Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О роли скороговорок на уроках чтения в начальной школе

Белова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов

Кто не знает скороговорок в современном мире? Скороговорки помогают взрослым заинтересовать ребенка, развеселить его. Скороговорки звучат на экране, в транспорте, на детских площадках  и даже в компьютерных играх.  Но главная задача скороговорок -это работа над дикцией. С их помощью мы добиваемся чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.
Скороговорки занимают в работе над дикцией особое место. Цель работы над ними — научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные звукосочетания, имеющиеся в них.
В русском фольклоре "соль" скороговорки в том, что сочетания некоторых звуков трудно произносятся, да еще при многократном повторении их в быстрой речи ошибочная замена одного звука другим создает комический эффект. Особенно часто происходит это со звуками р—л, с—ш, з—ж, ч—ц. При работе над скороговоркой прежде всего надо твердо помнить, что ты говоришь, т. е. не терять логики в скороговорке.
В сочетаниях глухих согласных часто наблюдается исчезновение первого звука сочетания, и мы слышим: "Кёт кач кани на плаки Тани" - "Ткёт ткач ткани на платки Тане".
Скороговорки — это всегда забава, и работать над скороговоркой надо весело. В ней нет глубоких мыслей, как в пословице или поговорке, но в ней всегда есть материал для шутки. Поэтому мы рассматриваем скороговорку не только как техническое упражнение, но и как материал, помогающий развитию фантазии актера, умению оценивать забавные ситуации и передавать их партнеру выразительно и ярко. В скороговорке сказывается любовь русского народа к чистой, четкой речи.
К текстам скороговорок прибавлены специально составленные для работы над дикцией фразы, в которых встречаются слова с трудно произносимыми сочетаниями согласных.
* * *
Активность дикции актера в большой степени зависит от точного знания, ради чего говорит он тот или иной текст. Совершенно недопустимо механическое, бессмысленное пробалтывание текста.
Многолетнее наблюдение показало, что скороговорки запоминаются скорее и произносятся чище в любом темпе и при многочисленном повторении их тогда, когда учащийся, актер во время тренировки помнит и "видит" то, о ч е м он говорит и точно знает, зачем икому направлен текст скороговорки.
Начинать работу над скороговорками надо в медленном темпе, точно определив в каждой скороговорке её смысловую направленность, нафантазировав очень простые и конкретные жизненные обстоятельства, при которых возможно повторение текста.
  1. Короткие скороговорки можно повторять целиком несколько раз подряд.
  2. В других скороговорках удобнее и вернее логически будет повторять только два-три слова скороговорки: Шел деготник, а мне не до деготника, не до деготника, не до деготника, не додеготниковой жены (с действенной задачей отказаться от разговора о деготнике).
  3. В некоторых скороговорках для уточнения мысли можно переставлять порядок слов: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши; из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше; дала сыворотку из-под простокваши мамаша Ромаше.
  4. В отдельных случаях при тренировке можно соединять близкие по смыслу скороговорки: Инцидент с интендантом, инцидент с интендантом, четверть гороха без червоточинки, без червоточинки четверть четверика гороха (с действенной задачей уличить интенданта: выбрал самый хороший горох!).
Совершенно необходимо при работе над скороговоркой избегать однотонного произнесения текста.
Выразительности и разнообразию интонаций помогает, как мы уже говорили выше, способность актера оценивать факты, уметь увлекать партнера. Поэтому любые паузы (не пустые, а заполненные внутренней речью), прием противопоставления и сравнения — дают возможность даже в таких маленьких текстах, как скороговорки, использовать выразительные средства голоса: силу и легкость, повышение и понижение голоса, смену темпа, диапазона голоса, — словом, все богатство человеческой речи.
Как и при любой работе над текстом, категорически запрещается "пробалтывать" скороговорки в пространство. В жизни у человека всегда есть товарищ для обмена мыслями, есть цель, задача, отношение и к тому, о чем говоришь, и к тому, кому и зачем говоришь. Так и в скороговорке всегда есть "материал" для диалога с партнером.
Вся работа по технике речи должна проверяться словом, текстом, а все, что выражено словами, должно быть осмысленным, ярким, убедительным. Это надо не забывать и в работе над скороговоркой.
Когда учащийся уточнил интересные для него обстоятельства этих маленьких текстов и освоил артикуляцию трудных сочетаний согласных, можно постепенно убыстрять темп речи, но опять-таки не механически, а точно определив, при каких жизненных обстоятельствах необходима быстрая речь. В некоторых случаях можно начинать произносить скороговорку медленно, постепенно убыстряя темп, оправдывая это в процессе повторения.
Иногда, когда позволяет смысл текста, можно резко менять при повторении темп, можно использовать силу и легкость звука. Только не надо забывать, что одновременное использование силы и быстроты вредит четкой дикции. Мы разделили тексты скороговорок на три группы, подобрав их для тренировки по группам согласных.
К работе над скороговоркой можно приступить после того, как артикуляция каждого звука и звукосочетания проверена и закреплена в его верном произнесении.
Если скороговорка все же осваивается с трудом, её полезно тренировать сначала беззвучно и очень медленно, и только затем в более быстром темпе.
Занятия скороговорками следует начать с легких, постепенно прибавляя более трудные и сложные. Если в речи есть дефектные звуки, то нельзя начинать работать над скороговорками, имеющими эти звуки. Сначала надо избавиться от недостатков речи.
  1. Шакал шагал, шакал скакал.
  2. Купи кипу пик.
  3. Купи кипу пуха.
  4. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
  5. Ткет ткач ткани на платки Тане.
  6. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  7. Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.
  8. В один, Клим, клин колоти.
