Литературное чтение в начальной школе
Иванова Ксения Валерьевна
Начальная школа-это особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием основ обучения и способностью учащихся организовывать свою деятельность. Навыки чтения дадут младшему ученику возможность самостоятельно приобретать новые знания и в будущем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для расширения мировоззрения ребенка, ознакомления его с природой, всего, что его окружает. Через книгу ребенок испытывает модели поведения. Основной объем информации, которую дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, задача каждого учителя начальной школы состоит в том, чтобы научить ученика самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Умение читать-это то, чему одновременно учат, и то, чему учится ученик. Люди давно изменили важность владения чтением, как говорят о нем, общим научным навыком, отражая их отношение к чтению в пословицах и высказываниях.
Умение читать является одним из самых сложных психофизиологических объектов. В нем уникально тканые элементы и свойства, связанные с мыслями и речевой деятельностью; в процессе чтения участвуют желающие качества личности читателя, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, инсталляции; перечисленные в активном состоянии ранее накопленного представления и знаний об окружающей среде, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, слушаемом, просмотренном по телевизору, в кино, театре, на улице, мобилизован словарный запас, этот запас слов, которыми владеет читатель, накопленный в процессе повседневных речей, домашних хозяйств, индивидуальных и коллективных форм общения, интернализованные модели словесного использования, изменения и формирования слов, модели построения предложений, текста и т. д.Чтение, будь то общение с учебником, книгой или периодикой – открывает неисчерпаемые источники богатства и разнообразия, о приобретении, распространении и углублении знаний ребенка о себе, других людях, о мире перед учебником.
Чтение, книга, является мощным инструментом образования, воспитания и развития: умственным, лингвистическим, разговорным, моральным, культурным, эстетическим, информативным, говорящим более широко – интеллектуальным и чувственным, средством развития всех способностей.
Вот почему в начальной школе так много внимания уделяется формированию полноценных и тщательно изученных навыков чтения у каждого ученика.
Литературное чтение позволяет детям общаться с самыми разными, конечно, чем-то особенным, замечательными людьми через произведение искусства, которое они создали. В таких уроках ребенок приобретает способность как можно больше полностью овладеть художественной речью писателя, который обращается к нему, учится понимать, что, что, кто и как говорит ему автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как к слушателю. Слушая себя, он пытается ответить на вопросы:
Умение читать-это то, чему одновременно учат, и то, чему учится ученик. Люди давно изменили важность владения чтением, как говорят о нем, общим научным навыком, отражая их отношение к чтению в пословицах и высказываниях.
Умение читать является одним из самых сложных психофизиологических объектов. В нем уникально тканые элементы и свойства, связанные с мыслями и речевой деятельностью; в процессе чтения участвуют желающие качества личности читателя, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, инсталляции; перечисленные в активном состоянии ранее накопленного представления и знаний об окружающей среде, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, слушаемом, просмотренном по телевизору, в кино, театре, на улице, мобилизован словарный запас, этот запас слов, которыми владеет читатель, накопленный в процессе повседневных речей, домашних хозяйств, индивидуальных и коллективных форм общения, интернализованные модели словесного использования, изменения и формирования слов, модели построения предложений, текста и т. д.Чтение, будь то общение с учебником, книгой или периодикой – открывает неисчерпаемые источники богатства и разнообразия, о приобретении, распространении и углублении знаний ребенка о себе, других людях, о мире перед учебником.
Чтение, книга, является мощным инструментом образования, воспитания и развития: умственным, лингвистическим, разговорным, моральным, культурным, эстетическим, информативным, говорящим более широко – интеллектуальным и чувственным, средством развития всех способностей.
Вот почему в начальной школе так много внимания уделяется формированию полноценных и тщательно изученных навыков чтения у каждого ученика.
Литературное чтение позволяет детям общаться с самыми разными, конечно, чем-то особенным, замечательными людьми через произведение искусства, которое они создали. В таких уроках ребенок приобретает способность как можно больше полностью овладеть художественной речью писателя, который обращается к нему, учится понимать, что, что, кто и как говорит ему автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как к слушателю. Слушая себя, он пытается ответить на вопросы:
- Понимаю ли я автора?
- Трудно мне или легко читать его произведение?
- Нравится оно мне или нет?
- Весело мне или грустно, когда я читаю?
- Что бы сделал я в подобной ситуации?
Замечательно по этому поводу сказал Д.С.Лихачев: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом. делает вас мудрым. Но все это дается вам только, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.
Позитивное отношение к чтению начинается с того момента, когда:
ваш ребенок будет чувствовать себя, как участника событий, который автор предоставил;
когда он обнаруживает личный смысл в читаемом;
когда книга сталкивается с ним как пространство для реализации собственного творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественной литературы будет эффективной только тогда, когда ребенок заинтересован в чтении, для литературы в целом. Только тогда в классе будут вести не только разговоры о предмете, но и разговоры о доверии, которые глубоко повлияют на ребенка, заставят вас задуматься о чем-то и о чем-то важном для себя. Только тогда каждый новый кусок будет для ребенка как личное раскрытие чего-то нового для него.
Как это сделать? Как привить ученику способность работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?
Сухомлинский пишет: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным»,
ваш ребенок будет чувствовать себя, как участника событий, который автор предоставил;
когда он обнаруживает личный смысл в читаемом;
когда книга сталкивается с ним как пространство для реализации собственного творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественной литературы будет эффективной только тогда, когда ребенок заинтересован в чтении, для литературы в целом. Только тогда в классе будут вести не только разговоры о предмете, но и разговоры о доверии, которые глубоко повлияют на ребенка, заставят вас задуматься о чем-то и о чем-то важном для себя. Только тогда каждый новый кусок будет для ребенка как личное раскрытие чего-то нового для него.
Как это сделать? Как привить ученику способность работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?
Сухомлинский пишет: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным»,
Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтении как уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.
Значение понятия «интерес» в педагогической психологии очень свободное. Этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «понимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», 2желание» и «мотивация». В теории учения И.Герберта именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Мы возьмем за основу общепсихологическое определение интереса как эмоционального переживания познавательной потребности. Важность создания условий возникновения интереса к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. Ими были выделены следующие критерии:
- возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность;
- создание проблемных ситуаций;
- разнообразие учебного материала;
- опора на прежде усвоенные знания;
- личное отношений учителя к предмету, его «живое», эмоционально окрашенное слово.
Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало это системы – в семье. Прежде всего ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в 16 веке были написаны строчки:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.
И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге.
1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребенка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г.Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали»:
«Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира от реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?».
3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и художественной детали. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.
5. Последняя особенность читателя младшего возраста – отсутствие реакции на художественную форму.
В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вчитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребенок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.