Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные технологии мотивации в начальной школе

Ефременкова Наталья Борисовна
       Для контроля за процессом  мотивации были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС. Установленные требования позволяют определить уровень обучения. В результате каждый родитель может точно знать, насколько система образования эффективна и понятна его ребёнку. Сегодня каждое учебное заведение подгоняет программу под соответствующие стандарты, причём перестройка системы идёт во всех классах. 
      Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для понимания поставленной задачи педагогами специалисты выделяют несколько направлений, в которых они должны двигаться:
  • демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
  • активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
  • эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала и т.д.;
  • развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
  • способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию. 
       Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал. 
       Подобный метод обучения относят к народной педагогике и применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения. Игровые технологии в начальной школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе. Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные способности, стремится к познанию нового. 
       Некоторые специалисты рекомендуют игровую технологию использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о том, что нужно периодически менять специфику. То есть это должны быть игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров и т.д., Кроме этого, игры должны отличаться по типологии. В начальной школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная, ролевая, драматургическая, имитационная и т.д. 

 
Технология критического мышления.
      Дети в начальных классах открыты всему новому и преподаватель должен уметь пользоваться этим. Специалисты рекомендуют не исключать технологию критического мышления в начальной школе, поскольку именно она учит детей нести ответственность за собственные решения, заниматься самопроверкой и делать прогнозы. При этом постепенно у ребёнка развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит, что он намного лучше усвоит требуемую информацию. 
       Технология критического мышления для максимальной эффективности должна строится по трём принципам: 
- формирование личного интереса посредством вызова;
- понимание материала и его осмысление;
- закрепление новых знаний с обязательным размышлением над каждым понятием. 
 
Проектная технология.
       Как известно, заинтересовать ребёнка учёбой можно лишь одним способом – показать ему, зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания на практике. 
       Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом, он поймёт, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определёнными навыками. Именно поэтому проектную методику зачастую преподносят, как технологию проблемного обучения в начальной школе. Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений. 
 