  9. Стоит копна с подприкопёночком.
  10. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
  11. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
  12. У ёлки иголки колки.
  13. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
  14. Все бобры для своих бобрят добры.
  15. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
  16. На меду медовик, а мне не до медовика.
  17. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  18. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  19. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
  20. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
  21. У нас гость унёс трость.
  22. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  23. Бомбардир бомбардирован Бранденбург.
  24. Рододендроны из дендрария.
  25. К Габсбургам из Страсбурга.
  26. Шел деготнйк, а мне не до деготника, не до деготниквой жены.
  27. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  28. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  29. Хвалю халву.
3
Можно, когда скороговорки освоены, составлять из них не большие тексты. Приводим примеры усложненных и комбинированных скороговорок.
Скороговорки усложненные и комбинированные
  1. Маланья-болтунья, Маланья-болтунья, молоко болтала-болтала, болтала болтала; выбалтывала-выбалтывала, выбалтывала-выбалтывала, да не выболтала, да не выболтала.
  2. Однажды галок поп пугая, поп пугая, поп пугая,
в кустах увидел попугая, попугая, попугая, и говорит тот попугай, тот попугай, тот попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай, поп, пугай, поп, пугай, но, галок, поп, в кустах пугая, в кустах пугая, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая, попугая, попугая".
  1. Пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп, ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп, как при Прокопе кипел укроп, кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, кипел уь роп.
  2. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, cam и скок, санки скок, Сеньку с ног, Сеньку с ног; Саньку в бок, Са [ьку в бок, Саньку в бок; Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб; все в сугро( I, все в сугроб, все в сугроб.
  3. Карл у Клары украл кораллы, украл кораллы Карл у Клары, а Клара у Карла украла кларнет, украла кларнет Клара у Карла. Если бы Карл у Клары не крал кораллы, не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет, не крала б кларнет.
  4. Сшит колпак не по-колпаковски, не по-колпаковски сшит колпак, вылит колокол не по-колоколовски, не по-колоколовски вылит колокол. Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, перевыколпаковать-переколпаковать?
По такому же принципу можно работать и над скороговоркой "От топота копыт пыль по полю летит".
  1. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. От топота, от топота, от топота; от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт; пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю; пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
Как и в предыдущей скороговорке, повышать голос по полутонам на полунапевном звучании на первой половине скороговорки: "От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт" и т. д., дойдя до самой своей высокой ноты, а потом — понижать (по хроматической гамме): "Пыль по полю летит, пыль полю летит, пыль по полю летит" и т. д., дойти до своей самой низкой ноты и еще раз повторить (обычно на средней ноте своего диапазона): "От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт" (и на этом закончить).
Мы привели только две скороговорки в сочетании с голосовым упражнением, но хочется еще раз повторить, что мы предлагаем как бы канву, по которой можно строить скороговорку, а каждый педагог, а также и каждый учащийся может работать по-своему и на этих и на других скороговорках.
В скороговорке "Либретто "Риголетто" два /тт/ нужно произносить слитно, а также в скороговорке "От топота копыт пыль пополю летит" два /тт/ (от топота) тоже нужно произносить слитно.
В некоторых случаях можно объединить две скороговорки, близкие по содержанию. Например:
  1. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп говорил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп Третий поп Прокоп говорил." как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.
Что происходит в этой скороговорке? Один поп Прокоп считает, что кипел укроп, когда пришел Прокоп. Другой поп Прокоп возражает: он считает, что кипел укроп, когда ушел Прокоп. Третий поп Прокоп, желая их примирить, говорит, что кипел укроп и при Прокопе и без Прокопа. Спор продолжается, каждый упорно настаивает на своём. Дело доходит до ссоры.
  1. Сенька, Санька с Сонькой на санках (2 раза) лавировали, лавировали, да не вылавировали. Санки скок, санки скок, санки скок! Сеньку с ног, Сеньку с ног, Сеньку с ног! Саньку в бок, Саньку в бок, Саньку в бок! Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб!
  2. Везет цапля чушку с щучкой на санках. Санки скок, санки скок, санки скок! Цаплю с ног, цаплю с ног, цаплю с or! Чушку в бок, чушку в бок, чушку в бок, щучку в лоб, щучку в лоб, щучку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб! Цапля чахла, цапля чахла, цапля чахла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сдохла.
  3. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины и два дровосека, два дровокола, два дроворуба, говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки, про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.
(Эту скороговорку можно говорить с повторениями отдельных фраз.)
 (Эту скороговорку нужно делать в трех темпах: в медленном, и более быстром и в очень быстром, конечно, в зависимости от но (можностей учащегося.)
Мы привели несколько примеров усложненных и комбинированных скороговорок.
По этому принципу можно подбирать и составлять целый ряд других усложненных и комбинированных скороговорок и из приведенных в учебнике примеров, и из других источников.
Еще раз напоминаем: главное в работе над скороговорками наряду с четкостью, ясностью и легкостью произнесения текста осмысленное их донесение.
Хотя скороговорка и примитивна по своему содержанию, она рассказывает о каком-то хоть и незначительном, но событии; в ней есть мысль, которую мы выражаем словами, а слово должно быть действенным.
  1. Купи кипу ПИК.
  2. К о л я колет колья,
  3. Сух сук нёс барсук.
  4. Оса боса и без пояса.
  5. Бобр добр для бобрят.
  6. Гонец с галер сгорел.
  7. Около кола колокола.
  8. Талер тарелка стоит
  9. У ежа ежата, у ужа ужата.
Народная любовь к скороговоркам и их  значение  в постановке речи, делают скороговорку одним из любимых жанров устного народного творчества.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»