Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа над сказками как средство
воспитания и развития речи учащихся

Покрыщенко Елена Владимировна
Содержание:
  1. Значение художественной литературы для обучения и воспитания детей.
  2. О педагогической ценности чтения сказок.
  3. Приёмы работы над сказками.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.
Глава 1.
Художественная литература оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В нашей стране издаются великолепные книги для юных читателей. Мы, учителя, обязаны пробудить у детей интерес к чтению книги, сделать всё, чтобы каждый ученик испытал счастье открытия того прекрасного, что несут человеку книги.
Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал по всем предметам. Книга учит детей понимать людей, жизнь, обогащает их духовный мир, способствует развитию их творческого воображения, мышления, памяти, речи, одним словом, воспитывает всесторонне развитую личность.
В наши дни наблюдается снижение интереса к чтению, эмоциональная глухота части детей. К.Д. Ушинский в «Педагогической антропологии» писал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

 
Глава 2.
Развить эмоции, чувствования детей помогают сказки. Сказки, помещённые в «Книга для чтения», являются произведениями высокого искусства. Это богатый материал для развития речи и воспитания учащихся.
Мир сказок увлекательный для детей. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развёртываются события: Детей привлекают герои – смелые, сильные, находчивые, удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для младших школьников представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Образы в сказках колоритны, и в большинстве своём они чётко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважение и на злых, жадных, завистливых. После первичного чтения школьники уже могут проявить симпатии и антипатии к персонажам сказок. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т.е. зло наказано, добро восторжествовало.  Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.  В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. К.Д. Ушинский называл сказки «первыми блестящими попытками народной педагогики».
Сказка называет оценочные суждения школьников: в процессе анализа сказки они сталкивались с вопросами:
  • Что больше всего ценится в людях?
  • За что наказывают, а что поощряют?
Сказки помогают в воспитании нравственности ребёнка. Наивысшей похвалы и вознаграждений заслуживает трудолюбивый ребёнок, а ленивый вызывает насмешку – эта мысль звучит в русской народной сказке «Про радивую и ленивую»; за добро отблагодарят добром – к такому выводу приводит сказка Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка»; счастлив будет то человек, который всего добивается своим трудом, приносит людям радость, - об этом рассказывает русская народная сказка «Летучий корабль».
Сильной стороной сказок является их активная направленность на победу, торжество правды. Это нравится детям.
А.М. Горький так передаёт воздействие сказки: «От её слов всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса её песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса».
Сюжет сказки выдуман, но вывод всегда жизненен: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Очень важна познавательная сторона сказки. О своей жизни повествует сам народ. Из сказок дети узнают об особенностях жизни народа в опреденное время (их быте, труде, материальных лишениях), их думах и мечтах.
Велико значение сказок как средства развития речи. Текст сказки – прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Дети с желанием читают и рассказывают сказки, запоминают сказочные образные выражения, сравнения, эпитеты, своеобразный строй речи.
Глава 3. Приёмы работы над сказками.
Учителю при руководстве чтением сказок, необходимо опираться на специфику сказочного жанра, находить главное в «сказочном мире».
При работе с текстом необходимо уметь устанавливать:
  1. Комический и драматический характер сказочных событий;
  2. Умение видеть начало сказки – зачин;
  3. Умение определять место сказочного действия;
  4. Умение выделять противоположных героев по их поступкам;
  5. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению героев;
  6. Умение находить в тексте повторяющиеся эпизоды.
При чтении некоторых сказок можно определить бытовые, цветные, звуковые детали для характеристики героев. Это развивает воображение учащихся, наблюдательность, память.
Например, при чтении сказки «У страха глаза велики» оценочные бытовые детали несут смысловую нагрузку. В начале сказки детали дают характеристику сказочным героям («бабушка – старушка», «внучка – хохотушка», «курочка – клохтушка», «мышка – норушка»), развивая у читателей зрительное и слуховое восприятие бытовых деталей.
«У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка -из следа от поросячьего копытца».
Внимание при анализе произведений к таким бытовым деталям развивают чувство слова, обогащают речь, формируют чувство юмора. Ведь часто маленькая деталь в сюжете высвечивает главное, помогает понять смысл развивающихся событий, глубже охарактеризовать героев.
