Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Защита проекта

Поэзия как средство выражения отношения к природе

Лёвина Наталия Николаевна,
учитель ГБОУ школа № 559
Санкт-Петербурга
 
Учитель Лёвина Наталия Николаевна
 
Предмет Литературное чтение
 
Класс  4
 
Тема урока Учебный проект «Поэзия как средство выражения отношения к природе»
 
Тип урока Защита проекта
 
Цель
Представление результатов долгосрочного учебного проекта и формирование объективной оценки творческих способностей и интеллектуального потенциала участников проекта
Задачи  
 
образовательные:
учить обучающихся анализировать, делать выводы, формировать свою точку зрения при работе над проектом, отстаивать её, приводя аргументы; наблюдать за словом, его многозначностью, красотой; формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения; учить работать с текстами разных жанров;  учить самостоятельной исследовательской работе по композиционному анализу стихотворений известных поэтов; научить пользоваться основными «инструментами» стихотворчества при создании собственных стихотворений; активизировать познавательную деятельность
воспитательные: формировать культуру творческого восприятия 
литературного произведения; воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой; учить видеть красоту окружающей при
роды и бережно относиться к ней; воспитывать эстетическое отношение к книге как  источнику духовности, отражающему многогранность жизни; формировать и воспитывать нравственность, доброе и деликатное отношение к другим людям, требовательность и ответственность к себе
развивающие: развивать учебно – интеллектуальные, коммуникативные, учебно – информационные умения; совершенствовать навыки самоконтроля; способствовать становлению и развитию речи, мышления; привить интерес к лирическим произведениям
Планируемые результаты  
личностные: сформировать ориентацию на понимание причин успеха при работе над проектом; воспитать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других; научить умению слушать и высказывать свою точку зрения; сформировать чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней
предметные: коллективно обсудить и дать содержательную оценку результатам и процессу работы над проектом, исправить и дополнить содержание проекта и продукта проекта – «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года»; научиться высказывать личное мнение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; прочитать и проанализировать рассказы, сказки, стихи о временах года собственного сочинения и известных поэтов; участвовать в драматизации произведений; представить для обсуждения иллюстрации к произведениям; представить в творческой группе сценарий для защиты проекта, презентацию
метапредметные: регулятивные УУД  – формировать УУД через создание учащимися произведений для «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года»; представить гостям урока собранную информацию, свои творческие находки для объективной оценки; высказать свою точку зрения, аргументировать её; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; учиться принимать чужое мнение; вносить коррективы в материалы проекта после анализа результатов экспертной группой
познавательные УУД  - формировать УУД через создание учащимися своих литературных произведений; научиться находить нужную информацию, используя словари (толковый, синонимический, фразеологический), учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; выделять необходимую информацию из текстов разных видов; в процессе анализа литературных произведений и на основе собственного жизненного опыта научиться строить логические рассуждения, включающие определение причинно – следственных связей; научиться извлекать необходимую информацию для создания литературного сборника
коммуникативные УУД – работая в творческой группе, учатся учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; учатся аргументировать собственную позицию и координировать её с позиции партнёров при выработке решения; оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляют взаимоконтроль; учатся владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач; учатся задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; проявляют толерантное отношение друг к другу
Межпредметные связи литературное чтение, окружающий мир,  ИЗО, музыка
Формы деятельности групповая, индивидуальная, фронтальная
Формы обучения исследование, деятельностный способ обучения, практикум, сочинительство
Ресурсы ПК учителя, медиапроектор, презентация, словари, памятки, энциклопедии, «Красная книга», сборники стихов известных поэтов, портреты поэтов, репродукции картин, зеркальный шар для имитации падающих снежинок
 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Приветствует всех участников урока защиты проекта. Сообщает цель урока: представление результатов долгосрочного учебного проекта «Поэзия как средство выражения отношения к природе» и формирование объективной оценки при защите проекта. Знакомит с этапами проектной деятельности, представляет гостям урока название и состав творческих литературных групп:
  1. «Поэты»
  2. «Поиск»
  3. «Сочинители»
  4. «Оформители»
  5. «Рекламщики»
Самостоятельная проверка своего рабочего места. Подготовка наглядных материалов, костюмов, иллюстраций картин, презентации проекта ( паспорт проектной деятельности, проект продукта – «Литературный сборник стихов, рассказов, сказок о временах года») Коммуникативные: проявлять толерантное отношение к людям
Регулятивные: развивать навыки самоконтроля
2. Отчёт о проделанной работе творческой литературной группы «Оформители» Объясняет всем участникам урока условия защиты проекта и критерии, по которым необходимо давать объективную оценку работе творческих групп; выдаёт всем лист оценки достижений.
 
