Методическая разработка. Технологическая карта урока. Защита проекта
Поэзия как средство выражения отношения к природе
Лёвина Наталия Николаевна,
учитель ГБОУ школа № 559
Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ школа № 559
Санкт-Петербурга
Учитель | Лёвина Наталия Николаевна |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Тема урока | Учебный проект «Поэзия как средство выражения отношения к природе» |
Тип урока | Защита проекта |
Цель |
Представление результатов долгосрочного учебного проекта и формирование объективной оценки творческих способностей и интеллектуального потенциала участников проекта
|
Задачи | |
образовательные: |
учить обучающихся анализировать, делать выводы, формировать свою точку зрения при работе над проектом, отстаивать её, приводя аргументы; наблюдать за словом, его многозначностью, красотой; формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения; учить работать с текстами разных жанров; учить самостоятельной исследовательской работе по композиционному анализу стихотворений известных поэтов; научить пользоваться основными «инструментами» стихотворчества при создании собственных стихотворений; активизировать познавательную деятельность
|
воспитательные: | формировать культуру творческого восприятия литературного произведения; воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой; учить видеть красоту окружающей при роды и бережно относиться к ней; воспитывать эстетическое отношение к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни; формировать и воспитывать нравственность, доброе и деликатное отношение к другим людям, требовательность и ответственность к себе |
развивающие: | развивать учебно – интеллектуальные, коммуникативные, учебно – информационные умения; совершенствовать навыки самоконтроля; способствовать становлению и развитию речи, мышления; привить интерес к лирическим произведениям |
Планируемые результаты | |
личностные: | сформировать ориентацию на понимание причин успеха при работе над проектом; воспитать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других; научить умению слушать и высказывать свою точку зрения; сформировать чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней |
предметные: | коллективно обсудить и дать содержательную оценку результатам и процессу работы над проектом, исправить и дополнить содержание проекта и продукта проекта – «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года»; научиться высказывать личное мнение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; прочитать и проанализировать рассказы, сказки, стихи о временах года собственного сочинения и известных поэтов; участвовать в драматизации произведений; представить для обсуждения иллюстрации к произведениям; представить в творческой группе сценарий для защиты проекта, презентацию |
метапредметные: | регулятивные УУД – формировать УУД через создание учащимися произведений для «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года»; представить гостям урока собранную информацию, свои творческие находки для объективной оценки; высказать свою точку зрения, аргументировать её; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; учиться принимать чужое мнение; вносить коррективы в материалы проекта после анализа результатов экспертной группой познавательные УУД - формировать УУД через создание учащимися своих литературных произведений; научиться находить нужную информацию, используя словари (толковый, синонимический, фразеологический), учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; выделять необходимую информацию из текстов разных видов; в процессе анализа литературных произведений и на основе собственного жизненного опыта научиться строить логические рассуждения, включающие определение причинно – следственных связей; научиться извлекать необходимую информацию для создания литературного сборника коммуникативные УУД – работая в творческой группе, учатся учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; учатся аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёров при выработке решения; оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляют взаимоконтроль; учатся владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач; учатся задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; проявляют толерантное отношение друг к другу |
Межпредметные связи | литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, музыка |
Формы деятельности | групповая, индивидуальная, фронтальная |
Формы обучения | исследование, деятельностный способ обучения, практикум, сочинительство |
Ресурсы | ПК учителя, медиапроектор, презентация, словари, памятки, энциклопедии, «Красная книга», сборники стихов известных поэтов, портреты поэтов, репродукции картин, зеркальный шар для имитации падающих снежинок |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент Вступительное слово учителя |