Информационные технологии.
       Ещё одной составляющей успешного обучения считается внедрение информационных технологий в школе. В данном случае модернизация школ является наиболее верным решением. Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям. Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания. 
       Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие. Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике. На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной. 
       ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством: 
  • применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий;
  • формирования интереса к учёбе у школьников;
  • способствования к самообразованию;
  • развития в детях коммуникативных компетенций;
  • мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий;
  • максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем. 
       ИКТ технологии в начальной школе по ФГОС подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания. В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес. 
      Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде. 
       Подача информации посредством ИКТ технологии может принести невероятные результаты. Ведь К.Д.Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит». Это утверждение работает и сегодня, поэтому преподавателю нужно помнить его каждый раз, когда он готовится к уроку. 
         В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников и студентов ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
       Коррекция сложившейся ситуации возможна и необходима, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, следовало бы проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у российских школьников. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.
       Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства российского общества, таковы: отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов; коррумпированность; привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей; отношение к интеллектуальной собственности. На первый взгляд, всё это вещи, далёкие от интересов школьников, однако в действительности и семья, и школа успешно готовит учащихся к существованию именно в таком обществе. Учителя, разумеется, не образуют у нас особую касту, со своими ценностями, более чистыми и высокими, чем у остальной части общества. Учителя нередко реагируют на предлагаемые сверху инновации так же, как и рядовые российские граждане, а именно – находят наименее трудоёмкие способы имитировать требуемую деятельность. Так, попытки внедрения образовательной технологии «исследовательская деятельность учащихся», направленной именно на повышение познавательной активности ученика и учителя, в очень многих случаях приводят к обратному эффекту, потому что учитель предлагает детям разучивать скачанные из Интернета тексты и выдавать на конференциях за свои исследования, тем самым лишь приучая своих учеников воровать интеллектуальную собственность, вместо того, чтобы учиться её продуцировать.
       Демотивировать учащегося может также принятый в семье стиль воспитания, если родители фрустрируют потребность ребёнка в принятии, автономии или компетентности, что нередко встречается в русских семьях.
        К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности, а также требованиями работодателя. Вовсе не очевидно, что следует приблизить содержание образования к практическим нуждам, поскольку многими фундаментальность российского образования воспринимается именно как его особая ценность. Заметим лишь то, что отсутствие понимания, чем именно приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем, способно заметно демотивировать. Массовые учебники составлены так, как будто ребёнок сам должен знать, зачем ему нужны предлагаемые знания, или как будто ему вообще не обязательно это знать.
       Существуют также факторы мотивации, связанные с принятыми в сегодняшнем образовании методами обучения. В.В.Давыдов и другие разработчики развивающего обучения неоднократно замечали, что наглядность, присущая традиционной педагогике, противоречит правильной ориентировке формируемой деятельности, а эмпирическое обучение не обеспечивает усвоения логики научной дисциплины. Объяснительно-иллюстративные методы господствующей педагогики даже не предполагают, что у учащегося с самого начала школьного обучения можно сформировать целостный взгляд на изучаемый предмет, умение пользоваться теоретическими понятиями, отражающими существенные для науки отношения. К сожалению, объяснительно-иллюстративные методы вообще не рассчитаны на какую-либо самостоятельную познавательную активность и критичность учащихся, у которых по идее не должно возникать вопросов относительно теоретического материала. Только этим можно объяснить обилие логических несоответствий, которые десятилетиями тиражируются в массовых учебниках в неизменном виде. Материал учебника оказывается беспомощен перед вопросом «почему?» Однообразие форм работы также может способствовать потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой вообще довольно мало возможностей для индивидуальной активности учащегося. Демотивирует и однотипность упражнений, которые в господствующей методике служат по преимуществу закреплению предложенных для запоминания знаний.
       Не секрет, что учащегося демотивирует также способ организации обратной связи, если в обратной связи акцентировано «оценивание», похвала и критика не разнообразны, не конкретны или субъективны, настраивают на конкуренцию, а не на позитивное отношение к самому выполнению задания.
Легко заметить, что демотивирующие факторы расположены здесь в порядке от более глобальных к частным и, тем самым, легче поддающимся коррекции. Не только «врачевание пороков общества», но даже и проблема содержания образования лежит за рамками компетенции учителя, а методическое творчество во многом стеснено административными рамками. Тем не менее, на наш взгляд, стоит обобщить те конкретные рекомендации, которые учителю стоит иметь в виду, чтобы по возможности влиять на учебную мотивацию и образовательную среду, в которую попадают его ученики.
       На пути к преодолению низкой мотивации учащихся школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения.
      Выстраивание для учащихся теоретической логики изучаемой дисциплины, принятое в развивающем обучении, должно стать нормой на всех ступенях обучения. Необходимо также выстраивание правильной ориентировки формируемых умственных действий – так, чтобы у учащегося не возникало ощущения беспомощности перед предметным материалом. Эти два положения кажутся простыми и очевидными, однако в действительности массовая школа абсолютно не готова к их реализации, поэтому нет гарантии, что даже через несколько десятилетий программы будут пересмотрены с этой точки зрения.
       Давно замечено, что способствуют повышению мотивации проблемные и исследовательские методы обучения. Сегодня многие используют исследовательские методы, однако зачастую в отрыве от деятельностного анализа учения, так что вся «исследовательская деятельность» сводится к угадыванию правильного решения, а не к выведению его из освоенных умений и предметного материала.
       Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга. Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания учителем и ведёт к формированию самооценивающегося субъекта.
       Обратная связь должна быть максимально конкретной, разнообразной и индивидуализированной. Неуспешный ученик не должен оказываться в ситуации постоянных негативных оценок. Порицание нерадивого ученика в средней школе, если оно действительно необходимо, должно противопоставлять его не учителю, а коллективу учащихся (но и этим опасно злоупотреблять). Похвала тоже может быть неэффективной, если не соответствует качеству работы, или не учитывает усилия учащегося и значение достигнутого результата, или приписывает успех внешним факторам, или просто неконкретна и выражена стандартно. Эффективная похвала осуществляется обоснованно; конкретизирует действие, за которое хвалят; имеет спонтанный и разнообразный характер и другие признаки искренности; акцентирует внимание на конкретных результатах учеников; даёт информацию о компетентности или достижениях учеников; настраивает на позитивное отношение (внимание) к выполнению задания; использует прежние достижения ученика в качестве контекста для оценки текущего достижения, учитывает усердие, приписывает успех усердию; стимулирует веру учеников в то, что они стараются потому, что им это нравится, или потому, что они хотят этому научиться.