- Для развития видения, т.е. ярких образных представлений на основе читаемого, вы использовали приёмы иллюстрирования текста.
- Расскажите, какие иллюстрации вы нарисовали для нашего сборника?
 
Задаёт вопросы группе «Оформители» по  представленному отчёту их работы; просит экспертную группу оценить достижения этой творческой группы; благодарит всех участников и награждает членов группы эмблемами проекта
Группа «Оформители рассказывает и демонстрирует этапы своей работы над проектом:
  1. Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования
  2. Обдумывание композиции иллюстрации
  3. Выполнение эскиза иллюстрации
  4. Обсуждение с другими творческими группами, выбор наиболее удачных эскизов для оформления сборника
  5. Помощь, консультации родителей, учителя, консультанта проекта
 
  1. Создание линейной композиции, иллюстрации
  2. Завершение работы над иллюстрацией
  3. Оценка и анализ работы
 
 
Регулятивные: учить планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, вносить изменения после анализа результатов
Познавательные: учить выделять главное в тексте и передавать это через иллюстрирование
Коммуникативные: работая в группе, учатся учитывать мнения партнёров, отличные от собственных
Личностные: формировать эстетические чувства; научить умению слушать и высказывать свою точку зрения; формировать культуру творческого восприятия литературного произведения

 
3. Отчёт о проделанной работе творческой литературной группы «Рекламщики» - Трудно было бы попасть на наш урок-праздник, если бы не была проведена работа этой творческой группой. Ведь именно ими были разработаны и изготовлены приглашения, рекламы, афиши.
Представляет творческие работы группы «Рекламщики», подводит итоги, анализирует. Экспертная группа даёт оценку их работе. Награждения, благодарности всем членам литературной группы
Представляют образцы приглашений, рекламы, афиши, рассказывают об этапах работы группы «Рекламщики»
- Приглашения на  урок-праздник были вручены учителям школы задолго до сегодняшнего дня. Также мы подходили и приглашали всех родителей учеников нашего класса. Не забыли и своих друзей из других классов, а рекламы и афиши были вывешены в коридорах школы, в кабинетах, в учительской, у входа в школу и столовую.
Члены группы отвечают на вопросы гостей урока:
- Кто придумал иллюстрации для рекламы, какие источники информации использовали?
- Что вы брали за основу сюжета?
- Как распределяли роли в вашей группе? Кто был лидером?
- Кто вам помогал в разработке приглашений, реклам, афиш?
- Какими материалами для рисования пользовались?
 
 
 

 
Личностные: проявляют интерес к передаче образов в иллюстрировании; формирование ориентации на понимание причин успеха в изобразительной деятельности, формирование эстетического художественного вкуса
Коммуникативные: учатся задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; учатся владеть диалогической формой речи, обсуждая индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности
Регулятивные: дают объективную самооценку результатам своей деятельности, а при необходимости вносят изменения в свою работу
4. Подведение итогов работы всех литературных групп над интонационной выразительностью нашей речи
 
а) Работа с толковым словарём
 
 
 
 
 
б) Что такое интонационная выразительность нашей речи?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
в) Памятки по выразительному чтению
 
 
 
 
 
 
 
 
г) Выразительное чтение ранее выученных стихотворений
 
 
 
д) О подборе музыкального сопровождения
 
- В толковых словарях найдите лексическое значение слова «ИНТОНАЦИЯ».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Каждая творческая группа работала над созданием собственной формулировки определённого вида выразительности нашей речи!
- Прочитайте свои находки.
 
 
 
- Прочитайте выразительно свои стихотворения для нашего литературного сборника.
Оценка работы 1-ой группы
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценка работы 2-ой группы
 
 
 
 
 
 
 
Оценка работы 3-ей группы
 
 
 
 
 
 
Оценка работы 4-5 групп
 
Обсуждение результатов работы всех участников проекта, объективная оценка экспертной группы, гостей урока
 
 
 
 
- В своих литературных группах вы создавали «Памятки по выразительному чтению», оформители проиллюстрировали их.
- Условием формулировки памятки была краткость изложения («Она сестра таланта»).
Выдаёт памятки всем участникам урока; они дают объективную оценку
 
 
 
- Пользуясь инструкцией по выразительному чтению, прочитайте наизусть стихотворения известных поэтов, которые помогли вам в работе над проектом.
 
 
 
 
Эмоционально настраивает на прослушивание музыкальных произведений.
- Поэтическое видение мира утверждает музыка. Благодаря ей мы глубже воспринимаем тонкость звучания и значение слов в стихотворениях.
- А как вы думаете, ребята?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Какие стихотворения, рассказы, созвучные прослушанным музыкальным произведениям, есть в нашем «Литературном сборнике»?
 

