Смысловое чтение и работа с текстом в начальной школе
Грецкая Оксана Степановна
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.
Я.А. Коменский
Чтение - это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность (так называемая “беглость”) и понимание прочитанного. Первостепенная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения.Я.А. Коменский
Начальная школа – этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Поэтому читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Чтение не должно быть бесцельным. Чтение должно быть осмысленным.
ФГОС предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: ∙овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате' освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.
Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
3. Работа с текстом: оценка информации.
Покажем, какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные УУД при этом формируются.
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
2. Подбор заголовка (регулятивное УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).
3. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).
4. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).
5. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаруживание соответствие между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
6. Нахождение в тексте требуемой информации (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
7. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста:
— определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);
— различие темы и подтемы специального текста (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
— выделение избыточной информации (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам.)
— прогнозирование последовательности изложения идей текста (регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу);
— сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
— формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
— понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Всё это есть общеучебные универсальные учебные действия, на усвоение которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Виды стратегий смыслового чтения:
Направленное чтение.
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Чтение в парах – обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
Читаем и спрашиваем.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Виды работ с текстом в начальной школе:
· Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
· Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
· Внимательно прочитать текст.
· Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
· Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
· Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
· Восстановить деформированный текст, части текста.
· Распределить заголовки согласно содержанию текста.
· Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
· Инсценирование текста или отрывка.
· Выборочное чтение (с определенным заданием).
· Чтение в лицах. · «Жужжащее чтение».
· Чтение цепочкой по предложению.
· Чтение цепочкой по абзацу.
· Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. · Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
· Нахождение и чтение образных слов и описаний.
· Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
· Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
· Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
· Нахождение самого длинного слова в тексте.
· Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
· Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
· Чтение с пометками непонятных слов.
· Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь, как в математике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.