись) |
Слушают | |
- Ваши впечатления от услышанного. Что представляли, когда слушали стихотворение? | - Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат | |
- Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? | - Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета | |
- Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? | - Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию |
|
- Чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. | ||
- Что такое синонимы? | - Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению | |
- Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами лежат листочки, вам надо будет подобрать синонимы к словам : - зябкий -быстрый |
- мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный - стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный |
|
- Давайте вспомним, что такое антонимы? |
- Слова , противоположные по лексическому значению | |
- В парах подберите антонимы к словам. - зябкий - поздний |
- Горячий, жаркий, знойный, тёплый - Ранний |
|
- Теперь давайте подумаем, что могут означать эти слова? | ||
- щёлка - слаже - пряжа - заслоня |
- маленькая щель, отверстие - слаще, приятнее, лучше - нити , полученные прядением. - закрыв, сделав невидимым , недоступным |
|
- Что такое эпитет? | - образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью | |
- Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе со словами, к которым они относятся. | - Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы | |
- Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. | «Дни прощального тепла» «Паутинкам серебристым Жить осталось два - три дня» |
|
- Посмотрите на строфы этого стихотворения. - Сколько строк входит в каждую строфу? |
- В каждую строфу входит четыре строки. | |
- Как называется такая строфа? | - Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем | |
- Прочитаем каждое четверостишье и попробуем понять настроение и чувства этого стихотворения | ||
- Наступило бабье лето — Дни прощального тепла. Поздним солнцем отогрета, В щелке муха ожила. |
||
- Солнце! Что на свете краше После зябкого денька?.. Паутинок легких пряжа Обвилась вокруг сучка. |
||
- Завтра хлынет дождик быстрый, Тучей солнце заслоня. Паутинкам серебристым Жить осталось два-три дня. |
||
- Сжалься, осень! Дай нам света! Защити от зимней тьмы! Пожалей нас, бабье лето: Паутинки эти — мы. |
||
- Какое настроение в этом стихотворении? | - Грустное | |
-Ребята, я предлагаю вам самим побывать в роли поэтов и сочинить стихотворение об осени. стихотворение об осени. |
||
- Вспомним, что такое рифма | - Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание или несколько строк. | |
- На карточках даются рифмующиеся слова. Придумайте четверостишье с этими словами. Пора Опадают Детвора Вспоминает Шелестят Красиво Наряд Игриво |
||
- Пример стихотворения: Осень- милая пора Листья опадают Ходит в школу детвора Лето вспоминает. |
||
- Сейчас давайте прослушаем песню на стихи Д.Б. Кедрина «Бабье лето». Исполнитель В. Шорохов. | ||
IV. Домашнее задание |
||
Выразительно чтение стихотворения Д.Б.Кедрина "Бабье лето"; написать мини-сочинение о бабьем лете. | ||
V. Итог, рефлексия | ||
- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? | - Сегодня мы познакомились с стихотворением Кедрина «Бабье лето» | |
- О чем это стихотворение? |
- Об осени | |
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? | - Грусть, сожаление уходящего лета. | |
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора? | - Да | |
- Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Я бы оставил себе отметку…потому что…. |