 
 - При работе над проектом мы часто пользовались толковыми словарями для определения лексического значения неизвестных нам слов.
- И сегодня мы принесли на урок толковые словари (раздают их гостям).
- Попробуем объяснить слово «интонация».
Все предлагают варианты ответов, обсуждают их
 
- « Интонация – ритмико – мелодичный строй речи, чередование повышений и понижений тона, манера произношения, выражающая чувства говорящего».
 
 
(читают из презентации на экране)
 1-ая группа
- Логическая выразительность в чтении – чёткое, раздельное чтение с паузами в конце и середине предложений, выделение слов логическим ударением.
Читают свои примеры из собственных стихов и прозы.
 
 
2-ая группа
- Образная выразительность направлена к изобразительному отражению явлений, картин, словесное рисование, видение поэтического образа.
Читают свои стихотворения из проекта «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года».
 
3-я группа
- Эмоциональная выразительность – глубокое чувствование событий, явлений литературного произведения.
Читают свои произведения из литературного сборника.
4-5 группы
- Стилевая выразительность – в стихах, рассказах, сказках, былинах и т.д.
Читают свои творческие находки, соблюдая все нормы интонационной выразительности речи.
 
Подводят итоги самостоятельной исследовательской работы  и читают свои авторские стихотворения о временах года.
 
 
 
 
Читают свои составленные памятки, обсуждают результаты, отвечают на вопросы
Слайд:
Памятка по выразительному чтению
  1. Расстановка пауз
  2. Постановка логического ударения
  3. Темп чтения
  4. Ритм чтения
  5. Отношение к прочитанному
  6. Дикция
  7. Постановка дыхания
 
 
Читают отрывки из стихотворений С.Есенина, И.Сурикова, А.Майкова.
Подводят итоги самостоятельной исследовательской работы по композиционному анализу стихотворений С.А.Есенина.
 
 
 
 
 
 
 
Демонстрируют портреты композиторов и поэтов, рассказывают об их творчестве.
- Послушайте романс С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и вы убедитесь, как поэтическое видение мира утверждает музыка.
- А теперь послушайте «Песню жаворонка» П.И.Чайковского и стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».
Рассказывают о творчестве поэтов и композиторов, о своих чувствах, впечатлениях, образах, которые представили во время прослушивания музыкальных произведений.
 
 
Читают свои сочинения

 
Познавательные: учатся выделять существенную информацию из литературных источников, из текстов разных видов; сравнивать произведения, классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии
Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать правильность выполненных заданий, принимать чужое мнение, вносить коррективы в материалы проекта после анализа результатов экспертной группой; показывают основные «инструменты» стихотворчества при создании собственных произведений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коммуникативные: оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляют взаимоконтроль; учатся владеть диалогической формой речи, задавать вопросы, проявлять толерантное отношение друг к другу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Личностные: передают своё чувство любви к природе, заботы о ней через восприятие музыкальных произведений
5. Физкультминутка.
Игровая пауза, разучивание игры «Акростих»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подведение итогов сочинения стихотворных строк

 
Играют с гостями в любимую игру России 19 века «Акростих».
- Это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.
- Напишите по вертикали выбранные слова, передавайте по цепочке и к каждой букве сочиняйте и дописывайте строчку (или свой акростих).
- Прочитайте, что получилось.
Познавательные: развивать речь, смекалку, находчивость; активизировать мыслительную деятельность
Регулятивные: учить  навыкам организации при выполнении коллективного задания
6. О литературных приёмах. Олицетворение - А какие литературные приёмы вы использовали, сочиняя свои стихи, рассказы, сказки для «Литературного сборника»?
 
 
 
 
 
 
 
 
- Литературная группа «Поиск» подготовила вопросы для всех участников защиты проекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подведение итогов:
- Спасибо! Все вопросы были правильными, направлены на рассуждение, доказательство.
 
 
 
 
 
 
 
-  Молодцы! Спасибо!
- А теперь наши «Поэты» прочитают свои стихи, рассказы, сказки, в которых они использовали этот литературный приём – олицетворение.
 
Оценка и выводы экспертной группы,
награждения
- При работе над проектом мы узнали, что олицетворение – это наделение предметов, явлений чувствами, настроением, способностями, характером человека.
  • Читают стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», демонстрируют иллюстрацию, танцуют «Вальс снежинки»
  • Инсценируют стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится...»
  • Задают вопросы гостям урока, ведут диалог:
- Какие описания весенней природы можно найти в стихотворении Ф.Тютчева «Зима недаром злится...»?
- Как шумит Весна?
- А как Зима «злится, хлопочет, ворчит»?
- Почему Ф.Тютчев называет весну «прекрасное дитя»?
- Докажите, что это стихотворение похоже на сказку.
- Есть ли здесь приём «олицетворение»?
 

