Современные требования к уроку литературного чтения
Суворова Ольга Сергеевна
Статья предназначена для молодых специалистов, которые только начинают свой профессиональный путь.В связи с модернизацией структуры и содержания начально образования стало понятно, что старыми методами на уроке чтения невозможно реализовать современные цели начального обучения.
Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребёнка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации
Успех литературного чтения определяется прежде всего тем, насколько учитель четко и правильно определил цели данного конкретного урока Для этого необходимо:
- Определить художественную задачу читаемого текста
- Представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения
1 | Урок знакомства с произведением, автором |
2 | Урок чтения и осмысления произведения |
3 | Урок осмысления произведения |
4 | Урок развития речи |
5 | Урок работы с книгой |
6 | Урок контроля и оценки результатов |
Это важно учесть учителю – работая над большим произведением. Первый урок – знакомство с новым произведением, проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или самостоятельное чтение, а также проверка первичного восприятия.
Следующий урок посвящается осмыслению произведения и проведению различных видов работы с текстом.
Возможно проведение заключительного или обобщающего урока по данному произведению, который будет уроком развития речи. На этом уроке проводятся следующие виды работы:
- Составление рассказа по аналогии
- Составление сценария
- Драматизация
- Сочинение по изученному произведению
По структуре надо подбирать разные книги:
- Одно произведение одного автора
- Несколько произведений одного автора
- Произведения разных авторов
- Опираясь на обложку и иллюстрации внутри книги дети стараются познакомиться с книгой и рассказать все, что можно,не читая текста
- Дают название группе книг, объединенных общей темой, жанром, принадлежностью перу одного автора)
- Делают предположения о том,можно ли созданную выставку книг дополнить той или иной книгой.
- Выбор книги из группы книг по параметрам: жанр, тема, сборник или нет?, знаком ли автор)
Итоговый контроль дает возможность оценить предметные умения учащихся за период ( чертверть,год)
Определены основные требования к уроку литературного чтения:
- Предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Однако следует последовательность работы с текстом:
- Подготовка к первичному восприятию текста
- Первичное восприятие
- Проверка первичного восприятия
- Мотивация перечитывания и анализа произведения
- Анализ литературного произведения
- Обобщение результатов анализа
- Эмоциональность.Если учитель не затрагивает эмоциональную сферу детей, то урок превращается в формальные рассуждения о нравственности
- Учет жанровой специфики литературноо произведения и его художественного своеобразия, особенности использования языковых средств
- Разумное сочетание заданий и упражнения аналитического и синтетического характера
- Контроль уровня сформированности читательских и речевых умений