Урок – исследование дедуктивного типа в начальной школе:
технология построения, методы и приёмы, анализ результатов
учитель начальной школы
ГБОУ лицей № 384 Санкт-Петербурга
В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса выделяют две основные разновидности методики исследования – индуктивного и дедуктивного типа.
Я остановлюсь на методике проведения урока дедуктивного типа, так как считаю, что данный тип урока наиболее подходит для детей начальной школы.
Цель дедуктивного исследования – подтверждение (доказательство) или изучение форм проявления гипотезы в разных условиях, ситуациях, сферах.
Этап создания проблемной ситуации
Ключевым моментом мотивации дедуктивного исследования является гипотеза - обобщение. Поэтому на этапе мотивации создаю проблемную ситуацию, которая приведет учащихся к формированию общей идеи как гипотезы, т.е. положения, нуждающегося в подтверждении. Успешность всей работы учеников во многом определяется успешностью прохождения этапа мотивации. В данном случае эта успешность определяется тем, действительно ли у детей родилась эта гипотеза, или она оказалась чем-то внешним по отношению к ребенку.
Проиллюстрирую важные для этого этапа моменты примером из урока внеклассного чтения во 2 классе «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить» по теме «Я и мои друзья» УМК «Школа России».
На этапе мотивации я предлагаю послушать детям рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных». После чего задаю вопросы:
- Произведение какого жанра мама могла прочитать дочке?
- Как вы догадались, что именно басню, а не стихотворение, не рассказ, не пословицу?
В поиске общей идеи, связывающей ответы, дети выдвигают идею о том, басня (басенное слово) оказывает особое влияние на человека, его поведение.
Этап исследования соотносится с этапом поиска решения: сводится к поиску и отбору таких фактов, которые подтверждают (опровергают) эту гипотезу, раскрывают формы ее проявления в разных условиях, ситуациях, сферах.
На этом этапе я организовываю работу в малых группах, каждая из которых изучает разный материал.
Так, в уже упомянутом примере урока дети проверяют выдвинутое предположение, изучая описание случая из жизни
1 группа - в рассказе В. А. Осеевой «До первого дождя»,
2 группа – в рассказе Е. А. Пермяка Бумажный змей»,
3 группа – в рассказе Н. Н. Чебаевского «Одинаковые»,
и подбирая мораль из басен А. И. Крылова «Арбуз», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Кот», «Чиж и Голубь», басня С. В. Михалкова «Чужая беда».
Этап обмена информацией
На данном этапе дети в диалоге со мной анализируют текст, выделяют позиции героев и автора рассказа, зачитывают и фиксируют в рабочем листе факты, подтверждающие гипотезу.
Этап организации информации
Организация информации обеспечивает и систематизацию новых знаний, без чего невозможно их дальнейшее использование. Она позволяет представить широту доказательства гипотезы, способствуя осознанию обоснования.
В качестве опорного средства, обеспечивающего такое систематическое оценивание и формирование умения выделять существенную информацию из текста, обосновывать идею, я использую специальную схему «Подтверждение идея фактами»:
Идея (гипотеза) | |||
факт | факт | факт | факт |
Схема 1 «Подтверждение идеи фактами»
Так, например, каждый подтверждающий факт, обнаруженный при чтении рассказов В. А. Осеевой «До первого дождя», Е. А. Пермяка Бумажный змей», Н. Н. Чебаевского «Одинаковые» дети фиксируют на схеме 1.
Такая организация информации обеспечивает необходимые условия для полноценного заключения о доказательности гипотезы на основании анализа имеющихся данных.
Этап связывания информации
Суть этапа связывания информации в случае дедуктивного исследования заключается в оценивании правомерности (доказательности) выдвинутой гипотезы или опровергающие. Дети формулируют заключение. Принимая во внимание всю имеющуюся информацию, систематизированную на предыдущем этапе. Тщательность проведения процесса доказательства здесь тем более важна, что основной целью дедуктивного исследования и является обоснование какой-то идеи, а не ее открытия.
Я считаю, что умение доказывать, обосновывать свои идеи, выводы, решения и формируется главным образом благодаря проведению учащимися дедуктивных исследований.
Этап подведения итогов и рефлексия
На этом этапе необходимо вернуться к тем малым гипотезам, которые были выдвинуты во время мотивации. Оценка малых гипотез с точки зрения изученной информации позволяет осмыслить значение общей идеи, внести необходимые уточнения и дополнения.
Кроме того, осуществляю рефлексию проделанной мыслительной работы. Я обсуждаю с детьми, достигнута ли поставленная задача исследования, что осталось невыясненным, что нуждается в уточнении (проблемные зоны).
Систематическое применение такой методики в учебном процессе позволяет детям научиться работать с информацией, обеспечивает развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и приобретение учениками начальной школы важных исследовательских умений
Список литературы:
- Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение/ [Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова, Н. Б. Соловьева. = под ред. Н. Б. Шумаковой, М.: Просвещение, 2014. – 168 с.