Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования коммуникативных
навыков на уроках литературного чтения

Ефимова Анастасия Евгеньевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Особую роль в формировании коммуникативных навыков играет работа на уроках гуманитарного цикла, а именно работа на уроках литературного чтения. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Начального Общего Образования четко обозначено то, что на уроках литературного чтения учащимся необходимо «умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Данные действия детей являются основополагающими в формировании коммуникативных навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие разнообразных качеств личности, отвечающих требованиям общества. Это возможно при условии привития школьникам читательской культуры. Именно читательские умения помогут младшему школьнику самостоятельно приобретать новые знания, а затем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому одна из главных задач учителя начальных классов: овладение учениками прочного и полноценного навыка чтения.
Навык чтения имеет две стороны: смысловую и техническую:
  • Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
  • Смысловая: понимание содержания и смысла прочитанного.
Многие годы больше внимания уделялось технической стороне чтения.  При оценке навыка в первую очередь учитывали «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте.
В современной школе школьник должен владеть не только техникой чтения, но и навыками смыслового чтения. Более того, техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные цели освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: «…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.»
Для многих современных образовательных технологий характерен взгляд на любой урок как на некое коммуникативное событие. В сценарии урока литературного чтения целесообразно учитывать три принципа, которые предлагают представители школы коммуникативной дидактики (Ю.Л. Троицкий, В.И. Тюпа). Стратегия обучения школы (в данном случае, коммуникативной дидактики) основывается на следующих принципах:
  • Принцип приоритета коммуникации над информацией. В качестве цели обучения выдвигается приобретение и расширение у обучающегося духовного опыта, полученного в ходе общения с одноклассниками по поводу художественного произведения.
  • Принцип приоритета понимания над знанием (запоминанием). Нельзя научить пониманию, но ему можно научиться во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Понимание в коммуникативной дидактике рассматривается как процесс «перевода» знания с общепринятого научного «внешнего» языка- языка учебной дисциплины - на язык «внутренний», в план внутренней речи обучающегося. Такая переработка информации преобразует личный опыт субъекта, стимулирует рождение новых смыслов[1].
  • Принцип приоритета диалога над монологом, диалога согласия над дискуссией, спором. Коммуникативная дидактика не пропагандирует столкновения мнений, так как «единая истина» лишает обучающихся возможности творчески мыслить. В ходе обсуждения текста должна учитываться каждая читательская версия, и именно из их множества рождается понимание произведения. Диалог согласия предусматривает не спор и отстаивание своей точки зрения, а умение слушать и понимать другого. Задача учителя при этом заключается в следующем: не отвергая столкновения мнений, склонять обучающихся к поиску согласия, так как «сущностное знание-это область согласия, сфера согласуемых версий».[2]
По мнению Е.И. Матвеевой, необходимо учитывать то, что сценарии уроков литературного чтения в 1-2 классах должны существенным образом отличаться от уроков в 3-4 классах, так как в 1-2 классах учитель большую часть времени должен отводить формированию «взрослого», синтагматического чтения, при котором в поле зрения ребёнка оказывается не слог и не слово, а синтагма- «предельная основная синтаксическая единица, выражающая единое целое и фонетически сплочённая словесным ударением (синтагматическое ударение). Синтагма может состоять из слов, словосочетаний и даже группы словосочетаний[3]. На каждом уроке литературного чтения выделяется время для обучения детей правильному способу чтения, а также для контроля за овладением этого способа. Е.И. Матвеева для этой цели рекомендует использовать специальные дидактические тексты, которые составлены и размечены таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно смогли овладеть «взрослым» чтением. Работа с дидактическими текстами должна предшествовать работе с художественными источниками, но они могут быть близки по содержанию.
В 3-4 классах, когда у обучающихся навык чтения уже будет сформирован, таким образом, появится возможность обратиться к художественному произведению. Структура и содержание урока по литературному чтению будут обусловлены особенностями изучаемого жанра произведения.
Так же, для эффективной мотивации читательской деятельности детей, формирования их коммуникативных умений необходимо использовать разнообразные типы и подходы к планированию уроков литературного чтения, которые окрасят любой урок.
Таким образом, главным условием формирования коммуникативной личности является овладение языком, речью, а основными источниками приобретения коммуникативной компетентности становится опыт народной культуры, опыт восприятия искусства. Именно поэтому прекрасной возможностью для таких приобретений могут стать уроки литературного чтения.
Источники:
  1. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.
  2. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева-3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012, С.15
  3. Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя-Москва, 2014, С.106-107
 
[1] Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя- М., 2004.С.106
[2] Сосновская, О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя- М., 2004.С.107
[3] Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева.-3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012.С.15

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»