Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование представлений о нравственных нормах
и нравственных качествах на уроках литературного
чтения у учеников 2 класса

Мартьянова Екатерина Михайловна
В современных условиях глобализации, интернетизации и использования новейших технологий особое значение начинает приобретать актуальная во все времена проблема нравственного развития и воспитания детей не только в семье и образовательных организациях, но и в обществе в целом. Современные исследования свидетельствуют о трансформации общественного сознания и духовных ценностей населения нашей страны, снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
В стандартах второго поколения понятие воспитание определяется в качестве педагогически организованного целенаправленного процесса развития ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Одной из самых важных задач, которые стоят перед учителем, является формирование таких качеств личности как совесть, долг, честь, достоинство, патриотизм. Взрослым необходимо понимать, что эти качества важно воспитывать с раннего детства, воспитывать при любых социально-экономических условиях.
Во 2 классе продолжается изучаться такой жанр, как басня. Басни  – это поучительные истории, которые являются средствами нравственного воспитания младших школьников. В результате изучения басен проводится работа по обогащению словарного запаса детей, проводится работа над такими словами как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный». Басенный жанр хорошо поддается инсценировке, потому что в басне используются яркие, запоминающиеся диалоги. Хоть главными действущими лицами являются животные, до зрителей достаточно просто донести, что речь идет о людях. На уроках изучения басенного мира воможно использовать приемы этической беседы с элементами драматизации. Этическая беседа в педагогической литературе раскрывается как метод привлечения обучающихся к обсуждению и анализу поступков, выработки нравственных и моральных оценок, форма разъяснения школьникам принципов нравственности, и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования взглядов и убеждений нравственно воспитанной личности. Грамотное руководство этической беседой помогает обучающимся быстрее понять тему разбираемой ситуации, определяло нравственные нормы поведения, переводило их в свои внутренние качества. Добавление элементов драматизации с использованием четких ограничений расхождений во мнениях, способствовует развитию умений оценивать поступки героев и вести правильно дискуссию. Драматизация является хорошим способом удержать внимание детей во время беседы. 
В дополнение к урокам по теме природы возможны задания для внеклассного чтения и изучения фольклора перед проведением самих занятий. Благодаря этому становится возможным использование КТД – коллективно-творческого дела. КТД — это такое взаимодействие детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. В процессе КТД ребята учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие качества, расти нравственно.
КТД на уроках литературного чтения лучше всего строить как совместную деятельность учащихся по небольшим коллективам. Вместе с тем, творческие работы – сказки, рассказы, рисунки, представления, созданные в ходе конкурса, - должны рассматриваться всеми участниками как общее достояние, интересное и поучительное как своими достоинствами, так и недостатками.
Возможна организация внеурочных социальных акций. Акции оказывают благоприятное воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся, помогает формировать нравственные качества, соответствующие требованиям общественной морали, формирует активную жизненную позицию. Ребенок понимает, что способен изменить в лучшую сторону свое окружение.
С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества участников нужную идею, привлечь внимание к проблемам людей вокруг. 
Эффективность формирования нравственной воспитанности младших школьников на уроках литературного чтения зависит от систематического и целенаправленного использования методов, форм, приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению обучающимися литературных произведений. Важно понимать, что выбранные методы, формы и приемы должны быть интересны детям, не восприниматься как нотации или нравоучения. Для этого стоит использовать инсценировки, драматизацию, привлекать детей к внеурочной деятельности. Работа по формированию представлений о нравственных нормах и нравственных качествах у учащихся осуществлялась в ходе изучения и анализа таких жанров как сказка, басня, рассказ о природе. Происходило усвоение общечеловеческих ценностей, таких как: доброта, четность, ответственность, уважение к старшим, любви к Родине, народу, духовным богатствам. Художественные произведения являются эффективным средством формирования нравственных норм и нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»