Урок обучения грамоте в 1 классе
Письмо заглавной (прописной) буквы У
Штепенко Александра Борисовна,
ГБОУ СОШ №18 с углубленным изучением математики
Василеостровского района Санкт-Петербурга
УМК: «Перспективная начальная школа»
Цель урока:научиться писать заглавную (прописную) букву У.
Задачи урока:
- формировать умение писать под счет;
-самостоятельно писать соединения букв;
-воспитывать умение работать по аналогии с предыдущими уроками;
- развивать образное мышление, конструировать буквы из шаблонов.
Используемые технологии:здоровьесберегающие, работа в группах, моделирование.
Методы и приемы:объяснительно-иллюстративный, системно-деятельностный, самооценивание.
Здоровьесберегающийаспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Формы организации работы:фронтальная, групповая.
Оборудование урока:Азбука: тетрадь по письму №1 , плакат «Умка» (приложение), шаблоны элементов букв.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
1.Организационный момент 2. Актуализация знаний
- Какой буквой на письме мы обозначаем звук [а]? (Буквой а.)
- Какой буквой на письме мы обозначаем звук [о]? (Буквой о.)
- Какие это буквы?
- Какие звуки ими обозначаются?
- Какие звуки называются
гласными?
- Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышишь звук ты… ([у])
- Какой буквой на письме мы обозначим звук [у]? (Буквой у.)
- Какая это буква?
- Какой звук она обозначает?
- Какие звуки называются
гласными?
3.Сообщение темы, целей и задач
урока
- На какие группы можно разделить
буквы на карточках? (Заглавные и строчные.)
- Какой пары нет для буквы у?(Заглавной буквы.)
- Для чего нужны заглавная и строчная буквы?(С заглавной буквы начинают писать предложения, имена людей…)
- Давайте составим план нашего урока …
- Какие цели поставим на урок письма?(Сравнить печатную и письменные буквы, узнать, как пишется заглавная буква У, повторить написание знакомых букв.)
4. Изучение нового учебного материала
1. Сравнение печатной и письменной букв. Зрительные элементы:
- Какая буквы написана в верхнем левом углу?
- Какой звук обозначает на письме буква у?
- Что вы можете сказать о звуке [у]? (Звук [у] – гласный: рот широко открыт при его произнесении.)
- Сравните печатную и письменную буквы…
- Из скольких элементов состоит каждая? (Из двух элементов.)
2. Конструирование буквы:
- Найдите элементы, с помощью которых можно составить прописную букву У …
- Сконструируйте (составьте) письменную заглавную букву У…
- А подойдет ли этот элемент? Почему?
- Сравните с образцом в верхнем правом углу…
- У кого буква получилась? Кто испытал трудности?..
- Кто может помочь сконструировать букву?..
3.Физминутка (сидя):
- Покажите кончиками пальцев, как стучит дождик по крыше… и т.д.
4. Определение особенностей написания буквы:
- Рассмотрите рамку в верхней части страницы…
- Сколько строчек занимает письменная заглавная буква У?
- Какие особенности написания обнаружили?
- Рассмотрите первый элемент… Второй элемент…
5. Начало написания элементов:
- По какой странице мы учимся писать буквы под счет? (По странице 31.)
- Найдите заглавную букву У…
- Продиктуйте себе, как будете писать букву…
- Напишите эту букву в воздухе…
- Найдите строчку для написания заглавной буквы У….
- Начинаем ниже верхней линии рабочей строки: слева направо делаем закругление, касаемся линии (и) и опускаем вниз прямую.
- Не доходя до линии, закругляем вправо, касаемся (раз)…
- Ведем наклонную линию вверх, отклоняемся вправо (и), касаемся линии.
- Опускаем вниз прямую через две строчки (два).
- Не доходя до нижней линии, закругляем (и).
- Сравните буквы, которые вы написали, с образцом… Обведите красным карандашом ту букву, которая получилась у вас самой похожей на образец…
- Кому удалось найти у себя на строчке правильно написанную букву?..
- У кого пока не очень похоже получилось?..
- Повторим написание буквы У на следующей строке…
- Сравните свои буквы с образцом… Обведите зеленым карандашом самую правильную…
6. Работа со звуковой схемой слова:
- А зачем нам нужно уметь писать заглавную (прописную) букву У?(Имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.)
- Посмотрите на плакат (Умка): кто узнал этого медвежонка?
6*. Физминутка под песню из мультфильма.
- Рассмотрите звуковую схему слова…
Какое слово зашифровано?
(Это кличка медвежонка – Умка.)
- Почему это слово написано с прописной буквы?(Имена людей и клички животных пишутся с прописной буквы.)
- Какая буква соответствует звуку [у]?
- Какую букву напишем в таблицу?
(Мы напишем прописную букву У.)
- Какая буква соответствует звуку [а]?
- Какую букву напишем в таблицу?
(Мы напишем строчную букву а.)
7. Работа над предложением:
- Посмотрите на модели предложений:
- Какие предложения можно составить по моделям? (Умка стоит около мамы.
Маленький Умка стоит около мамы.)
- Какое слово обозначает первый прямоугольник красного цвета?
(Это слово – Умка – слово-название предмета.)
- Какое слово обозначено треугольником? (Треугольником обозначено слово-помощник.)
- Почему во втором предложении
два слова написаны с прописной буквы? (После слова-названия признака слово-название предмета написано с заглавной буквы, потому что это кличка животного.)
1. 8. Письмо сочетаний Уа:
2. - Какую особенность заметили в этом соединении?(Соединение нижнее.)
- Можно ли соединить эти буквы сверху
9. Рисование узоров Раскраскина:
- Как будете выполнять узор?
5. Итог урока
- Все ли получилось на нашем уроке?
- Возникли ли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
- Все ли поставленные задачи мы выполнили?
- Какую букву мы сегодня учились писать?(Мы учились писать заглавную (прописную) букву У.)
- Зачем же нам нужно уметь писать заглавную (прописную) букву У?(Имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. С нее начинают писать и предложения.)
V 6. Рефлексия
- Урок подошел к концу. Как работал на уроке каждый? Дополните устно мои предложения…
- Сегодня я узнал…
- Я научился…
- Я познакомился…
- Я понял…