Приведу фрагмент урока чтения и анализа сказки «У страха глаза велики».
При первичном восприятии текста важно, чтобы дети обратили внимание на некоторые бытовые детали, что в дальнейшем (при анализе произведения) поможет им глубже воспринять содержание сказки, что очень важно при обучении умению пересказывать сказки.
С этой целью на уроке использовались картинки, иллюстрирующие содержание сказки.
На 1 картинке изображены бабушка – старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка и мышка – норушка. Они идут за водой, обращается внимание на размер вёдер.
На 2 картинке нарисованы яблонька, под ней сидит испуганный зайка с яблоком, которое упало ему на лоб.
На 3 картинке – медведище, которое выходит из леса.
На 4 картинке – страшный серый волк.
На 5 картинке – хитрая лиса, крадущаяся к добыче.
На 6 картинке – чёрный кот с выгнутой спиной.
7 картинка изображает зайку, убегающего от охотников с собаками.
При рассказывании сказки можно прикреплять картинки постепенно на магнитную доску. Дети с восторгом воспринимают рассказанную и одновременно показанную учителем сказку.
Зрительное и слуховое восприятие сосредоточило внимание детей на главном – преувеличенных страхах её персонажей.
После первичного чтения был задан вопрос:
  • Чем понравилась сказка?
    • Очень смешная сказка.
    • Смешно, как водоносы зайца испугались.
Далее идёт самостоятельное чтение, определение непонятных слов; выборочное чтение (по заданию ученики обращают внимание на слова, которые помогают выбрать нужную интонацию, чтобы при чтении передать испуг бабушки (охает), внучки (плачет), мышки (пищит), курочки (кудахчет).
Учитель подытоживает:
  • Итак, в доме переполох. А какое чувство вызывает у вас эта картина?
Учащиеся: Смешно, что испугались зайку. Пугаться было нечего.
Учитель предлагает обдумать, каким тоном следует читать слова сказочника (он тоже смеётся над водоносами). После такой подготовки отрывок выразительно читается по ролям, а потом воспроизводится по памяти. Здесь помогают и картинки на магнитной доске.
После выразительного чтения, а затем чтения про себя с целью подготовиться к пересказу, дети рассказывают сказку с использованием картинок, а затем самостоятельно.
Интересен приём создания «сказки наоборот» по картинкам с изменением их последовательности. Это не совсем новая сказка, в неё только вносятся элементы нового. Например, сначала идут 3,4,5,6,7 картинки, а потом – 2,3. Основное требование, чтобы герои оставались те же, только поменялись местами.
У учащихся начальной школы необходимо формировать способность к сопереживанию, умение находить в тексте повторяющиеся эпизоды и соотносить их с героями сказки (их характеристикой). Типично для сказочного мира число «3» (3 помощника, три брата и т.д.). Например, в сказке «Заячьи слёзы» выделяются 3 помощника главного героя.
Для того, чтобы сказка глубже действовала на эмоции первоклассника при первичном чтении сказки «Заячьи слёзы» лучшие использовать приём рассказывания с одновременным показом основных эпизодов.
Можно взять магнитную доску и поместить основной фон – лес, под ёлкой – избушка с берестяным петушком на крыше, пенёк, поляна. Зрительное восприятие этих предметов позволяет лучше запомнить место действия. Эта наглядность позволяет учителю выделить повторяющиеся эпизоды встречи.
Следующий этап работы – анализ и чтение сказки по частям. В этой сказке 5 частей:
  1. «Заячья доля – горькие слёзы»;
  2. «Лиса и заяц»;
  3. «Заяц, пёс Полкан и лиса»;
  4. «Заяц, баран и лиса»;
  5. «Заяц, петушок и лиса».
При анализе сказки большое внимание уделялось работе над языком, интонацией.
В заключении урока ребятам легко прочитать сказку выразительно. А домашним заданием здесь может быть инсценировка понравившегося эпизода из сказки (выполняют задание по звёздочкам).
В работе со сказками я часто применяю приём драматизации. Когда дети приходят в 1 класс они должны переключаться на учение, т.к. до этого их ведущим видом деятельности была игра. Чтобы облегчить этот переход на уроке использую игровые ситуации, например, драматизацию.
Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя слово, мимику, жест, движение и т.п.
Советский психолог Выготский объяснял пользу драматизации двумя причинами.  Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемая ребёнком, по словам Выготского, «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием», во-вторых, она «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой…».
Драматизация оказывает сильное воздействие на общее развитие детей, совершенствует их творческие способности.
Советские методисты (П.О. Афанасьев, Н.А. Щербаков) отмечали положительное влияние на драматизации на речь учащихся (обогащение словаря, выразительность). Этот приём помогает создать на уроке естественную речевую ситуацию, которая вызывает у детей желание обучаться.
Драматизация способствует формированию у детей эмоциональной сферы. В статье «Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению» Н.Н. Светловская пишет о том, что «учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определённого героя, проникаются тем или иным «авторским чувством», учатся эти чувства переживать, а не просто называть. И уроки чтения становятся уроками чувств».
Занятия искусством не только расширяют и углубляют эмоциональную сферу детей, но и воспитывают способность к управлению своими чувствами».
Драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии человека, что даёт основу о внутреннем состоянии человека, что даёт основу для формирования наблюдательности и чуткости. Целесообразное использование приёма драматизации помогает детям приобрести опыт общественного поведения.
Приведу примеры тех уроков, где использовались элементы драматизации.
При обучении грамоте первоклассники по серии картинок рассказывали русскую народную сказку «Репка». Я обратила внимание детей на мимику и жесты героев сказки, изображённых на картинках. Это нужно для того, чтобы дети по внешним приметам определяли эмоциональное состояние персонажей. Возможны такие вопросы:
  • Что делает дед на этой картинке? (Смотрит на репку);
  • Как он смотрит? Радуется или нет? (Многие отвечают, что радуется);
  • Подумайте, когда чешут затылок? Разве, когда радуются? А ну-ка, попробуйте сделать также.
Дети приходят к выводу, что дед озадачен, не знает, что ему делать с репкой. В русских народных сказках этот жест встречается часто, и детям нужно знать, что он означает.
Можно включить элементы драматизации в работе над сказкой «Лиса и волк».
Приведу пример работе над второй картинкой.
  • Рассмотрите картинку.
  • Что делает волк? Почему вы думаете, что он выпрашивает рыбу у лисы? (Обратить внимание на позу волка – изогнулся, протянул лапу).
  • А как ведёт себя лиса? (нарисована с высоко поднятым носом).
  • Сидя за партой, покажите, как выглядит волк. Вспомните, какие слова он говорит лисе. Покажите у доски, как волк выпрашивает у лисы рыбу.
  • Теперь сядьте, как лиса. Подумайте, что она отвечает волку и каким голосом покажите это у доски.
Этот приём в данном уроке помогает детям лучше почувствовать характеры героев, влияет на выразительность рассказывания.
Детям легко инсценировать сказку «Лиса и журавль». Это задание они могут выполнить самостоятельно, дома.
Учитель при проверке домашнего задания предлагает эпизод приглашения журавля в гости инсценировать.
  • Приглашая журавля в гости, лиса действительно хотела угостить его? Какие слова она говорила?
  • «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!». Лиса собиралась обмануть журавля.
  • Давайте разыграем сценку, как лиса приглашала журавля на угощение, собираясь его обмануть.
Учитель следит, чтобы «лиса» произносила слова с хитростью и обращалась к журавлю, а не к классу.
Здесь драматизация помогает обогатить речь учащихся оборотами, свойственными народной речи.
Включение инсценировки части произведения экономит время на уроке, т.к. если сказку разыграть целиком, не останется времени на другие виды работы.
Чтобы ученики 1-3 классов углубили практические представления о сказке как о жанре, о «чудесном мире» необходимо организовать чтение сказки так, чтобы дети от начала до конца находились в состоянии поиска.
Например, чтобы нацелить учащихся на первичное восприятие сказки «Гуси-лебеди», помочь осмыслить сюжет, выделить чудесные предметы, учитель говорит:
  • Героиня первой сказки, с которой мы сейчас познакомимся, оказалась в беде. Как это произошло, почему, кто ей помог, - обо всём этом вы узнаете, внимательно послушав сказку.
