Особенности формирования коммуникативных
навыков на уроках литературного чтения
Ефимова Анастасия Евгеньевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Особую роль в формировании коммуникативных навыков играет работа на уроках гуманитарного цикла, а именно работа на уроках литературного чтения. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Начального Общего Образования четко обозначено то, что на уроках литературного чтения учащимся необходимо «умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Данные действия детей являются основополагающими в формировании коммуникативных навыков.учитель начальных классов ГБОУ школы № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие разнообразных качеств личности, отвечающих требованиям общества. Это возможно при условии привития школьникам читательской культуры. Именно читательские умения помогут младшему школьнику самостоятельно приобретать новые знания, а затем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому одна из главных задач учителя начальных классов: овладение учениками прочного и полноценного навыка чтения.
Навык чтения имеет две стороны: смысловую и техническую:
- Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
- Смысловая: понимание содержания и смысла прочитанного.
В современной школе школьник должен владеть не только техникой чтения, но и навыками смыслового чтения. Более того, техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные цели освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: «…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.»
Для многих современных образовательных технологий характерен взгляд на любой урок как на некое коммуникативное событие. В сценарии урока литературного чтения целесообразно учитывать три принципа, которые предлагают представители школы коммуникативной дидактики (Ю.Л. Троицкий, В.И. Тюпа). Стратегия обучения школы (в данном случае, коммуникативной дидактики) основывается на следующих принципах:
- Принцип приоритета коммуникации над информацией. В качестве цели обучения выдвигается приобретение и расширение у обучающегося духовного опыта, полученного в ходе общения с одноклассниками по поводу художественного произведения.
- Принцип приоритета понимания над знанием (запоминанием). Нельзя научить пониманию, но ему можно научиться во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Понимание в коммуникативной дидактике рассматривается как процесс «перевода» знания с общепринятого научного «внешнего» языка- языка учебной дисциплины - на язык «внутренний», в план внутренней речи обучающегося. Такая переработка информации преобразует личный опыт субъекта, стимулирует рождение новых смыслов[1].
- Принцип приоритета диалога над монологом, диалога согласия над дискуссией, спором. Коммуникативная дидактика не пропагандирует столкновения мнений, так как «единая истина» лишает обучающихся возможности творчески мыслить. В ходе обсуждения текста должна учитываться каждая читательская версия, и именно из их множества рождается понимание произведения. Диалог согласия предусматривает не спор и отстаивание своей точки зрения, а умение слушать и понимать другого. Задача учителя при этом заключается в следующем: не отвергая столкновения мнений, склонять обучающихся к поиску согласия, так как «сущностное знание-это область согласия, сфера согласуемых версий».[2]
В 3-4 классах, когда у обучающихся навык чтения уже будет сформирован, таким образом, появится возможность обратиться к художественному произведению. Структура и содержание урока по литературному чтению будут обусловлены особенностями изучаемого жанра произведения.
Так же, для эффективной мотивации читательской деятельности детей, формирования их коммуникативных умений необходимо использовать разнообразные типы и подходы к планированию уроков литературного чтения, которые окрасят любой урок.
Таким образом, главным условием формирования коммуникативной личности является овладение языком, речью, а основными источниками приобретения коммуникативной компетентности становится опыт народной культуры, опыт восприятия искусства. Именно поэтому прекрасной возможностью для таких приобретений могут стать уроки литературного чтения.
Источники:
- Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.
- Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева-3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012, С.15
- Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя-Москва, 2014, С.106-107
[1] Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя- М., 2004.С.106
[2] Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя- М., 2004.С.107
[3] Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева.-3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012.С.15