Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Историко-стилистическое комментирование
при изучении басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

Бовина Ирина Леонидовна
     При обсуждении басни «Мартышка и Очки» учителю часто приходится сталкиваться с недопониманием или полным непониманием учениками её идеи. Скорее всего, причина такого непонимания кроется в том, что при внешней простоте и понятности, многие слова и выражения этой басни с течением времени получили переосмысление и воспринимаются современными детьми совсем не в том значении, какое в них вкладывал автор.
   Ошибочное понимание и толкование слов приводит к тому, что ученикам трудно понять позицию автора. Дети часто говорят, что в этой басне И.А. Крылов не даёт никаких оценок и читателю самому нужно судить о ситуации, описанной в произведении.   
   Принимая во внимание трудность восприятия, лучше всего обсуждать басню после того, как дети уже прочитают и проанализируют более доступные для понимания примеры басен Крылова ( «Лебедь, Щука и Рак») и будут иметь опыт объяснения басенной иносказательности и выявления позиции автора.
Урок начинается с с того , что учитель выразительно читает басню, а дети следят по тексту. Затем ученикам предлагается дать характеристику  басни, выделить композиционные и стилистические особенности.
   Дети уже знакомы с баснями и легко отметят, что басня хоть и похожа на стихотворение , на самом деле им не является , потому что , в отличии от лирического стихотворения, имеет сюжет, который можно пересказать своими словами.
    При обсуждении ученики заметят, или учитель обратит их внимание на то, что при чтении вслух возникает впечатление, что они слышат обычный рассказ знакомого человека о забавном случае, свидетелем которого он стал. Здесь нужно остановиться и объяснить ученикам ,что автор намеренно добивался такого такого эффекта, подбирая определённые слова и выражения , которые встречаются в разговорной речи. Этот приём называется стилизацией.
   Ученики получают задание самостоятельно попробовать найти эти слова и выражения в тексте басни. Хорошо , если будет возможность работать с басней ,делая карандашные пометки, т.к. это помогает лучше понять художественный текст,  быстро находить в тексте необходимые аргументы для ответов.
   Выполненное задание обсуждается вслух, ученики дополняют ответы друг друга, одновременно делая пометки в тексте. Обычно такое задание не вызывает затруднений. Дети находят разговорные выражения: «слаба глазами», «ещё не так большой руки», «так и сяк» и т.д. Но всё же эта работа не позволяет выявить  позицию автора и учитель предлагает ученикам поразмышлять на тему : «Почему автор  именно Мартышку делает главным персонажем своей басни?». Это задание может показаться трудным т.к. для современных детей мартышка уже не является редким экзотическим существом. Поэтому учителю нужно рассказать , что в те времена, когда И.А.Крылов писал басню, мартышка воспинималась иначе. Наблюдение за её повадками было одним из любимых развлечений людей разного возраста.
   Делая Мартышку главной героиней басни , автов уже с первых строк настраивает читателя на ожидание нелепых поступков с её стороны. Чтобы проверить это предположение, можно предложить детям маленький эксперимент: заменить в тексте басни Мартышку на Собачку, используя метод подстановки , и понаблюдать как изменится восприятие басни.
«Собачка к старости слаба глазами стала…»
   Дети сразу заметят, что стали жалеть Собачку, потому что с ней у них связаны совершенно другие ассоциации: это друг, защитник, помощник. Эсперимент показал , что выбор  персонажа не случаен и  в нём выражается позиция автора. Но этого не достаточно для полного понимания идеи произведения, поэтому нужно перейти к к более подробному анализу текста по методу медленного чтения «вслед за автором».
   Анализ басни проводится в форме беседы учителя с учениками. Дети по заданию учителя находят в тексте отдельные слова и выражения, а учитель даёт их подробное историко – стилистическое комментирование, которое позволяет правильно понять заложенный в них смысл.
