Природоведческая детская литература:
история становления и развития
Смирнова Валентина Вячеславовна
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы (Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).
В устной словесности долгое время существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детской среде и удовлетворяли детское любопытство к миру животных.
Но в XIXв. стало ясно, что нужна детская природоведческая книга. Заметим, что в 40-е гг. 19в.-время активного развития детской литературы-говорится о научно-познавательной книге. О художественной литературе речи нет.
В 60-е гг. 19в.научно-популярных книг стало так много, что Н. Мамин-Сибиряк свидетельствует о них как о «ярком знамении времени».
В это время природоведческие произведения активно востребованы и читателями, и составителями хрестоматий. Педагоги и методисты говорят о том, что обучение ребенка следует начинать с рассказах о временах года, самом человеке, домашних и диких животных и т.д.
Не будучи довольным тем, как преподносились «натуральные знания» в детской книжке, составители хрестоматий сами сочиняют детские произведения. Так появляются зообеллетристика Л. Толстого и К. Ушинского. Рассказы этих авторов, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения. Отсюда простота, лаконичность языка.
Манера повествования Ушинского сказочная, просторечная. Звери у писателя разговаривают, имеют семью, читают книжки. Он часто пользуется фольклорными художественными средствами «на хвосте узоры, на ногах шпоры».
Поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни.
Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но и не менее важными были и воспитательные цели. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети. Анимизм как особенность детского мышления, представленный в этом рассказе, станет впоследствии основным художественным приемом природоведческой литературы.
Традиции Толстого и Ушинского быстро прижились, и в обзорах 80-х гг.XIXв. природоведческие рассказы, рекомендованные для чтения маленьким детям, фигурируют часто. Их сочиняют и переводят. В них отмечается хорошее знание авторами естественной среды обитания, привычек, образа жизни животных и птиц.
Два пути развития природоведческой литературы определились в 60-80-е гг.XIXв.:
1. Научно-познавательная литература, связанная со знанием, обучением детей, развитием их интеллекта, любознательности;
2.Художественная литература, оказывающая сильное воздействие на эмоции, формирующее нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.
Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Серая шейка», «Аленушкины сказки», где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы. Так же, как старый, полуслепой Емеля, Утка, мать Серой Шейки, драматически ощущает свое бессилие, невозможность помочь слабому, защитить его от опасности.
Но произведения для детей, особенно «Аленушкины сказки», которые, «писала сама любовь», несмотря на драматизм повествования, полны светлой надежды на изменение горестного положения героев, веселья, смеха, взрыва эмоций обитателей прибрежного пространства.
Мир природы изображается писателем гармоничным. Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы.
Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы. Чтобы подчеркнуть важность этой мысли, писатель избирает своим героем человека обездоленного, для которого все живое – прежде всего средство к существованию, возможность выжить. Емеле нужно было отыскать олененка и убить для своего внучка, т.к. внук не может больше есть черный хлеб и соленую козлятину, поэтому бредет он по тайге. Когда он находит олененка, он не может его убить, т.к. это значит уподобиться неразумной волчьей стае. Емеля опускает ружье, а больной внук понимает деда и радуется тому, что оно не совершилось.
Начиная с рассказов Мамина-Сибиряка, тема взаимоотношения человека с природой звучит как глубоко нравственная тема. Он говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку. В связи с этим основным художественным приемом он избирает антропоморфизм. Отдельные представители мира природы могут не только выполнять похожи действия, как у человека, но и мыслить, как человек, глубоко мыслить, переживать.
Антропоморфическое восприятие животного мира свойственно и А.П.Чехову. «Каштанка», «Белолобый». О рассказах Чехова говорили как об интересных явлениях в детской литературе. И в то же время не все рецензенты соглашались отнести их к детскому чтению « рассчитано не для детского понимания, слишком много тонкой отделки».
Это была настоящая, большая литература для маленьких. Создавая их, автор предъявлял к себе высокие требования, говорил о том, что писать для детей трудно, работал подолгу, оттачивая каждую деталь, редактировал, обсуждал написанное с издателями. Новаторство Чехова заключается в создании психологического образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная».Картины жизни животных, которые рисует сам Чехов, поразительно точны: теплый пар, запах навоза и овечьего молока чувствует не только волчица, разгребающая соломенную крышу хлева, но и читатель. волчихи приучают Его рассказы пронизаны запахами, звуками, он знает повадки, образ жизни, привычки животных (обыкновенно своих детей к охоте, давая им поиграть с добычей). Благодаря этому литературный герой на какое-то время становится типичным обитателем мира природы.
