Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка в 4 классе

Три склонения имён существительных

Тарнакина Ольга Игоревна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №27 Санкт- Петербурга

 

Цели:

×          познакомить уч-ся с тремя типами склонения имён существительных;

×          учить определять типы склонения имени существительного по роду и окончанию в начальной форме;

×          развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.

I.Орг. момент.

- Сегодня мы участники игры «Что? Где? Когда?»
II.Повторение изученного.
Раунд первый.

Со знатоками играет …
«Уважаемые знатоки! Прочитайте написанные на доске словосочетания. Постарайтесь за 1-2 минуты их запомнить. Ориентируйтесь на первое слово, напишите по памяти словосочетание полностью. Разделите их на группы по какому-либо признаку».

ехали (по) ш.с.е
ели з.фир
купил п.льто
вышел (из) м.тро
идти (на) т.ран
цв.ли (на) г.зоне


Д. Данные словосочетания можно разделить на две группы по составу. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и имени существительного без предлога, а остальные словосочетания состоят из глагола и имени существительного с предлогом.

У. Как пишутся имена существительные с предлогами?
Д. Так же данные словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от рода имеющихся в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купил пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а в остальных – мужского рода:зефир, таран, газон…
Д. Эти словосочетания можно разделить на две группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительныезефир, таран, газон склоняемые, а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.
У. Что такое склонение?
Д. Изменение имени существительного называется  изменением по падежам или склонением.

 

III.Минутка чистописания.
Раунд второй: блицтурнир.
Со знатоками играет …
«Уважаемые знатоки! На минутке чистописания вы будете писать три буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в  несклоняемом существительном, которое стоит в В.п. Какая это буква?  В каком слове  она  находится?»

Д. Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном  пальто, которое стоит в винительном падеже.
 
« Вторая буква является непроверяемой безударной гласной  в несклоняемом существительном, которое стоит в Д.п. Какая это буква, и в каком слове она находится?»

Д. Это буква о. Она находится в несклоняемом существительном  шоссе, которое стоит в дательном падеже.

«Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в Р.п. и обозначает парный глухой твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»

Д. Это буква т. она находится в слове метро и обозначает парный глухой твёрдый согласный [т].

У. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т, чтобы в каждой тройке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

Д. аот оат аот оат

У. Напишите составленную цепочку слов в данной последовательности до конца строки.

 

IV.Словарно-орфографическая работа.
Раунд третий.
Вопрос задаёт…
«Уважаемые знатоки! Назовите слово из словаря, с которым вы познакомитесь на уроке. Для этого соедините первые слоги существительных м.р., которые находятся в П.п., в В.п. без предлога, в В.п. с предлогом. Какое это слово?»

Д. Это слово газета. Мы его составили из слов газон, зефир, таран.

«Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу».

У. Найдите слово газета в орфографическом словаре. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании?

«Дайте современное определение словугазета, вставив в данный вам текст пропущенные слова и словосочетания».

У. Что обозначает словосочетание периодическое издание?

Д. Периодическое издание – это издание, которое выходит установленное количество раз за определённое время. Например, три раза в неделю.

У. Подберите и запишите однокоренные слова (газетка, газетёнка, газетчик, газетный). Охарактеризуйте слово газета как часть речи.

Д. Слово газета – имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, ж.р., ед.ч., И.п.


У.Это существительное склоняемое или несклоняемое?

Д. Существительное газета склоняемое.

У. Можете ли  Вы определить какого именно склонения данные или любое другое существительное?

Д. Мы не можем определить склонение существительного, т.к. не знаем, какого склонения бывают существительные и по каким признакам его следует узнавать.

У.Это мы и должны узнать сегодня на уроке. Но сначала таймаут.

 

V.      Физкультминутка.
У.
Я буду говорить слова. Если услышите существительное ж. р., приседаете  1 раз, если м.р. – потягиваетесь кверху, ср.р.- руки на пояс – повороты туловища.
Зима, улица, минута, час, город, дерево, озеро, перо, дочь, ночь, тишь, чиж, дрозд.

 

VI.      Знакомство с новым  материалом.

Раунд  четвёртый.
Со знатоками играет …
«Уважаемые знатоки! Просклоняйте существительные сосна, земля, папа, стол, конь, окно, море, степь, выделите окончания. Сравните окончания существительных по родам. В соответствии с этим разделите данные слова на группы. Обоснуйте свой выбор»
(Дети склоняют существительные на карточках, вписывая окончания).

У. Сравните окончания существительных ж.р.
Какие окончания они имеют в И.п., укажите.
Одинаково ли они склонялись?
Какое существительное отличается окончаниями? (степь)
Что можете сказать об окончаниях существительных м.р. в И.п.? (- а, - я, ).
Какие существительные имеют похожие окончания? (стол, конь)
Сравните окончания существительных ср.р. с окончаниями существительных м.р. конь, стол.
Что заметили?
Подумайте, с окончаниями, каких существительных сходны окончания существительного папа? (сосна, земля)
Попробуйте догадаться, сколько групп с одинаковыми (похожими) окончаниями у нас получилось? (3)
Назовите существительные каждой группы.

У. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить склонение. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

ж.р. и м.р.

м.р. - 

ж.р.

- а, - я

ср.р. - о, - е

- ь

 

VII.      Физкультминутка.
Музыкальная пауза.

 

VIII.      Распознавание типа склонений имён существительных.
У.
Как определить склонение имён существительных в Именительном падеже? Ответ на этот вопрос поможет дать задание следующего раунда. Раунд пятый.

 

С вами играет…

«Уважаемые знатоки! Расставьте, пожалуйста, эти цветы в три вазы для бабушки мамы сестренки в соответствии со склонением.

Ромашка, василёк, колокольчик, сирень, незабудка, гвоздика, одуванчик, герань, черёмуха, клевер, лютик».

Раунд шестой.

Внимание! Шкатулка!

Вопрос задаёт…

«Уважаемые знатоки! Отгадаёте, что в шкатулке. Это домашнее животное может быть названо: существительное, 1 скл. из  7 букв, окончание - а; существительное 2 скл. из 4 букв с - ; существительное 3 скл. из 6 букв с - ». (лошадка, конь, лошадь)

Раунд  седьмой.
Вопрос задает …
«Уважаемые знатоки! Запишите эти ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

В.сна, р.ка, ст.кло, стр.ла, ст.на, св.рло, оз.ро, гн.здо, скв.рец, г.ра, с.рняк, зв.нок.»

IX.      Итог  урока.
Что такое склонение?
Какого склонения бывают имена существительные?
Какие существительные относятся к  1 склонению?
Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся  к 3 склонению?
Как определять  склонение существительного?

Молодцы. Все постарались.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»