Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с текстом в начальной школе

Куликова Татьяна Викторовна,
учитель начальной школы ГБОУ СОШ № 324
Курортного района 
Санкт-Петербурга
      Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у детей основ умения  учиться и организовывать свою деятельность. Одним  из важных этапов является читательские умения. Они дают возможность самостоятельно приобретать новые знания для того, чтобы в дальнейшем создать основу для самообучения и самообразования на последующих этапах обучения.
     В настоящее время современного ученика очень трудно мотивировать к познавательной деятельности посредством книги. Происходит это, на мой взгляд, из-за ряда причин:
*насыщенность информационными технологиями
*ложное высказывание «познать мир искусства  можно другими способами»
* отсутствие домашних библиотек
*личный пример родителей
*школьные проблемы (обязаловка и тематика программы)
      Без чтения нет человека, а нет человека – нет личности.
      Считаю, что в начальной школе необходимо поэтапно учить детей работе с текстом, говорить, рассуждать, обсуждать, пересказывать, чтоб не столкнуться с затруднениями на всех уроках учебного процесса.
      Существует много различных приемов работы, но я хочу рассказать свой алгоритм работы, выработанный за много лет:
  1. Чтение фамилии автора, знакомство с его биографией.
  2. Заглавие произведения (предположения, обсуждения мыслей автора).
  3. Чтение произведения (первичное, ознакомительное, по группам, цепочкой, вслух, про себя).
  4. Словарная работа (работа с опорными словами, лексическое значение слов, маркировочные пометки).
  5. Определение темы произведения.
  6. Определение идеи произведения.
  7. Определение жанра произведения.
  8. Характеристика героев ( воображаемое или текстовое описание).
  9. Ответы на вопросы по тексту, нацеленные  на понимание прочитанного.
  10.  Различные виды творческих заданий для работы с текстом после чтения (иллюстрации, подписи цитат к рисункам)
  11.  Деление на смысловые части.
  12.  С оставление плана.
  13.  Пересказ.  
Продуманная, целенаправленная и системная работа позволяет ребенку:
    - выбирать нужную и полезную информацию из большого представленного     объема
    - развивает способность думать, принимать решения, концентрировать      внимание, делать выводы, повышать активизацию
   - сопоставлять, классифицировать информацию
   - осуществлять метапредметные связи
   - развивать умения работать с текстами разных жанров 
Можно выделить несколько этапов работы:
I этап (1 класс) - обучение чтению и пониманию прочитанного, структура текста, озаглавливание, составление схематичного картинного плана.
II этап (2 класс) – смысловое чтение, начальные навыки анализа текста, деление на абзацы и составление плана, работа с опорными словами, характеристика героев, пересказы разного вида.
III этап (3, 4 класс) – закрепление работы II этапа, нахождение нужной информации, оценка прочитанного, сравнение и классификация, осмысление и воссоздание, применение полученных знаний, умений и навыков (УУД) в учебных и жизненных ситуациях.
      На протяжении многих лет работы в начальной школе, мною сделан вывод, что каждое читательское умение не формируется по отдельности. Все умения образуют систему. Поэтому систематическая работа дает свои реальные результаты.    
       Остановиться конкретнее хочется на одном из важнейших, на мой взгляд, видов работы – пересказ, который объединяет все предметы в школе.
       Пересказ – это изложение текста своими словами. Без понимания текста не получится пересказа. Вышеизложенная работа с текстом является подготовительным этапом работы над разными видами пересказов.
       Подробный пересказ  (близко к тексту) – изложение текста точно и близко к оригиналу.
       Выборочный пересказ – изложение лишь части текста.
       Сжатый пересказ (краткий)сложный пересказ, который требует изложения текста своими словами, кратко передавая суть прочитанного.
       Творческий пересказ – изложение текста с творческими дополнениями, пересказ от третьего лица, инсценирование, словесное рисование. 
        Учить пересказу мы начинаем в начальной школе, но родители должны разговаривать с детьми,  спрашивать, внимательно слушать – это начальный этап подготовки к пересказу. Чем больше ребенок слышит связной речи, тем легче он придет к сути пересказа.
        Хочется поделиться памятками, которые мною разработаны для того, чтобы ребенок смог упростить свою работу над пересказом и выработать алгоритм.
Памятка для подробного пересказа.
1.Прочитай текст, определи его тему (о ком, о чем) и главную мысль ( чему учит, что хочет донести до читателя автор).
2.Раздели текст на смысловые части.
3.Определи тему или главную мысль каждой части, озаглавь их, т.е. составь план.
4.Отбер  слова, словосочетания и предложения, которые надо запомнить у автора, постарайся запомнить. Отбирайте яркие, точные, образные выражения.
5.Пользуясь планом, перескажи текст подробно.
6.Проверь, получился ли у тебя близкий к плану пересказ. 
Памятка для сжатого (краткого) пересказа.
1. Чтение текста, определение  его темы (о ком, о чем) и главной мысли ( чему учит, что хочет донести до читателя автор).
2.Выделение главного, существенного, без чего не может быть текста.
3.Выделение подробностей, которые можно опустить.
4.Обобщение сходных явлений:
а) выделение главного, без чего не может быть текста;
б) выделение подробностей, чтобы их опустить;
в) обобщение сходных явлений.
5.Составь план и перескажи по нему кратко.
6.Проверь. 
Памятка для выборочного пересказа.
1.Прочитай текст, определи его тему (о ком, о чем) и главную мысль ( чему учит, что хочет донести до читателя автор).
2. Выдели часть текста, которую будешь пересказывать.
3. Выдели подробности, которые можно опустить.
4.Определи тему или главную мысль этой части, составь план.
5.Отбер  слова, словосочетания и предложения, которые надо запомнить у автора, постарайся запомнить. Отбирай яркие, точные, образные выражения.
6.Составь план, пользуясь им, перескажи текст.
7.Проверь, получился ли у тебя выборочный пересказ. 
       При работе важно обращать внимание на: выразительность речи, яркость, точность, правильность построения предложений и всего рассказа.
Необходимо обращать внимание на «хитрости» ( акцентирование перед началом работы):
- читай с чувством, толком;
- рисуй мысленно картину;
- дели на смысловые части.
        Итогом работы должно быть обязательно комментирование пересказа.
 1.Получился ли подробный, сжатый, выборочный или творческий пересказ?
- удачно ли начало
- все ли последовательно по плану
- удачен ли конец
 2. Какие слова, словосочетания и предложения использованы рассказчиком удачно, какие нет?
3. Какие были ошибки?
      В заключении хочу сказать, что пересказу невозможно научиться сразу. Важна планомерная, постепенная, кропотливая работа, которая обязательно «даст свои плоды» в дальнейшей жизни. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»