Рубеж веков не внес каких-либо разительных изменений в процесс развития природоведческой литературы. Из созданного большое внимание привлекают рассказы Натальи Ивановны Манасеиной. «Бутузка». Автор стремится проникнуть в психологию животного (песик любит шерсятной платок, который напоминает ему мать и воспринимается как ее тепло и ласка). Манасеина ратует за то, чтобы животные жили естественной, т.е. привычной для них, жизнью : привезенный с дачи в городской дом, Бутузка не может привыкнуть к правилам жизни в неволе, огорчает и страдает от этого. Педагог по образованию, автор не забывает дать в своих рассказах образец детского поведения по отношению к природному миру («Лягушка»).
После революции 1917г. в природоведческой литературе происходят кардинальные изменения. На протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы человеком, тема господства человека над природой (В.И.Инбер «Ночь под Москвой»).
Так же круто изменилось и направление развития литературы. Она в основном становится научно-художественной и продолжает оставаться ею до конца XXв. Приоритет ее над художественной стал возможен потому, что в детскую литературу, начиная с 20-30-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о природе, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знающие возрастные особенности детского восприятия. Это Бианки, Акимушкин и т.д.
Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого.
Главной книгой жизни Бианки, по мнению Сладкова, является «Лесная газета», созданная в жанре энциклопедии, где представлена система знаний о временах года. Энциклопедия тематически многообразна, системна, в ней представлено множество интересных сведений по различным вопросам.
Иногда энциклопедические знания преподносятся читателю в форме сказки (Шурко «Солечный мальчик»). Андрюша, будущий первоклассник, поверив в сказку, начинает понимать все человеческие языки, языки животных и птиц и одновременно накапливает знания из различных областей науки.
Кроме книг, посвященных естественной жизни природы, есть книги о животных, живущих в неволе (Дуров «Мои звери», Чаплина «Питомцы зоопарка»).
Во второй половине XXв. в природоведческой литературе заметна специализация авторов. Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Н.Романова пишет о мелких живых существах («Ящерка без хвоста»), а ее книга «Муравей Красная точка» - это научно-художественное описание эксперимента, который проводился автором.
Автор для наблюдения помечает муравья красной точкой, чтобы удобней было за ним наблюдать. Он обретает имя, автор – возможность наблюдать за ним. У муравья есть семья, свой дом, подружка-тля, которая угощает его « сладкой каплей березового сока». Экспериментатор переживает драматический момент исчезновения муравья во время дождя и радостную встречу с ним, храбрым и сильным. Он постигает тайны муравьиной природы: оказывается, «муравьи умеют чувствовать время», крепко спят ночью, даже яркий свет фонарика не будет их; имеют общих детей, которых вместе кормят; касаясь усиками друг друга, сообщают новости. Благодаря муравью с красной точкой читатель не только узнал о муравьях, но и сам захотел быть исследователем.
С. Сахарнов более всего пишет об обитателей моря, так как с ним связана его профессия («По морям вокруг земли» детская морская энциклопедия).
Писатели изображают природу полной тайн. Они находят тайны там, где, казалось бы, их нет, где все давно известно и ясно. Дмитриев пишет о собаках, кошках, лошадях, т.е. о тех, кто давно уже рядом с человеком.
Но главной проблемой природоведческой литературы является нравственная проблема взаимоотношения человека с природой. Вопреки существовавшей на протяжении длительного периода (20-90-е гг. XXв.) общегосударственной установкой о том, что человек является хозяином и преобразователем природы, детская литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, отношения, при котором человек выступает существом разумным, берегущим природу, знающим особенности ее развития, ощущающим себя частью природы, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Особенность решения этой задачи заключается в отсутствии примой назидательности, открытой дидактики, поучения. Чтобы нравственное содержание разговора стало яснее ребенку, писатели прибегают к жанру сказки (Бианки «Красная горка»). В обычном реалистическом рассказе также не исключается нравственная проблематика (Пришвин «Лоси»). И также используется олицетворение как художественный прием, созвучный мировосприятию ребенка (Пришвин «Осинкам холодно»).
