Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка культурно-образовательной практики

Арт-объект по произведению Роальда Даля «Матильда»

Харчевникова Марина Андреевна

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир
и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда,
когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами”.
В.А. Сухомлинский
  1. Актуальность
Читательская культура – важнейшая составляющая современного общества. Чтение является неотъемлемой частью многообразных форм социальной деятельности, обеспечивающей воспроизводство культуры и общества.
Читательская культура – это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора: устойчивый интерес к чтению и книгам; читательская эрудиция; навыки выразительного и осознанного чтения текста, способность к восприятию произведений различных жанров, необходимый уровень теоретико-литературных знаний, библиографические умения, оценки и интерпретации произведения (прочитанного), речевые умения выражать свои мысли и чувства в связи с прочитанным, понимать позицию автора.
Читательская культура формируется с детства, т.к нужно наладить общение ребёнка с книгой, чтобы он понимал её ценность.
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
  1. Цель – реализация читательских культурно-образовательных практик через создание арт-объекта по произведению Роальда Даля «Матильда».
        Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с произведениями Роальда Даля и проанализировать их;
- познакомиться с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных ресурсов;
- пробудить интерес у детей к творчеству Роальда Даля;
- расширить и углубить знания по изучаемой теме;
- формировать навыки рефлексии.
Развивающие:
- формировать умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, интегрировать и оценивать информацию в разных формах и разными способами;
- развивать коммуникативные навыки работы в группе, принимать на себя разные роли и обязанности;
- активизировать деятельность учащихся с помощью заданий поискового характера.
Воспитательные:
- повышение социальной активности учащихся, повышение их самостоятельности и ответственности при работе над проектом;
- воспитывать эстетический вкус при выполнении творческих заданий.
3. Адресная группа – дети 1 класса (6-7 лет).
4. Место культурно-образовательных практик: Читательская практика является основной учебной практикой при работе с литературным проектом. Данная практика используется на основных предметах в начальной школе. В ходе работы дети  используют те знания, которые они получили, подготавливая проектную работу. Читательская практика имеет тесную связь с такими учебными дисциплинами как Литературное чтение, Окружающий мир, Технология, Изобразительное искусство. Знания и навыки, полученные при работе с данными практиками, могут быть полезными в их дальнейшем обучении. Практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать детей к взрослой жизни.
Содержание культурно-образовательных практик
Данная культурно-образовательная практика по книге «Матильда» дает опыт для учащихся  по  работе с книгой, рассказывает о работе библиотекаря и самой библиотеки. Прочитав книгу и обсуждая ее, вместе с детьми мы выяснили, что Матильда – гениальный ребенок, не понятый своими родителями. Она одинока и ищет волшебство в книгах. Книга делится умным советом для ребёнка: оглянись, в мире много волшебства, особенно в книгах. Не расстраивайся, и будь добрым человеком, тогда мир обязательно тебе подарит чудо.
На опыте главной героини, детям очень понравилось в библиотеке и они с радостью вернулись туда вновь за новой книгой.
Культурно-образовательная практика по книге «Матильда» помогает выявить взаимосвязи поколений (родители и дети), их взаимоотношения между собой.
Первое знакомство с книгой происходит в семье (устные рассказы и чтение вслух). Благодаря этому в семье может появиться традиция – семейное чтение. Когда все собираются вместе за семейным столом или  вокруг камина и читают интересную книгу вслух. Еще одна замечательная семейная традиция – это создание домашней библиотеки, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.
При этом можно проводить акции «Подари книгу малышу», «Подари книгу библиотеке».
Создавая данную проектную работу, дети делали мини-книжки. Затем проводили акцию «Подари книжку-малышку другу», сами делали книжки и дарили друзьям и родным.
Работа над данным литературным проектом велась в течение 4 месяцев. Летом детям и родителям предложили прочитать книги Р.Даля и выбрать наиболее интересное произведение. Дети остановили свой выбор на сказке «Матильда», так как им очень понравилась главная героиня.
Для детей 1 класса (6-7 лет) наиболее подходящей является номинация «Арт-объект», так как они любят создавать, мастерить, что-то делать руками.
Для того чтобы, получить результат – арт-объект, была проведена большая работа:
1. Вхождение в проект: чтение произведений Р.Даля
2. Выбор произведения.
3. Просмотр художественного фильма по этому произведению (Сравнительный анализ с книгой)
4. Определение проблемы предполагаемого проекта, цели и задачи.
5. Посещение библиотеки, знакомство с ее работой
6. Распределение ролей в группе.
7. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным исследовательским творческим задачам.
8. Промежуточное обсуждение полученных данных.
9. Оформление продукта проекта. Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной работы), выводы.
 
Описание конечного продукта, полученного в результате деятельности учеников:
На деревянной подставке (длина – 40 см, ширина – 47 см) расположено кресло (высота – 36 см), на котором сидит главная героиня Матильда, читающая книгу. Так как девочка очень любит читать книги, поэтому вокруг кресла и на нем мы разместили книжки-малышки разных жанров, многие из которых были взяты из самого произведения.
Таким образом, данная культурно-образовательная практика дает возможности для применения ее на уроках литературного чтения при работе с произведениями других авторов.
Благодаря такому виду работы с книгой у детей развивается воображение и фантазия, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Они учатся размышлять, анализировать, выделять главное, давать характеристику героям. В результате, у ребенка появляется интерес к чтению, желание познакомиться с другими произведениями, посещать библиотеку и брать все новые книги.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»