       Как учителям, так и родителям следует иметь в виду, что для подстраховки внутренней мотивации с самого раннего возраста детей следует настраивать на адаптивные модели восприятия успехов и неудач (успехов как неслучайных и зависящих от усердия, а неудач как временных); нужно помогать детям обрести веру в собственную эффективность и в контролируемость средств и результатов деятельности. Школа, отходящая от авторитарного стиля обучения, стоит перед необходимостью вести с родителями разъяснительную работу о неэффективности авторитарного стиля воспитания, о недопустимости излишней критичности по отношению к ребёнку, о способах ведения диалога с ребёнком и путях разрешения конфликтов. Существенно влияют на учебную мотивацию неудовлетворённые потребности в принятии, автономии, и компетентности, а это зависит в первую очередь от семьи. Поскольку есть семьи, в которых принято уважительное и дружелюбное отношение к детям, родительские собрания на эту тему оптимально проводить в форме родительского клуба, где каждый мог бы рассказать о своём позитивном опыте взаимодействия с ребёнком.
       Младший школьный возраст — это I период приобщения ребенка к общественной жизни в социально-значимой действительности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной мотивации.
       Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму: в форме подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений, а мотивам учения, т.е. внутренним побудительным силам.
       Социальные методы мотивации связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим взаимодействием. С их помощью активизируются патриотические чувства, развитие желания быть полезным Отечеству, гордости за свою страну, формируется та система ценностей, которая обеспечит активную жизненную позицию человека в будущем.
        Побуждение подражать сильной личности очень важно для становления и формирования характера младшего школьника. Главным методом социальной мотивации является личный пример учителя своим ученикам.
     Во-первых, это имидж учителя, который оказывает мотивационное воздействие на учащихся в плане их самовыражения и причастности к учебе в школе с эффективным классным руководителем.
       Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям; подчиняются; подражают им. Авторитет взрослого, его оценка действий ученика является безоговорочными.
       Во-вторых, личный положительный пример сильных успешных учащихся - основа для духовно-нравственного роста других школьников.
      Среди социальных методов мотивации и стимулирования можно выделить метод соревнования, который реализуется через:
- мобилизацию учебной, трудовой, спортивной активности учащихся;
- поддержание социальной преемственности передового опыта при проведении различных конкурсов;
- выявление лидера и мотивации остальных учащихся на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера - как отдельного ученика, так и в целом классного коллектива.
       При этом важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение итогов с поощрением победителей.
       Жетоны, грамоты, дипломы — это мотивация и старт к достижению успеха. Еще одна важная сторона социальной мотивации учения школьников - самостоятельность при создании ситуации взаимопомощи.
       Наибольший мотивирующий успех на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителем;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи.
       При общении, взаимодействии друг с другом у школьников возникает либо эмпатия, либо антипатия.
       Эмпатия - качество личности, и ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.
      Используя методы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации, контрастных сопоставлений, эмоционального воздействия мы вызываем у детей интерес, пробуждаем отзывчивость к прекрасному в жизни и в искусстве, учим любить, радоваться, переживать, сочувствовать.
       Используя методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуации, игры - упражнения дают понятия невербальных форм общения с помощью мимики и жестов.
       Для формирования социальных мотивов учения школьников важным является поиск контактов и сотрудничества в коллективной и групповой работе. Вместе решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
       Учитель предъявляет ряд требований: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения:
- отношение каждого ученика к своему делу как к общему;
- умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели;
- взаимная поддержка и в тоже время требовательность друг к другу;
- умение критически относиться к себе;
- расценивать свой личный успех или неудачу с позиции предъявленных критериев.
       Для повышения эффективности формирования социальных мотивов необходимо использовать такие методы как:
- игры - драматизации с разыгрыванием различных ситуаций;
- театрализации;
- игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.
       Они позволяют овладеть социальными навыками всем учащимся без исключения.
       Опыт совместной деятельности ставит детей в условия необходимой согласованности действий для достижения положительного результата. Ребята обращаются друг к другу по поводу планирования, отбора средств труда, требований к качеству выполнения заданий. Эта согласованность как показывает практика выражается в просьбах, предложениях по тому или иному вопросу, а иногда и в предостережениях и даже угрозах. "Ты все неправильно сделал! Ты все испортил! Я учителю расскажу!"
       Для того, чтобы опыт совместной коллективной работы носил позитивный характер, необходимо развитие детской самостоятельности.
       Школьники, владеющими основными навыками индивидуального труда, соответствующего его возрастным возможностям, потребует того же друг от друга. Подчиняясь общей целее учебной деятельности, дети поступают как коллективные партнеры, согласуя между собой детали совместной работы, а учителю необходимо мотивировать детей на настойчивость, целенаправленность, организованность, аккуратность и др. Важно, чтобы коллективная работа стала источником общих переживаний, вызывала удовлетворение от причастности к общему делу.
       Заинтересованность учащихся результатами коллективной работы можно используя методы поручений, упражнений, создание воспитывающей ситуации, коллективного творческого дела, соревнования, требования.
      Все петвнее в жизни школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Формирующим элементом в этих методах выступает диалоговое общение учащихся при взаимопроверке в парах или группах, которые можно провести через:
- тестирование;
- анкетирование;
- опрос;
- отчет;
- зачет;
- семинар;
- экзамен;
- доклад;
- реферат;
- викторину;
- сочинение;
- изложение;
- диктант;
- заполнение или дописывание схем, таблиц.

       Выбирая социальные методы мотивации и стимулирования для обучения и воспитания учащихся важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут оценены отрицательно. Меньше замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением, надо показать, что мы принимаем ребенка таким какой он есть. Не заставлять, не принуждать, а стараться с помощью различных методов формировать и закреплять положительное отношение к обучению, стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, мотивировать на достижение успеха.
       Основная литература:
1. Гиппернейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2008.
2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.
3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
4. Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии).
5. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2005.— 240 с.
       Дополнительная литература:
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985. https://bookap.info/edu/avtorov_pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/gl5.shtm
2. Лефрасуа Г. Прикладная педагогическая психология. М., 2007. http://padaread.com/?book=19860&pg=1
3. Петрусинский В.В. Искусство общения в играх / В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова.— М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 157 с
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»