В природоведческой литературе большое значение имеет образ повествователя, мудрого, много знающего человека, труженика, охотника, рыболова, исследователя, желающего поделиться с читателями своими наблюдениями и открытиями.
Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других.
Природа писателей – это олицетворение Родины. Задача современных писателей – изменить взгляд человека на природу, сделать устойчивым понимание кровной связи мира человека и мира природы. Имея маленького читателя как объект приложения своих идей, детская литература с помощью особого художественного языка говорит с ним о том же, и чем страстно обсуждали Чехов в «Лешем».
Природоведческая проблематика в детской литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира.
Художественное направление развития литературы о природе представлено именами Пришвина, Паустовского, Житкова (цикл «Рассказы о животных»).
Определение понятий «природоведческая литература», «анимизм», «антропоморфизм».
В теории детской литературы нет научного определения понятия природоведческое произведение. Очевидно, им можно считать то произведение, где основной темой является сама тема природы, взаимоотношений человека и природы, основным объектом изображения – природный мир, основными художественными средствами – анимизм, антроморфизм, в научно-художественной литературе – научное описание. Главная задача – воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы (1919г.). В наше время к этому необходимо добавить задачу воспитания разумного отношения человека ко всему природному миру.
Анимизм (душа) – это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку.
Антропоморфизм (от антропо... и греч. morpho — вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.
В. Белинский о природоведческой детской книге.
Белинский впервые отметил, что нужна природоведческая литература. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, заметил отсутствие «толковых книг», дающим детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно – познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем цартсвам природы». Он подсказал основной способ изображения природы – одушевление, антропоморфизм.
Путь знакомства ребенка с миром природы должен быть простым: надо рассказать малышу о том, что окружает его, о самом обычном и каждодневным. Белинский неоднократно указывал на то, какою должна быть детская природоведческая книжка: это «книжка с картинками», с «простым толковым текстом о том, как прекрасна природа», текстом, в котором представлена «научная систематизация излагаемого».
В устной словесности долгое время существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детской среде и удовлетворяли детское любопытство к миру животных.
Но в XIXв. стало ясно, что нужна детская природоведческая книга. Заметим, что в 40-е гг. 19в.-время активного развития детской литературы-говорится о научно-познавательной книге. О художественной литературе речи нет.
В 60-е гг. 19в.научно-популярных книг стало так много, что Н. Мамин-Сибиряк свидетельствует о них как о «ярком знамении времени».
В это время природоведческие произведения активно востребованы и читателями, и составителями хрестоматий. Педагоги и методисты говорят о том, что обучение ребенка следует начинать с рассказах о временах года, самом человеке, домашних и диких животных и т.д.
Не будучи довольным тем, как преподносились «натуральные знания» в детской книжке, составители хрестоматий сами сочиняют детские произведения. Так появляются зообеллетристика Л. Толстого и К. Ушинского. Рассказы этих авторов, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения. Отсюда простота, лаконичность языка.
Манера повествования Ушинского сказочная, просторечная. Звери у писателя разговаривают, имеют семью, читают книжки. Он часто пользуется фольклорными художественными средствами «на хвосте узоры, на ногах шпоры».
Поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни.
Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но и не менее важными были и воспитательные цели. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети. Анимизм как особенность детского мышления, представленный в этом рассказе, станет впоследствии основным художественным приемом природоведческой литературы.
Традиции Толстого и Ушинского быстро прижились, и в обзорах 80-х гг.XIXв. природоведческие рассказы, рекомендованные для чтения маленьким детям, фигурируют часто. Их сочиняют и переводят. В них отмечается хорошее знание авторами естественной среды обитания, привычек, образа жизни животных и птиц.
Два пути развития природоведческой литературы определились в 60-80-е гг.XIXв.:
1. Научно-познавательная литература, связанная со знанием, обучением детей, развитием их интеллекта, любознательности;
2.Художественная литература, оказывающая сильное воздействие на эмоции, формирующее нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.
Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Серая шейка», «Аленушкины сказки», где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы. Так же, как старый, полуслепой Емеля, Утка, мать Серой Шейки, драматически ощущает свое бессилие, невозможность помочь слабому, защитить его от опасности.
Но произведения для детей, особенно «Аленушкины сказки», которые, «писала сама любовь», несмотря на драматизм повествования, полны светлой надежды на изменение горестного положения героев, веселья, смеха, взрыва эмоций обитателей прибрежного пространства.
Мир природы изображается писателем гармоничным. Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы.
Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы. Чтобы подчеркнуть важность этой мысли, писатель избирает своим героем человека обездоленного, для которого все живое – прежде всего средство к существованию, возможность выжить. Емеле нужно было отыскать олененка и убить для своего внучка, т.к. внук не может больше есть черный хлеб и соленую козлятину, поэтому бредет он по тайге. Когда он находит олененка, он не может его убить, т.к. это значит уподобиться неразумной волчьей стае. Емеля опускает ружье, а больной внук понимает деда и радуется тому, что оно не совершилось.
Начиная с рассказов Мамина-Сибиряка, тема взаимоотношения человека с природой звучит как глубоко нравственная тема. Он говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку. В связи с этим основным художественным приемом он избирает антропоморфизм. Отдельные представители мира природы могут не только выполнять похожи действия, как у человека, но и мыслить, как человек, глубоко мыслить, переживать.
Антропоморфическое восприятие животного мира свойственно и А.П.Чехову. «Каштанка», «Белолобый». О рассказах Чехова говорили как об интересных явлениях в детской литературе. И в то же время не все рецензенты соглашались отнести их к детскому чтению « рассчитано не для детского понимания, слишком много тонкой отделки».
Это была настоящая, большая литература для маленьких. Создавая их, автор предъявлял к себе высокие требования, говорил о том, что писать для детей трудно, работал подолгу, оттачивая каждую деталь, редактировал, обсуждал написанное с издателями. Новаторство Чехова заключается в создании психологического образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная».Картины жизни животных, которые рисует сам Чехов, поразительно точны: теплый пар, запах навоза и овечьего молока чувствует не только волчица, разгребающая соломенную крышу хлева, но и читатель. волчихи приучают Его рассказы пронизаны запахами, звуками, он знает повадки, образ жизни, привычки животных (обыкновенно своих детей к охоте, давая им поиграть с добычей). Благодаря этому литературный герой на какое-то время становится типичным обитателем мира природы.
Рубеж веков не внес каких-либо разительных изменений в процесс развития природоведческой литературы. Из созданного большое внимание привлекают рассказы Натальи Ивановны Манасеиной. «Бутузка». Автор стремится проникнуть в психологию животного (песик любит шерсятной платок, который напоминает ему мать и воспринимается как ее тепло и ласка). Манасеина ратует за то, чтобы животные жили естественной, т.е. привычной для них, жизнью : привезенный с дачи в городской дом, Бутузка не может привыкнуть к правилам жизни в неволе, огорчает и страдает от этого. Педагог по образованию, автор не забывает дать в своих рассказах образец детского поведения по отношению к природному миру («Лягушка»).
После революции 1917г. в природоведческой литературе происходят кардинальные изменения. На протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы человеком, тема господства человека над природой (В.И.Инбер «Ночь под Москвой»).
Так же круто изменилось и направление развития литературы. Она в основном становится научно-художественной и продолжает оставаться ею до конца XXв. Приоритет ее над художественной стал возможен потому, что в детскую литературу, начиная с 20-30-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о природе, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знающие возрастные особенности детского восприятия. Это Бианки, Акимушкин и т.д.
Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого.
Главной книгой жизни Бианки, по мнению Сладкова, является «Лесная газета», созданная в жанре энциклопедии, где представлена система знаний о временах года. Энциклопедия тематически многообразна, системна, в ней представлено множество интересных сведений по различным вопросам.
Иногда энциклопедические знания преподносятся читателю в форме сказки (Шурко «Солечный мальчик»). Андрюша, будущий первоклассник, поверив в сказку, начинает понимать все человеческие языки, языки животных и птиц и одновременно накапливает знания из различных областей науки.
Кроме книг, посвященных естественной жизни природы, есть книги о животных, живущих в неволе (Дуров «Мои звери», Чаплина «Питомцы зоопарка»).
