Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока по литературному чтению с использованием ЭОР

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Муравьёва Екатерина Вячеславовна
Класс : 2
УМК «Школа России»
Технологии:
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационная технология;
  • развитие критического мышления;
  • оценивание учебных успехов;
  • интегрированного обучения;
  • игровая технология.
Продолжительность   урока: 45 мин.           
Технологическая карта урока с использованием ЭОР № 16
Тема И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Тип урока Урок открытия нового знания
Цель Создать условия по формированию новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня». Знакомство и анализ басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Задачи - расширять читательский кругозор учащихся;
-научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль взаимоконтроль.
- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы, воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе .
Планируемый результат Предметные умения УУД
- правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.
- различать речь автора и героев басни.
- использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор».
- выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.

 
Личностные:
- ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели;
- формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование;
- формировать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные:
- освоить способы решения проблемы творческого и поискового характера;
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока, заданий; -
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
- формировать умение отличать новое от уже знакомого с помощью учителя;
- умения сравнивать, делать выводы;
- умения использовать научные методы познания.
Коммуникативные:
- формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
- сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других.

 
Организация пространства
Форма работы:
фронтальная, самостоятельная, в группах
Ресурсы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение  Учебник 2 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч.1. Демонстрационный материал, аудиозапись.
                                                                                                                       
I этап. Мотивация к деятельности
Создание ситуации для психологического настроя на урок.
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного,
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

 
II этап.  Актуализация необходимых знаний
  Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» - Ребята, я хочу вам показать памятник в честь одного очень талантливого и знаменитого человека. Он родился в бедной дворянской семье, но сумел стать одним из самых образованных людей своего времени. Этот памятник находится в нашем городе, - в Санкт-Петербурге, где этот человек прожил всю свою жизнь. Увидеть памятник можно в Летнем саду. Статуя высокая – 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных.  И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных. (Слайд 2) https://www.canva.com/design/DAEu3IRCU6A/share/preview?token=tD5nNgUzi6HJcB23pMeKoQ&role=EDITOR&utm_content=DAEu3IRCU6A&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton
Подумайте, кому будет посвящен наш урок?
Краткая биография И.А. Крылова. (Слайд 3)  (Приложение 1)
«Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.
- О чем же говорят его звери? Это первый вопрос, на который предстоит нам ответить.
- Давайте узнаем, с каким произведением И.А. Крылова бы будем знакомиться на нашем уроке, для этого нам необходимо прочитать фразу справа налево.
АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ
- Для того чтобы определить жанр произведения,  давайте отгадаем ребус:
Басня "Мартышка и очки"
- Ребята, какая перед нами возникла задача?
Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.
Рассматривают памятник, анализируют, соотносят учебный материал и  опыт, делают выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Высказывают свои предположения.
 
 
 
 
 
Разгадывают ребус, отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.
Читают фразу, отвечают на вопрос учителя.
Отгадывают ребус. Строят речевые высказывания в устной форме.
 
 
 
 
 
Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действия, выбирают действие в соответствии с поставленной задачей.

 
III организация познавательной деятельности
Цель: открытие нового знания, способа действия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Цель: первичное закрепление
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Цель: Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
- Басня «Лебедь, рак и щука» была написана в 1814 году.
Давайте прослушаем аудиозапись басни. https://www.youtube.com/watch?v=kpiVcxqFRXU
- Что узнали из басни?
- Что делают герои? Получается или нет? (Слайд 4)
- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и выделите стикерами слова, значение которых вам незнакомо.
Организовывает работу с незнакомыми словами.
Дело на лад – налаживается.
Воз - деревянная повозка для лошадей.
Поклажа - багаж.
Впряглись - вместо лошадей.
Из кожи вон - очень стараются.
И ныне там - на том же месте.
Знакомство с понятием «басня».
– А кто знает что такое басня?
– На какой жанр литературы похожа басня? Почему?
 
- Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня». (Слайд 5)
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
– В басне всегда есть поучение или мораль, совет.
Мораль - это поучение, совет. В ней осуждаются глупые и плохие поступки.
- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? (баснописец) 
-Посмотрите на портрет этого баснописца. Заполните карточку.
 
Беседа по содержанию басни. (Слайд 6)
Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.
Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый);
Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный);
Щука тянет в воду (упрямая).
Какими словами  описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)
- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)
- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)
- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.)
 - Как вы думаете для чего и зачем И. Крылов написал эту басню?
- Давайте прочитаем пословицу из учебника и объясним ее смысл.
- Приведите примеры пословиц о дружбе?
- Давайте  прочитаем басню выразительно, без ошибок.
 
Физкультминутка 
Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили,
Вот так, вот так, головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так, друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали.
Вот так, вот так, кверху лапы поднимали.
- С каким новым жанром литературы познакомились?
- Что такое басня?
- Какие отличительные особенности имеет басня?
- Чему учит басня «Лебедь, рак и щука»? Прочтите строки.
- Как вы думаете для чего и зачем И.А. Крылов написал эту басню?
- Что такое мораль басни?
- Какими нам показывает Крылов своих героев?
 

 
Слушают басню.
 
Анализируют, делают выводы. Строят речевые высказывания в устной форме.
Читают басню («жужжащее чтение»), выделяют незнакомые слова.
 
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действия, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Строят речевые высказывания в устной форме.
Работают в паре со словарем.
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы учителя. Строят речевые высказывания в устной форме. Заполняют карточку.
 
Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действия, выбирают действие в соответствии с поставленной задачей. Работают в парах.
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.
 
 
 
Соотносят учебный материал и  опыт. Анализируют, делают выводы. Строят речевые высказывания в устной форме.
Читают басню выразительно, по смысловым отрывкам.
 
Выполняют движения.
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализируют, находят общее и различия, соотносят учебный материал и  опыт, делают выводы. Строят речевые высказывания в устной форме.
 
 
 
 

 
IV этап. Подведение итогов.
Цель: Итог урока. Рефлексия. Возвращается к проблемной ситуации в начале урока.
- Какую задачу ставили на урок?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Чему научила вас басня?
Дополните фразы (Слайд 7):
Я узнал…..
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Было трудно…
Выставление отметок активным ученикам.
Домашнее задание(Слайд 8): Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Творческое задание (по желанию): Прочитать басню И.А.Крылова, найти мораль.  Выполнить карточку: нарисовать иллюстрацию, на обратной стороне картинки записать мораль, дополнить пословицей по теме.
Эмоциональная рефлексия «Светофор»
Отвечают на вопросы.
Соотносят учебный материал и  опыт.
Делают выводы.
Определяют свое эмоциональное отношение к заданиям.
 
 
 
 
 
 
Записывают домашнее задание.
 
 
 
Прикрепляют стикер (можно именной) на соответствующий их ощущениям сигнал светофора.
           
 
 
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 - Москва: Просвещение, 2014 год.
  3. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение  Учебник 2 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч.1.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 / [С.В. Анащенкова, М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.—М. : Просвещение, 2012. – 273 с.
  5. С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой 2019 М.: Просвещение
Технические средства обучения
  1. Интерактивная доска.
  2. Проектор.
  3. Ноутбук.
  4. Акустическая система.
Электронные пособия
  1.  Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс.
Интернет ресурсы:
http://interneturok.ru/ - Видео уроки по школьной программе.
https://nsportal.ru/ - Образовательная социальная сеть.
https://www.canva.com – Кроссплатформенный сервис для графического дизайна.
 
Приложение 1.
В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

Приложение 2. Карточка для работы на уроке.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»