Приветствует всех участников урока защиты проекта. Сообщает цель урока: представление результатов долгосрочного учебного проекта «Поэзия как средство выражения отношения к природе» и формирование объективной оценки при защите проекта. Знакомит с этапами проектной деятельности, представляет гостям урока название и состав творческих литературных групп:
|
Самостоятельная проверка своего рабочего места. Подготовка наглядных материалов, костюмов, иллюстраций картин, презентации проекта ( паспорт проектной деятельности, проект продукта – «Литературный сборник стихов, рассказов, сказок о временах года») | Коммуникативные: проявлять толерантное отношение к людям Регулятивные: развивать навыки самоконтроля |
2. Отчёт о проделанной работе творческой литературной группы «Оформители» | Объясняет всем участникам урока условия защиты проекта и критерии, по которым необходимо давать объективную оценку работе творческих групп; выдаёт всем лист оценки достижений. - Для развития видения, т.е. ярких образных представлений на основе читаемого, вы использовали приёмы иллюстрирования текста. - Расскажите, какие иллюстрации вы нарисовали для нашего сборника? Задаёт вопросы группе «Оформители» по представленному отчёту их работы; просит экспертную группу оценить достижения этой творческой группы; благодарит всех участников и награждает членов группы эмблемами проекта |
Группа «Оформители рассказывает и демонстрирует этапы своей работы над проектом:
|
Регулятивные: учить планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, вносить изменения после анализа результатов Познавательные: учить выделять главное в тексте и передавать это через иллюстрирование Коммуникативные: работая в группе, учатся учитывать мнения партнёров, отличные от собственных Личностные: формировать эстетические чувства; научить умению слушать и высказывать свою точку зрения; формировать культуру творческого восприятия литературного произведения |
3. Отчёт о проделанной работе творческой литературной группы «Рекламщики» | - Трудно было бы попасть на наш урок-праздник, если бы не была проведена работа этой творческой группой. Ведь именно ими были разработаны и изготовлены приглашения, рекламы, афиши. Представляет творческие работы группы «Рекламщики», подводит итоги, анализирует. Экспертная группа даёт оценку их работе. Награждения, благодарности всем членам литературной группы |
Представляют образцы приглашений, рекламы, афиши, рассказывают об этапах работы группы «Рекламщики» - Приглашения на урок-праздник были вручены учителям школы задолго до сегодняшнего дня. Также мы подходили и приглашали всех родителей учеников нашего класса. Не забыли и своих друзей из других классов, а рекламы и афиши были вывешены в коридорах школы, в кабинетах, в учительской, у входа в школу и столовую. Члены группы отвечают на вопросы гостей урока: - Кто придумал иллюстрации для рекламы, какие источники информации использовали? - Что вы брали за основу сюжета? - Как распределяли роли в вашей группе? Кто был лидером? - Кто вам помогал в разработке приглашений, реклам, афиш? - Какими материалами для рисования пользовались? |
Личностные: проявляют интерес к передаче образов в иллюстрировании; формирование ориентации на понимание причин успеха в изобразительной деятельности, формирование эстетического художественного вкуса Коммуникативные: учатся задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; учатся владеть диалогической формой речи, обсуждая индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности Регулятивные: дают объективную самооценку результатам своей деятельности, а при необходимости вносят изменения в свою работу |
4. Подведение итогов работы всех литературных групп над интонационной выразительностью нашей речи а) Работа с толковым словарём б) Что такое интонационная выразительность нашей речи? в) Памятки по выразительному чтению г) Выразительное чтение ранее выученных стихотворений д) О подборе музыкального сопровождения |
- В толковых словарях найдите лексическое значение слова «ИНТОНАЦИЯ». - Каждая творческая группа работала над созданием собственной формулировки определённого вида выразительности нашей речи! - Прочитайте свои находки. - Прочитайте выразительно свои стихотворения для нашего литературного сборника. Оценка работы 1-ой группы Оценка работы 2-ой группы Оценка работы 3-ей группы Оценка работы 4-5 групп Обсуждение результатов работы всех участников проекта, объективная оценка экспертной группы, гостей урока - В своих литературных группах вы создавали «Памятки по выразительному чтению», оформители проиллюстрировали их. - Условием формулировки памятки была краткость изложения («Она сестра таланта»). Выдаёт памятки всем участникам урока; они дают объективную оценку - Пользуясь инструкцией по выразительному чтению, прочитайте наизусть стихотворения известных поэтов, которые помогли вам в работе над проектом. Эмоционально настраивает на прослушивание музыкальных произведений. - Поэтическое видение мира утверждает музыка. Благодаря ей мы глубже воспринимаем тонкость звучания и значение слов в стихотворениях. - А как вы думаете, ребята? - Какие стихотворения, рассказы, созвучные прослушанным музыкальным произведениям, есть в нашем «Литературном сборнике»? |