Во второй половине XXв. в природоведческой литературе заметна специализация авторов. Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Н.Романова пишет о мелких живых существах («Ящерка без хвоста»), а ее книга «Муравей Красная точка» - это научно-художественное описание эксперимента, который проводился автором.
Автор для наблюдения помечает муравья красной точкой, чтобы удобней было за ним наблюдать. Он обретает имя, автор – возможность наблюдать за ним. У муравья есть семья, свой дом, подружка-тля, которая угощает его « сладкой каплей березового сока». Экспериментатор переживает драматический момент исчезновения муравья во время дождя и радостную встречу с ним, храбрым и сильным. Он постигает тайны муравьиной природы: оказывается, «муравьи умеют чувствовать время», крепко спят ночью, даже яркий свет фонарика не будет их; имеют общих детей, которых вместе кормят; касаясь усиками друг друга, сообщают новости. Благодаря муравью с красной точкой читатель не только узнал о муравьях, но и сам захотел быть исследователем.
С. Сахарнов более всего пишет об обитателей моря, так как с ним связана его профессия («По морям вокруг земли» детская морская энциклопедия).
Писатели изображают природу полной тайн. Они находят тайны там, где, казалось бы, их нет, где все давно известно и ясно. Дмитриев пишет о собаках, кошках, лошадях, т.е. о тех, кто давно уже рядом с человеком.
Но главной проблемой природоведческой литературы является нравственная проблема взаимоотношения человека с природой. Вопреки существовавшей на протяжении длительного периода (20-90-е гг. XXв.) общегосударственной установкой о том, что человек является хозяином и преобразователем природы, детская литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, отношения, при котором человек выступает существом разумным, берегущим природу, знающим особенности ее развития, ощущающим себя частью природы, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Особенность решения этой задачи заключается в отсутствии примой назидательности, открытой дидактики, поучения. Чтобы нравственное содержание разговора стало яснее ребенку, писатели прибегают к жанру сказки (Бианки «Красная горка»). В обычном реалистическом рассказе также не исключается нравственная проблематика (Пришвин «Лоси»). И также используется олицетворение как художественный прием, созвучный мировосприятию ребенка (Пришвин «Осинкам холодно»).
В природоведческой литературе большое значение имеет образ повествователя, мудрого, много знающего человека, труженика, охотника, рыболова, исследователя, желающего поделиться с читателями своими наблюдениями и открытиями.
Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других.
Природа писателей – это олицетворение Родины. Задача современных писателей – изменить взгляд человека на природу, сделать устойчивым понимание кровной связи мира человека и мира природы. Имея маленького читателя как объект приложения своих идей, детская литература с помощью особого художественного языка говорит с ним о том же, и чем страстно обсуждали Чехов в «Лешем».
Природоведческая проблематика в детской литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира.
Художественное направление развития литературы о природе представлено именами Пришвина, Паустовского, Житкова (цикл «Рассказы о животных»).
Определение понятий «природоведческая литература», «анимизм», «антропоморфизм».
В теории детской литературы нет научного определения понятия природоведческое произведение. Очевидно, им можно считать то произведение, где основной темой является сама тема природы, взаимоотношений человека и природы, основным объектом изображения – природный мир, основными художественными средствами – анимизм, антроморфизм, в научно-художественной литературе – научное описание. Главная задача – воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы (1919г.). В наше время к этому необходимо добавить задачу воспитания разумного отношения человека ко всему природному миру.
Анимизм (душа) – это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку.
Антропоморфизм (от антропо... и греч. morpho — вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.
В. Белинский о природоведческой детской книге.
Белинский впервые отметил, что нужна природоведческая литература. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, заметил отсутствие «толковых книг», дающим детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно – познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем цартсвам природы». Он подсказал основной способ изображения природы – одушевление, антропоморфизм.
Путь знакомства ребенка с миром природы должен быть простым: надо рассказать малышу о том, что окружает его, о самом обычном и каждодневным. Белинский неоднократно указывал на то, какою должна быть детская природоведческая книжка: это «книжка с картинками», с «простым толковым текстом о том, как прекрасна природа», текстом, в котором представлена «научная систематизация излагаемого».