 
  • Литературная группа «Поэты» подготовила инсценировку на стихотворение А.А.Фета «Бабочка» (Шадрина Даша в костюме бабочки показывает инсценировку)
Выразительно читают стихотворение, задают вопросы другим группам
 
  • Читают свои стихи, рассказы, сказки.
Коммуникативные: учить оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь сотрудничать со всеми участниками урока; учитывать разные мнения; включаться в диалог
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать литературные произведения
Личностные: формировать эстетический вкус в процессе общения с литературными произведениями; проявлять адекватные эмоции и своё отношение к персонажам и в целом к произведению; проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям, в инсценировке, в целом – при выполнении и защите проекта; знать морально-нравственные ценности
7. Заочная экскурсия в дом А.С.Пушкина - Прочитайте стихи А.С.Пушкина о назначении поэтического слова.
 
 
- В работе над нашим проектом вы, ребята, научились работе экскурсовода.
- И сегодня вы проведёте заочную экскурсию для наших гостей в дом А.С.Пушкина.
 
 
 
 
 
 
 
- Спасибо этим группам за большую исследовательскую работу!
Родители учеников:
- За такую огромную работу над проектом «Поэзия как средство выражения отношения к природе» мы, родители учеников 4-Б класса,  подготовили для вас подарок: скоро состоится экскурсия в Царскосельский Лицей, где учился А.С.Пушкин!

 
- «... И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...»
 
(горит свеча, на экране появляются слайды:
портрет поэта, картины с изображением дома А.С.Пушкина в селе Михайловское, домика няни; фотография «Усадьба зимой»)
 
Литературные группы «Поэты» и «Оформители» проводят для гостей заочную экскурсию в дом А.С.Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
 
Благодарят своих родителей
Регулятивные: овладение навыками ведения монолога; отработка навыка исправления ошибок и выяснения причины их появления; развитие интереса к лирическим произведениям
Познавательные: развивать умение ориентироваться в информационном материале; овладение навыками работы с источниками информации, с компьютерными программами
Коммуникативные: формирование культуры публичных выступлений; развитие навыков работы в группе; воспитание толерантности

 
8. Подведение итогов  работы над сочинениями о временах года - Расскажите о своих достижениях, трудностях при написании прозаических произведений, т.е. сочинений для «Литературного сборника» о временах года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценка экспертной группы
Рассказы всех участников проекта о своих достижениях, трудностях при написании сочинений о временах года
 
Чтение сочинений (комментарии экспертной группы)
 
- В своих литературных группах мы обсудили и составили рекомендации для  подготовки и написания сочинений.
- У нас получились памятки: 
Слайд: «Памятка для сочинителя»
( раздают гостям печатный вариант памятки)
 
- Помогите нам, пожалуйста, исправить и уточнить наши памятки.
Идёт активное обсуждение, исправление неточностей
 

 
  • Читают возможные варианты эпиграфов для сочинений о временах года
 
  • Проводят с гостями конкурс «Подбери подходящее определение»
 
 
Познавательные: учатся строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей
Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач
9. Ещё раз о «Красной книге» - Послушайте стихотворение И.Василевского «Сколько лет сосне?» и скажите, о чём оно?
 
- Ребята подготовили инсценировку по стихотворению Н.Бутырина «Рассказ берёзки».
 
 
 
- Наши ребята осуждают такие поступки и решили составить правила поведения в природе, изготовили знаки по охране природы.
 
Оценка экспертной группы
  • Читают стихотворение И.Василевского «Сколько лет сосне?»
  • Показывают инсценировку стихотворения Н.Бутырина «Рассказ берёзки»
Делятся впечатлениями, решают, как можно помочь берёзке и другим объектам живой природы, оказавшимся в похожей ситуации
 
Слайды: «Правила поведения в природе» (показывают и рассказывают)
Личностные: сформировать чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней
10. Подведение итогов и рефлексия Итоги работы над проектом «Поэзия как средство выражения отношения к природе» подводят члены экспертной комиссии.
Гости благодарят всех участников проекта.
Родители вручают подарки, эмблемы.
Учитель просит заполнить «Лист самооценки участников проекта».
Получают цветные стикеры, подарки от родителей; лист самооценки участников проекта (см. в приложении) Личностные: формируется ориентация на понимание причин успеха при работе над проектом; воспитывается толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения на проблему

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»