- При работе над проектом мы часто пользовались толковыми словарями для определения лексического значения неизвестных нам слов. - И сегодня мы принесли на урок толковые словари (раздают их гостям). - Попробуем объяснить слово «интонация». Все предлагают варианты ответов, обсуждают их - « Интонация – ритмико – мелодичный строй речи, чередование повышений и понижений тона, манера произношения, выражающая чувства говорящего». (читают из презентации на экране) 1-ая группа - Логическая выразительность в чтении – чёткое, раздельное чтение с паузами в конце и середине предложений, выделение слов логическим ударением. Читают свои примеры из собственных стихов и прозы. 2-ая группа - Образная выразительность направлена к изобразительному отражению явлений, картин, словесное рисование, видение поэтического образа. Читают свои стихотворения из проекта «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года». 3-я группа - Эмоциональная выразительность – глубокое чувствование событий, явлений литературного произведения. Читают свои произведения из литературного сборника. 4-5 группы - Стилевая выразительность – в стихах, рассказах, сказках, былинах и т.д. Читают свои творческие находки, соблюдая все нормы интонационной выразительности речи. Подводят итоги самостоятельной исследовательской работы и читают свои авторские стихотворения о временах года. Читают свои составленные памятки, обсуждают результаты, отвечают на вопросы Слайд: Памятка по выразительному чтению
Читают отрывки из стихотворений С.Есенина, И.Сурикова, А.Майкова. Подводят итоги самостоятельной исследовательской работы по композиционному анализу стихотворений С.А.Есенина. Демонстрируют портреты композиторов и поэтов, рассказывают об их творчестве. - Послушайте романс С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и вы убедитесь, как поэтическое видение мира утверждает музыка. - А теперь послушайте «Песню жаворонка» П.И.Чайковского и стихотворение В.Жуковского «Жаворонок». Рассказывают о творчестве поэтов и композиторов, о своих чувствах, впечатлениях, образах, которые представили во время прослушивания музыкальных произведений. Читают свои сочинения |
Познавательные: учатся выделять существенную информацию из литературных источников, из текстов разных видов; сравнивать произведения, классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать правильность выполненных заданий, принимать чужое мнение, вносить коррективы в материалы проекта после анализа результатов экспертной группой; показывают основные «инструменты» стихотворчества при создании собственных произведений Коммуникативные: оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляют взаимоконтроль; учатся владеть диалогической формой речи, задавать вопросы, проявлять толерантное отношение друг к другу Личностные: передают своё чувство любви к природе, заботы о ней через восприятие музыкальных произведений |
5. Физкультминутка. Игровая пауза, разучивание игры «Акростих» |
Подведение итогов сочинения стихотворных строк |
Играют с гостями в любимую игру России 19 века «Акростих». - Это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. - Напишите по вертикали выбранные слова, передавайте по цепочке и к каждой букве сочиняйте и дописывайте строчку (или свой акростих). - Прочитайте, что получилось. |
Познавательные: развивать речь, смекалку, находчивость; активизировать мыслительную деятельность Регулятивные: учить навыкам организации при выполнении коллективного задания |
6. О литературных приёмах. Олицетворение | - А какие литературные приёмы вы использовали, сочиняя свои стихи, рассказы, сказки для «Литературного сборника»? - Литературная группа «Поиск» подготовила вопросы для всех участников защиты проекта. Подведение итогов: - Спасибо! Все вопросы были правильными, направлены на рассуждение, доказательство. - Молодцы! Спасибо! - А теперь наши «Поэты» прочитают свои стихи, рассказы, сказки, в которых они использовали этот литературный приём – олицетворение. Оценка и выводы экспертной группы, награждения |
- При работе над проектом мы узнали, что олицетворение – это наделение предметов, явлений чувствами, настроением, способностями, характером человека.
