Методическая разработка в помощь учителям при изучении басен
История возникновения басен.
Изучение басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»
Сидорова Мариана Ильинична,
учитель начальных классов
I Басня – одна из древнейших форм словесного искусства.учитель начальных классов
Басня – короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания, одна из древнейших форм словесного искусства.
Зачатком басни был пример из жизни – простейшая форма аргументации в обычной разговорной речи.
Образы животных, ставших основными героями басни, хорошо знакомы народной фантазии со времен первоначального анимизма и тотемизма, когда религиозное сознание переносило человеческие характеры и отношения на мир животных так же, как на мир богов.
Образы, созданные религиозным сознанием человека, стали первым достоянием его художественного сознания: боги и герои сделались персонажами мифа, животные – персонажами басни.
Басня пользовалась большой популярностью на Ближнем Востоке, тексты басен обнаруживаются в шумерских и вавилонских клинописных табличках, в Библии.
Но в качестве самостоятельного жанра, независимого, как в Библии, от контекста, и не смешиваемого с пословицами и поучениями, как в Шумере и Вавилоне, басня выделилась в Греции. В Греции басня стала орудием борьбы.
В древнегреческой литературе есть примеры сложившейся формы басни с устойчивым кругом мотивов, персонажей и поучений.
На Востоке басню рассказывали старшие младшим, высшие низшим, народные ораторы правителям. Иносказательность басенной формы позволяла пользоваться ею там, где прямо социальный протест был невозможен. Недаром этому периоду соответствует предание о жизни легендарного родоначальника басни – Эзопа.
II Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова, Толстого.
Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец. Геродот свидетельствует, что Эзоп жил в VI веке до н.э. на Самосе. По преданию, это народный мудрец, хромой раб, безвинно сброшенный со скалы по решению дельфийских жрецов. Считается создателем и канонизатором басни.
Со временем, в связи с переменами в общественной жизни, совершаются и перемены в форме бытования басни. Из «высокой» литературы для взрослых басня переходит в литературу учебную, предназначенную для детей. С её помощью дети впитывали народную мудрость. Около 300 г. до н.э. составляются первые сборники басен. В эпоху Возрождения (1479 г.) в Италии было напечатано первое издание эзоповского сборника басен. С этого периода берет начало история европейской литературной басни – жанра, которому суждено было возвеличиться именами Лафонтена ( 1621-1695) и И.А. Крылова ( 1768 – 1844).
С именем Эзопа связано выражение « Эзопов язык», обозначающее особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались художественная литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензурного гнёта.
Мотивы басен Эзопа мы встречаем в творчестве русских писателей
И.А. Крылова и Л.Н. Толстого.
III Методические рекомендации к разработке урока по басне
И.А. Крылова « Лисица и виноград».
Басня – небольшое художественное произведение, написанное в прозе или в стихах, главные персонажи – животные, но в них мы узнаём характеры людей. В басне всегда есть аллегория ( иносказание), мораль, художественный образ.
Сюжет басни « Лисица и виноград» Крылов взял у Эзопа. Но не только Крылов воспользовался этим сюжетом. Л.Н. Толстой также перевёл эту басню.
Для изучения басни И.А. Крылова« Лисица и виноград» на уроке необходимо иметь басню Эзопа и басню Толстого с одноимёнными названиями.
Анализ художественного произведения.
- Чем похожи и чем отличаются эти басни у Эзопа и Л.Н. Толстого?
- Чем отличается басня Толстого от басни Крылова? ( проза, стихотворная форма)
- Есть ли у Толстого оценка действия лисы? А у Крылова?
- Какой лиса представляется у Толстого? ( хитрая) У Крылова? ( голодная)
- Каким был виноград на самом деле? ( спелым)
-Что значит « кисти рделись»?
- Как вы понимаете слова « У кумушки глаза и зубы разгорелись»? ( так бы и съела)
- Почему Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтами?
- Прочитайте действия лисы, как пытается она добыть виноград?
- На кого досадует лиса?
- Жалко ли вам лису в басне Толстого? Почему?
- А в басне Крылова? Почему?
- Подумайте, какой бы вы нарисовали лису в басне Толстого, а какой у Крылова?
- Чему учит нас эта басня? ( Нельзя добиться чего-то, обвиняя в этом других, а не себя.)
Работая над данным произведением можно использовать такие формы работы, как инсценировка, чтение по ролям, чтение наизусть, просмотр видео и т.д.
Форму урока учитель выбирает сам в зависимости от тех целей и задач, которые ставит для себя и хочет достичь от своих учащихся.