Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника

Малыгина Марина Валентиновна,
учитель начальных классов ГБОУ № 598
 
     В настоящее время среди первоклассников приходит немало читающих детей, но при этом наблюдается равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности. Федеральные государственные стандарты общего образования ориентированы на формирование умения учиться. И это не дань моде со стороны учёных, а требование современного общества. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Первые школьные старты во многом определяют высоту подъема по ступеням среднего и далее высшего образования.
           В соответствии с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения. Главным звеном продуктивного чтения является система контроля результатов индивидуальной работы с текстом.
        Как сверхсложный вид речевой и мыслительной деятельности, чтение формируется при условии достаточно зрелой саморегуляции школьника. Познавательная направленность чтения и определяет целеполагание. Полное смысловое восприятие прочитанного достигается только при отождествлении читателя с автором текста. Присвоение знания требует включенности ума, активизации мысли и чувств читающего. Важно учитывать субъективную сторону понимания, которая зависит не только от психофизического состояния школьника, но и степени владения языком. Смысловое восприятие углубляется по мере овладения более сложными видами чтения.
Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
       Смысловое чтение занимает особое место в овладении начальной грамотностью и интегрирует в себе навыки устной и письменной речи, слушания и говорения. Навыки чтения развиваются путем последовательного усложнения функциональной структуры работы с текстом. В структуре навыка чтения разграничивают следующие параметры: способ (тип) чтения, скорость чтения, правильность (точность, ошибочность), автоматизация навыка, понимание читаемого, а именно, как максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
       Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к окружающему миру;
- в регулятивные УУД -формулирование и удерживание учебной задачи; составление плана и последовательность действий;
- в познавательные УУД – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-в коммуникативные УУД – умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
          Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений: 
- информационно-содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, умение раскрыть тему и главную мысль;
- умение работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку;
-устанавливать зависимость содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, иллюстрациям;
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться толковым словарём;
- выделять опорные слова;
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию
- находить в тексте описание к иллюстрациям
         Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.
2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.
          Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:
  • Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  • Определение последовательности событий в тексте.
  • Формулирование простых выводов после прочтения.
  • Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
  • Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
  • Развитие читательского воображения.
  • Преобразование прочитанного текста в таблицу.
  • Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
  •   Активная работа со словом.
  •   Применение метода «ведение диалога с текстом».
  •   Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
              В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:
- повысится интерес учащихся к чтению;
- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.
Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»