   Учитель просит учеников найти в басне слова , описывающие действия Мартышки. Оказывается , она «слыхала», что для избавления от беды ей нужно «завести Очки». Обратим внимание детей нато, что слово «Очки» в басне пишется с большой буквы. Почему?  Во времена И.А. Крылова очки , как и другая оптика , были очень ценными. Каждую линзу обрабатывали вручную и этот процесс был очень долгим и трудоёмким.Позволить себе иметь очки мог далеко не каждый состоятельный человек. Написание слова «Очки» с заглавной буквы указывает на ценность этого предмета и таким образом сам предмет становитсяв своём роде  бессловесным действующим лицом басни.Мартышка же не способна понять, осознать ценность очков и употребляет легкомысленное словечко «завести». Дети подбирают к этому глаголу подходящие по смыслу слова : завести кошечку, завести хомячка и в то же время они понимают , что этот глагол не сочетается в сознании человека с ценными вещами. Ннельзя сказать «завести компьютер», «завести машину». Автор иронизирует над неспособностью Мартышки осознать важность и ценность приобретения и эта насмешка усиливается следующей строкой: «Очков с полдюжины себе она достала…».
   Учитель должен объяснить детям , что раньше дюжинами отсчитывали недорогие  галантерейные товары: пуговицы, носовые платки , булавки и т.д. И никак нельзя дюжинами считать такой ценный предмет как очки, но повторим ещё раз Мартышка не способна осознать ценности очков , поэтому считает, что полдюжины – как раз.
Надо обратить внимание детей на то, как приобрела Мартышка очки. Автор употребляет не подходящий для ситуации глагол «достала». Даже сегодня, когда очки перестали быть рекостью, прежде чем  их купить, нужно получить рецепт врача и сделать заказ в оптике. Слово «достала» говорит о том, что Мартышка купила очки без подбора да ещё и впрок. Важно, чтобы дети это поняли.
   Очки в любом случае не помогли бы Мартышке, даже если бы она умудрилась их правильно надеть т.к. она их себе «завела» и «достала с полдюжины». Поняв это, ученики могут посмеяться , читая как Мартышка пытается извлечь пользу из Очков.
«Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
Тоих понюхает, то их полижет»
Ученики заметят  , что автор употребляет здесь глаголы , которые не соотносятся с с таким предметом как очки. Но в классе могут найтись дети , которые пожалеют Мартышку и не будут над ней смеяться,ведь она просто не понимает как с очками нужно обращаться.Тогда предложим ученикам проанализировать отрывок из басни:
«Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них.»
В начале урока мы сказали , басня написана приближенным к разговорному стилем. Но то , что говорит Мартышка , даже к разговорному стилю отнести нельзя, это откровенная грубость и брань. Лучше всего персонажа характеризуют его слова и поступки, Мартышка откровенно высказалась и так же разделалась с ненужными теперь для неё уже очками:
«с досады и с печали о камень так хватила их , что только брызги засверкали.»
Мартышку жалеть совершенно не за что, автор даёт вполне законченный её портрет. Она груба и невежественна, в ней нет ничего достойного сочувствия и снисхождения. В конце басни автор позволяет себе ещё одну довольно злую насмешку над Мартышкой: она «с досады и с печали» «хватила» очки о камень. Печаль – чувство медленное, задумчивое, а глагол «хватить» означает сильный и резкий удар по чему – либо. Когда печалишься вряд ли захочется «хватить» что – нибудь. Автор показывает, что Мартышка не способна испытывать никаких чувств кроме злости и досады.
В конце беседы учитель просит учеников объяснить, почему для рассказа о Мартышке автор выбирает разговорный стиль,употребляет  слова с лексической несочетаемостью. Дети должны прийти к выводу, что с помощью этого автор ненавязчиво, но очень последовательно выражает своё отношение к главному персонажу и описываемому событию. После обсуждения басни и выяснения её смысла, учитель напоминает о том, что любая басня содержит мораль и предлагает  ученикам самостоятельно попытаться её сформулировать, а уже потом прочитать в учебнике.
В качестве домашнего задания учитель предлагает детям подумать над вопросом: встречаются ли сегодня ситуации , подобные описанной в басне. Где? Чем это может обернуться?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»