- Как шумит Весна? - А как Зима «злится, хлопочет, ворчит»? - Почему Ф.Тютчев называет весну «прекрасное дитя»? - Докажите, что это стихотворение похоже на сказку. - Есть ли здесь приём «олицетворение»?
|
Коммуникативные: учить оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь сотрудничать со всеми участниками урока; учитывать разные мнения; включаться в диалог Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать литературные произведения Личностные: формировать эстетический вкус в процессе общения с литературными произведениями; проявлять адекватные эмоции и своё отношение к персонажам и в целом к произведению; проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям, в инсценировке, в целом – при выполнении и защите проекта; знать морально-нравственные ценности |
7. Заочная экскурсия в дом А.С.Пушкина | - Прочитайте стихи А.С.Пушкина о назначении поэтического слова. - В работе над нашим проектом вы, ребята, научились работе экскурсовода. - И сегодня вы проведёте заочную экскурсию для наших гостей в дом А.С.Пушкина. - Спасибо этим группам за большую исследовательскую работу! Родители учеников: - За такую огромную работу над проектом «Поэзия как средство выражения отношения к природе» мы, родители учеников 4-Б класса, подготовили для вас подарок: скоро состоится экскурсия в Царскосельский Лицей, где учился А.С.Пушкин! |
- «... И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...» (горит свеча, на экране появляются слайды: портрет поэта, картины с изображением дома А.С.Пушкина в селе Михайловское, домика няни; фотография «Усадьба зимой») Литературные группы «Поэты» и «Оформители» проводят для гостей заочную экскурсию в дом А.С.Пушкина Благодарят своих родителей |
Регулятивные: овладение навыками ведения монолога; отработка навыка исправления ошибок и выяснения причины их появления; развитие интереса к лирическим произведениям Познавательные: развивать умение ориентироваться в информационном материале; овладение навыками работы с источниками информации, с компьютерными программами Коммуникативные: формирование культуры публичных выступлений; развитие навыков работы в группе; воспитание толерантности |
8. Подведение итогов работы над сочинениями о временах года | - Расскажите о своих достижениях, трудностях при написании прозаических произведений, т.е. сочинений для «Литературного сборника» о временах года. Оценка экспертной группы |
Рассказы всех участников проекта о своих достижениях, трудностях при написании сочинений о временах года Чтение сочинений (комментарии экспертной группы) - В своих литературных группах мы обсудили и составили рекомендации для подготовки и написания сочинений. - У нас получились памятки: Слайд: «Памятка для сочинителя» ( раздают гостям печатный вариант памятки) - Помогите нам, пожалуйста, исправить и уточнить наши памятки. Идёт активное обсуждение, исправление неточностей
|
Познавательные: учатся строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач |
9. Ещё раз о «Красной книге» | - Послушайте стихотворение И.Василевского «Сколько лет сосне?» и скажите, о чём оно? - Ребята подготовили инсценировку по стихотворению Н.Бутырина «Рассказ берёзки». - Наши ребята осуждают такие поступки и решили составить правила поведения в природе, изготовили знаки по охране природы. Оценка экспертной группы |
Слайды: «Правила поведения в природе» (показывают и рассказывают) |
Личностные: сформировать чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней |
10. Подведение итогов и рефлексия | Итоги работы над проектом «Поэзия как средство выражения отношения к природе» подводят члены экспертной комиссии. Гости благодарят всех участников проекта. Родители вручают подарки, эмблемы. Учитель просит заполнить «Лист самооценки участников проекта». |
Получают цветные стикеры, подарки от родителей; лист самооценки участников проекта (см. в приложении) | Личностные: формируется ориентация на понимание причин успеха при работе над проектом; воспитывается толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения на проблему |