Дети с интересом слушают сказку, эмоционально реагируют на переживания девочки. Многое при первичном восприятии зависит от учителя, от выразительности, эмоциональности и глубины прочтения им сказки. Важно показать с помощью интонации, мимики невежливость, пренебрежительное отношение девочки к просьбе печки, яблоньки и молочной речки, выдержать глубокие паузы перед короткими, ёмкими фразами: «Печка ей не сказала», «Яблоня ей не сказала».
Очень важен эпизод «В избушке у бабы – яги». Здесь происходит переломный момент в сказке: девочка становится добрее, пересиливает свой страх.
Дальше, чтобы интерес к сказке не пропал, необходимо так организовать работу, чтобы дети вели самостоятельный поиск.
  • Почему сказка так необычно называется? Что за странные птицы гуси – лебеди?
  • Гуси – лебеди – сказочные волшебные силы.
Чтобы сформулировать негативное отношение к ним, можно предложить представить, как выглядят внешне гуси – лебеди (стая слуг бабы – яги). Для этого на магнитной доске помещаются изображения гуся и лебедя. Учащиеся пытаются соединить их мысленно и представить, как могли бы выглядеть волшебные гуси-лебеди.
По описанию детей получается птица с туловищем гуся, а шеей лебедя, лебедь с гусиной шеей.
Изображения гусей – лебедей прикрепляются на магнитную доску.
  • Какие чувства испытываете вы, глядя на эту стаю?
  • Их вид странный, неприятный. Они вредят людям.
Чтобы найти в сказке слова и выражения, которые часто встречаются в сказках, волшебные предметы и героев, учитель организует чтение – поиск. При чтении зачина дети быстро определяют часто употребляемое в сказках слово «жили – были». Эти слова помогают перенестись читателю в сказочный мир.
Дальше под руководством учителя дети читают эпизоды, где девочка встречается с чудесными предметами (печкой, яблонькой, молочной речкой).
Выясняют, почему не помогли эти предметы девочке в первый раз, а потом спасли её и братца.
Здесь же нужно обратить внимание детей на количество волшебных предметов (их 3, число три тоже часто встречается в сказках).
В заключении чтения сказки «Гуси – лебеди» первоклассники легко справляются с заданием учителя:
  • Почему печка. Яблоня и речка спасли девочку и её братца?
  • Девочка стала доброй, отзывчивой. Изменилось её поведение, она стала ласковой.
  • Девочка вежливая, она отблагодарила волшебные предметы.
Так, при чтении – поиске сказочных моментов дети сумели углубить и обобщить свои представления о сказке.
Глава 4. Заключение.
Работа над сказкой обогащает, активизирует детский словарь, развивает у учащихся умение выражать свои мысли, чувства, воспитывает любовь к природе, труду, человеку.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливает остроту впечатлений. Ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие героев.
Эта внутренняя активность – «жизнь вместе с героем» - как бы поднимает все душевные силы ребёнка, даёт возможность чувствами познать то, что он ещё не совсем может осмыслить разумом.

 
Список использованной литературы:
  1. Светловская Н.Н. «Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению». «Нач. школа», 1993, №10, с. 33.
  2. Кубасова О.В. «Приём драматизации на уроках обучения грамоте», «Нач. школа», 1985, №4, с. 21.
  3. Бибко Н.С. «Обучение первоклассников умению читать сказки», «Нач. школа», 1986, №4, с. 17.
  4. Борищук Н.К. «Воспитательное значение работы по развитию речи», «Нач. школа», 1982, №3.
  5. Сироткина Л.Е. «Развитие интереса к чтению», «Нач. школа», 1982, №10, с. 42.
  6. Неличенко Л.В. «Повышение интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения», «Нач. школа», 1986, №5, с. 28.
  7. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких».
  8. Пализаева Т.Г., Львов М.Р. «методика обучения русскому языку в начальных классах», Москва, Просвещение, 1979.
  9. Светловская Н.Н. «О чём надо помнить, обучая младших школьников чтению», «Нач. школа», 1988, №8, с. 88.
  10.  Бибко Н.С. «Изучение сказок, помещённых в разделе «Устное народное творчество», «Нач. школа», 1987, №5, с. 25

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»